НЛП как современная и эффективная модель коммуникации

В современном понимании люди далёкого прошлого почти не умели общаться. Племена жили в частичной изоляции или на большом расстоянии друг от друга, люди общались в основном с теми, кого знали много лет — представителями своей группы. Мир древних был достаточно статичен, люди знали названия всех окружающих предметов и растений, их объединяли одинаковые страхи и верования, накопленный опыт веками передавался в мифологии и обрядах, а знания и новая информация накапливались медленно.

Cегодняшний мир совершенно иной: динамичный, безграничный, с постоянно увеличивающимся потоком информации и возможностью общаться разными способами с людьми во всех уголках планеты. Появление Интернета и мобильной связи в 1990-е годы изменили стиль жизни, предоставив нам колоссальные возможности, но и поставив новые вызовы. Экспериментально доказано, что жители сёл при переезде в большой город начинают намного быстрей двигаться, причём это проявляется и в ментальной жизни: увеличивается скорость мышления и общения, контактов становится больше, но снижается их продолжительность и глубина. Мы живём в эпоху быстрого и неглубокого общения с другими людьми и продолжаем ускоряться, увеличивая свою личную коммуникацию.

Неслучайно именно в 1990-е годы становятся популярными коммуникационные практики НЛП — нейролингвистического программирования, о котором многие имеют весьма туманное представление. Спросите, что такое НЛП у знакомых, и те, кто слышал, наверняка скажут, что это некая модель коммуникации, помогающая продать товар или добиться других целей, незаметно воздействуя на собеседника. Интерпретации термина могут отличаться, но основной смысл такой: «НЛП-техники помогают другим делать по-вашему».

НЛП — что это?

Нейро Лингвистическое Программирование как дисциплина была разработана группой молодых американских учёных в 1970-е годы. Они создали модель эффективной коммуникации на основе изучения  опыта трёх знаменитых психотерапевтов:  Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир, Фредерика Перлза. Самыми известными из группы энтузиастов стали лингвист Джон Гриндер и психолог Ричард Бэндлер. Эти двое учёных считаются основателями НЛП, но на самом деле это труд более широкого коллектива.

Методика оказалась столь успешной, что её начали использовать во многих отраслях: тренингах, рекламе, продажах и др. В психотерапии выделилось отдельное направление, помогающее решать сложные психологические проблемы, применяя методы НЛП.

Сегодня мы сталкиваемся с НЛП ежедневно, например, в рекламе, поэтому стоит разобраться, как это работает. Об НЛП написано масса книг и статей, но без специальной подготовки сложно понять, о чём в них идёт речь. Если говорить проще, то НЛП — это система коммуникационных техник, позволяющих эффективно влиять на собеседника, изменяя его отношение к обсуждаемой проблеме или явлению (Программирование).

При этом используется набор определённых речевых приёмов (Лингвистическое), позволяющих влиять на собеседника в процессе общения часто незаметно для него. Однако речевые техники  неэффективны сами по себе,  в процессе коммуникации НЛПист должен учитывать эмоциональное состояние собеседника, особенности его восприятия и психологии (Нейро), грамотно подстраиваться, чтобы достичь эффекта. Психологическая подстройка под собеседника — ключевой момент в НЛП, без которого невозможно добиться высоких результатов.

Главный принцип психологической подстройки — это «отзеркаливание». Если вы хотите войти в психологический контакт с человеком, то «отзеркальте» (скопируйте) интонацию и темп речи собеседника, его эмоциональное состояние, позу, мимику, а в идеале — даже темп дыхания. Если подстройка проводится грамотно, то на уровне подсознания вас начнут воспринимать как своего. В подстройке нет ничего крамольного, мы часто подстраиваемся под других, даже не осознавая этого. Например, если в мрачном состоянии духа вы  случайно попали на весёлую вечеринку, то  поневоле начинаете громче и быстрей говорить, подстраиваясь под окружающих, и даже если пить нельзя, настроение автоматически улучшается.

Подстроиться под собеседника не так просто, особенно если вы молоды, и у вас не так много психологического и жизненного опыта. Но под руководством тренера НЛП этому может научиться почти каждый человек.

Речевые техники НЛП
Правильная подстройка позволяет эффективно использовать речевые техники, помогающие управлять вниманием собеседника. Речевые техники используются в рекламе, выступлениях, на переговорах, в  СМИ, поэтому полезно научиться их распознавать и использовать. Рассмотрим самые распространенные речевые техники.

Трюизмы
Трюизм ( англ. truism) — банальность. Это общеизвестное утверждение, не требующее доказательств и воспринимаемое как истина
«Все мы иногда ошибаемся», «Да разве на одну стипендию проживешь» и т.п.
Трюизмы могут показаться примитивными, но они очень эффективны, так как воспринимаются без критики и направляют мысли собеседника.  Если вы, в частности, хотите помочь человеку измениться, вы можете начать с фразы: «Все люди могут меняться».  При помощи этой простой манипуляции вы сразу обойдёте убеждение собеседника, что он ничего не может изменить. Ведь он — человек, а все люди могут меняться.
В качестве трюизмов часто используют пословицы, по инерции воспринимающиеся как истина: семь раз отмерь, один раз отрежь; «проверьте этот текст ещё раз».

Предположения

Обычно используются для побуждения человека к действию путём  связывания двух событий в одном выражении:
«Как только вы придёте ко мне на приём, то сразу почувствуете себя  намного лучше».
Если произойдёт одно событие (придёте на приём), то после него произойдёт и другое (почувствуете лучше). Получается, что отказаться от приёма нельзя, потому что с ним связана вторая часть фразы о хорошем самочувствии.
«Будешь гулять — купи хлеба». Невинная фраза на самом деле — манипуляция, ибо не предполагает отказ от покупки хлеба.

Противоположности

Для связки в логическую последовательность используются разные  фразы  и понятия. При помощи конструкций:

— Чем… тем…
— Как только… так…
— Чем лучше ты будешь учиться, тем легче тебе будет жить.

Первая часть побуждает к действию, вторая часть фразы мотивирует собеседника.  Однако нет гарантий, что как только действие произойдет, то сбудется вторая (жизнь облегчится).

Двойные вопросы

В одной фразе содержится два вопроса. Первый идёт как вспомогательный, а содержание второй части вопроса подсознательно воспринимается как истина, хотя возможно это совершенно не так. Конструкции:

— А вы заметили, что…
— А вы поняли, что…
— Чувствуете, что…

К примеру:
«А вы заметили, как вам идёт этот костюм?».
«Чувствуете, как с каждым моим словом вам становится всё лучше?».

Несмотря на кажущуюся простоту — данный приём обладает мощным эффектом внушения.

 

Ложный выбор

Вам как бы даётся возможность выбрать, но на самом деле фраза подталкивает к принятию решения:
— Вы договор подпишете сразу или сначала прочтёте?
— Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?

 

Все выборы

В этом случае даётся ряд выборов, но нужный выделяется различными способами: интонацией или невербально, так, кивком головы:

— Вы можете спорить до посинения, но лучше бы ты уступил, ведь умные всегда упорствуют меньше дураков.

— Ты можешь сидеть за своим компьютером, но лучше бы ты, как более умный старший брат, помог мне написать рецензию.

Выделенная полужирным шрифтом фраза подчёркивается интонационно или невербально, а именно, кивком головы или прикосновением и подсознательно воспринимается как команда. В последней речевой технике используются приём «якорение». Это уже более сложный уровень НЛП, суть его состоит в том, что с помощью интонации или прикосновения человека программируют на определённое эмоциональное состояние, и в нужный момент вы, скажем так, касаетесь плеча человека и направляете его внимание в конструктивное русло.

Мы видим, НЛП-техники манипулятивны по своей сути. Это — одна из причин, почему в странах СНГ долгое время НЛП не признавали, а академическая наука считает НЛП псевдодисциплиной.  В остальном мире НЛП активно используется, в Украине безоговорочно принял НЛП только бизнес. Почему сложилась такая ситуация, мы спросили у мастера НЛП — Юрия Живоглядова.

Комментарий эксперта

 Живоглядов Юрий Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, ассоциированный Тренер Системного НЛП, психотерапевт-практик, вице-президент КАППП (Киевская ассоциация практикующих психологов и психотерапевтов).

Метод НЛП стал широко применяться в 1990-е годы как набор специальных техник для профессий, использующих помогающую коммуникацию: консультантов, бизнес-тренеров, психотерапевтов. Поз-же НЛП стали использовать для обучения в бизне-
се — сначала отдельных менеджеров, а впоследствии групп и организаций.

В результате НЛП стало одним из самых популярных и эффективных инструментов обучения в бизнесе, поскольку помогает создавать самообучающиеся организации. Понятие «самообучающаяся организация» впервые применил Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина», где показал, как опираясь на системное мышление помочь организации стать живой, успешной и саморазвивающейся. В последние годы почти все эффективные бизнес-тренинги для среднего и высшего персонала включают программы, развивающие системное мышление.

Необходимо отметить, что страны СНГ — это единственный регион, где НЛП подвергается дискредитации. В академических кругах, да и в обыденном сознании НЛП ассоциируется с манипуляциями, а в нашей ментальности манипуляция зачастую воспринимается как ругательное слово. При этом есть такая игра — многие ругают НЛП, но активно пользуются этим инструментарием.  В современном понимании НЛП — это всё-таки техники искусного манипулирования, но надо воспринимать это слово как метафору.

Под манипуляцией понимается искусство мотивирования другого. Манипуляция — это психологическое воздействие, в результате которого у собеседника возникают определённые установки, цели и мотивы, отличные от тех, которые были до этого. При этом воздействие не должно нарушать принятых в обществе правил поведения, оставаясь в рамках культурных, социальных, межличностных норм. Управляя вниманием, можно помочь другому человеку направить свои усилия в конструктивном направлении.

Поэтому в бизнес-среде НЛП продолжает набирать популярность. Бизнесмены лояльно относятся к приёмам управления, будь они явные или скрытые. Если управление скрытое (манипулятивное), но  эффективное, то они готовы платить за тренинги по НЛП. Проблема низкой мотивации людей сейчас является одной из ключевых проблем во многих психологических школах. А НЛП, особенно речевые техники, — это инструмент эффективного психологического воздействия и мотивирования других людей. И не только в бизнесе. Сегодня, например, развивается новое направление — манипулятивная педагогика, где НЛП-техники помогают управлять вниманием учащихся.
Обучение НЛП

В Интернете достаточно предложений по обучению НЛП-практикам в Украине и за рубежом. НЛП — действенный инструмент, и не редкость, когда после прохождения парочки семинаров люди уже продают свои услуги как тренера НЛП. Некоторые «мастера» предлагают эффективное обучение за день или даже 40 минут, поэтому будьте внимательны.

Многие, кто прошёл корпоративные тренинги, изучали на них элементы НЛП-практик, однако, чтобы применять эти знания эффективно в «автоматическом» режиме, необходима более серьёзная подготовка.

Дело в том, что в бизнесе и политике очень многие люди знакомы с НЛП-техниками, поэтому, применяя их после двухдневного семинара, можно навредить себе. Поверхностные знания НЛП могут помочь вам, возможно, договориться с таксистом. Если правильно построить фразу и подкрепить её едва заметным кивком головы, можно действительно сбить цену за проезд.  Однако широко известные и заметные приемы НЛП в деловых переговорах могут  насторожить опытного переговорщика и негативно сказаться на их результате.

Чтобы эффективно обучиться НЛП и кардинально улучшить свои коммуникационные навыки, необходимо пройти курс минимум в 3 — 4 недели. Это говорят и наши опытные мастера, и на такую продолжительность рассчитаны минимальные программы в серьёзных зарубежных центрах НЛП-подготовки. Техники должны быть разобраны до тонкостей и отработаны многократно вместе с опытными мастерами, только тогда они могут стать вашей эффективной рабочей практикой и со временем будут доведены до автоматизма. В таком случае, даже если ваш оппонент обладает знаниями НЛП-техник, вы всё равно договоритесь.

Как говорит мастер НЛП Юрий Живоглядов: «Можно пробренчать  романс на балалайке с тремя струнами и насмешить зрителей,  а можно исполнить эту же песню  на аккордеоне в трёх октавах и  пленить  слушателей.  Настоящий НЛП — это когда ты берёшь три октавы».

При выборе обучающей НЛП-программы обращайте внимание на то, какой компетенцией обладают тренеры, наличие у них профессиональных статей и монографий. Если выберите профессиональный курс в 3 — 4 недели, очень желательно, чтобы вели его не один, а несколько сертифицированных тренеров, так как в  обучении НЛП важно познакомиться с  разными поведенческими моделями.

Изучение НЛП может сделать ваше деловое и личное общение намного более эффективным, поможет лучше понимать себя и других, быть ведущим в коммуникации, а не ведомым, приобрести новые современные знания о психологии человека.