Connect with us

Культура

ТАРАС ШЕВЧЕНКО – АКАДЕМИК ПО ГРАВИРОВАНИЮ

Опубликовано

,

(к 155-летию присвоения Т.Г. Шевченко звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств)

«Выйдя из простого народа, он не отвернулся от нищеты и голытьбы, наоборот — он и нас повернул лицом к народу, заставил полюбить его и сочувствовать его переживаниям. Он шёл впереди, указывая и чистоту слова, и чистоту мысли, и чистоту жизни »

(Л.Жемчужников, русский и украинский художник)

Интерес к гравюре возник у Т. Шевченко еще в годы обучения у К. Брюллова. Его первыми опытами в этой области были офорты альбома «Живописная Украина» (1844 г.). Решив  совершенствоваться в гравировальном искусстве после ссылки, Шевченко копировал произведения выдающихся мастеров прошлого и работал над собственными гравюрами в технике офорта (a l’eau forte) и акватинты. Чтобы заняться гравюрой, в большом здании Академии художеств ему была отведена маленькая с одним окном мастерская с антресолями вместо кровати. «О живописи, — писал Т.Шевченко в своём дневнике, — теперь нечего и думать! Я и прежде был посредственным живописцем, а теперь и подавно. Десять лет неупражнения в состоянии сделать из великого виртуоза кабашного балалаечника».

Гравировальным классом в Академии художеств руководили тогда заслуженный профессор Н. Уткин и талантливый русский гравёр, профессор и академик — хранитель эстампов в Эрмитаже Ф. Иордан,  к советам которых часто прислушивался художник.

В течение 1859-1861 гг. Т. Г. Шевченко активно работает в области гравюры. Он рисовал и гравировал копии с офортов знаменитого Рембрандта, воспроизводил картины русской живописной школы, являлся и портретистом. Из всех видов гравирования ему полюбилось больше всех гравирование на меди крепкой водкой (раствор азотной кислоты в воде).  Почти все его гравюры этого периода выполнены этим способом.  Первыми гравёрными работами, выполненными в Академии,  были: 5 копий с гравюр Рембрандта — «Виноградари», «Сцена в купеческой конторе» и др.; «Две девушки»; одалиска (предположительно — «Сама себе хозяйка»); «Головка»;  «Автопортрет»;  «Крестьянин-странник» и «Спящая женщина с открытою грудью и папироской в руке».

В апреле 1859 г. Т. Шевченко обратился к совету Академии с официальной просьбой удостоить его звания академика или же дать ему программу для получения этого звания
и представил на его рассмотрение свои офорты: «Притча о работниках на винограднике» (по картине Рембрандта) и «Приятели» — по картине русского художника И. Соколова. Совет  постановил признать его «назначенным в академики и задать программу на звание академика по гравированию на меди».

В конце сентября 1859 г. он изготовил офорт «Мангышлакский сад» с собственного рисунка, сделанного в Новопетровском укреплении, в октябре – сепию*** «Старик на кладбище» и офорт с неё. Позднее — офорты с картины  К. Брюллова  «Вирсавия» и с картины А. Мещерского «Дуб» и оригинальный офорт с собственного рисунка «Натурщица». Отдельную группу составляли офорты-портреты художников-академиков Ф. Бруни, Ф. Толстого, П. Клодта,  И. Горностаева.  К этому времени относятся несколько автопортретов и офортов с них.

На ежегодную академическую выставку 1860 г. Т. Шевченко были представлены пять офортов: «Вирсавия» — по неоконченной картине (1832 г.) К. Брюллова,  «Дуб» — по рисунку (1860 г.) русского художника  А. Мещерского, «Вечер в Альбано вблизи Рима (лес)» — по пейзажу (1836 г.) русского художника Лебедева, автопортрет и этюд, а также написанный маслом автопортрет. Получить академическое звание экспоненту тогдашних выставок было нелегко. На выставке 1860 г. были представлены около 400 экспонатов по живописи, акварели, скульптуре, гравированию и архитектуре.

В предварительном заседании академического совета 2 сентября 1860 г. Т. Шевченко, наряду с живописцами А. Бейдеманом, И. Борниковым, В. Пукиревым и др., признан был академиком по гравированию «в уважение искусства и познаний в художествах».

4 сентября 1860 г. торжественное ежегодное собрание Академии искусств присвоило Т. Шевченко звание академика. «Имена Шевченко и других вновь избранных членов Академии, — сообщалось в прессе, — провозглашены были при звуке труб и литавр, на общем годичном торжественном собрании Академии 4 сентября конференц-секретарём  Ф. Ф. Львовым» .

Диплом академика подписан 31 октября 1860 г. В нём говорилось: «С.-Петербургская императорская Академия художеств за искусство и познания в гравировальном искусстве признаёт и почитает художника Тараса Шевченко своим академиком, с правами и преимуществами в установлении Академии  предписанными. Дан в С.-Петербурге за подписанием президента и с приложением печати 1860 года октября 31 дня».

На основании соответствующих постановлений Т. Шевченко 5 ноября 1860 г. выдано свидетельство следующего содержания: «Свидетельство. Из императорской Академии художеств. Академику её Тарасу Григорьевичу Шевченко в том, что он удостоен сего звания бывшим 4-го ч [исла] сентября сего 1860 года торжественным годичным собранием Академии и что по силе всемилостивейше дарованной привилегии имеет он право на утверждение, по сему званию, в чине титулярного советника.  Вследствие чего и дано ему, г. Шевченко, сие свидетельство для предъявления полицейскому начальству во время проживания на квартирах в С.-Петербурге».

Диплом получил М. Лазаревский — его друг и побратим — уже после смерти Т. Шевченко для передачи родственникам поэта.
Т.Шевченко проявил себя как даровитый гравёр-реалист в разных жанрах: портрет, жанровые гравюры, пейзаж, иллюстрация, — и за короткий срок добился высокого признания своего мастерства.   По словам В. В. Тарновского — этнографа, друга и коллекционера творческого наследия  поэта и художника, Т. Шевченко в Академии называли русским Рембрандтом по существовавшему тогда обыкновению давать наиболее даровитым ученикам имена излюбленных художников-образцов, с манерой которых работы этих учеников имели наиболее сходство.

По мастерству и великолепию  исполнения особое внимание привлекает офорт «Вирсавия». Работа выполнена с одноимённой картины русского художника – учителя и вызволителя  из крепостничества Т. Г .Шевченко — К. П. Брюллова по фотографии, подаренной Т.Шевченко её владельцем, московским коллекционером и издателем  К. Солдатёнковым в Москве в 1859 г., купившем её у самого автора. Оригинал картины теперь принадлежит Государственной Третьяковской галерее  (г. Москва).

Вирсавия – персонаж  библейской легенды (2 кн. Царств, Гл. 11, стихи 1-5) — жена  военачальника при войске царя Давида Урии Хеттеянина. Царь Давид, увидев купающуюся в саду Вирсавию, воспылал к ней страстью:  «Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею…Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна». Чтобы сокрыть следы прелюбодеяния, царь Давид направил Урию с письмо к полководцу Иоаву, в котором приказал: «…поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, что бы он был поражён и умер». Так и случилось. После смерти Урии царь Давид сделал Вирсавию своей женой,  родившей ему второго сына Соломона (третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965—928 до н. э., в период его наивысшего расцвета).

Обращение к образу брюлловской Вирсавии было для Т. Шевченко не только данью уважения к учителю, но и своеобразным мостиком к поэтическим произведениям обличительного характера – «Кавказ» (1845 г.) и «Цари» (1848 г.).

  1. Т. Г. Шевченко. Автопортрет в светлом костюме. Санкт-Петербург. 1860. Бумага, офорт (21 × 13.6 см). Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, инв. № г – 676.

sheva_01

  1. К.П.Брюллов.Вирсавия; Вирсавия в купальне (англ.Bathsheba). Холст, масло (173×125,5 см). [ Санкт-Петербург]. [1832]. Из коллекции К.Т.Солдатёнкова. Государственная Третьяковская галерея, Москва, инв. № 5052.

sheva_02

Глядя на молодость и совершенную красоту обнажённого женского тела,  на «сладострастную, блестящую по краскам “Вирсавию”», можно поверить в неодолимость желания царя Давида. <…> (отзыв A.Н. Бенуа-русского художника).

Безусловно, в светящейся фигуре Вирсавии,  в скульптурности и пластичности её форм нашли воплощение достоинства изваяний из каррарского мрамора, подаренные миру античностью и эпохой Возрождения.

  1. Т.Г.Шевченко. Вирсавия. Бумага, офорт, акватинта (36,2 × 27,1 см). Санкт-Петербург. [Не позднее 30.V] 1860. Национальный музей Тараса Шевченко, инв. № г – 884.

sheva_03

 

Текст: Александр Васильевич Шалыминов

 

 

Культура

Украинский мачо: победитель шоу «Х-Фактор» удивил новой фотосессией

Опубликовано

,

Автор:

Победитель четвертого сезона шоу «Х-Фактор» удивил новой фотосессией в стиле «мачо».

Певец Александр Порядинский больше не тот 15-летний юноша, одержавший победу в четвертом сезоне шоу «Х-Фактор». Парень возмужал, активно занялся спортом и превратился в самодостаточного артиста.

20-летний Александр Порядинский уже более пяти лет на профессиональной сцене, за его восхождением на музыкальный Олимп наблюдала вся страна. По мере усовершенствования вокальных данных, певец не забывал о своем внешнем позиционировании. Артист представил новую фотосессию, которая стала подтверждением упорной работы над собой – результат, как говорится, на лицо:

«Я потратил немало сил, чтобы выглядеть так, как сейчас. Дело не только в похудении, произошла переоценка многих вещей — от жизни до дальнейших планов. Раньше я не слишком задумывался о том, в чем одет, как смотрюсь в кадре. Но, пройдя определенный путь в шоу-бизнесе, я знаю, чего хочу и к чему стремлюсь. Моя новая фотосессия – это старт перемен. Александр Порядинский – это серьезный артист, сдержанный молодой человек с выдержанным образом», — говорит Саша.

Читать дальше

Культура

За что Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию - объясняем на цитатах

Опубликовано

,

30-летний рэп-исполнитель Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию за альбом DAMN, который, по мнению жюри, стал «виртуозной коллекцией песен», где «африканские мотивы прекрасно сочетаются с ритмическим динамизмом».

Ламару — одному из самых известных рэперов мира, удалось сломать устоявшуюся традицию премии, согласно которой ее обладателем ранее становились только исполнители джаза и классической музыки. В этом году среди номинантов были чернокожая скрипачка Регина Картер, режиссер Метрополитен-опера Пол Кремо и композитор Дэвид Лэнг.

Читайте по теме 
Победитель шоу «Х-Фактор» отметит 20-летие ярким перформенсом

Ламар – обладатель семи премий «Грэмми», а в 2015-м он был номинирован сразу в 11 категориях, что позволило ему занять второе место в истории по числу номинаций за одну церемонию, уступив по этому показателю только Майклу Джексону (12 номинаций).

В 2016-му году журнал Time включил Ламара в список ста наиболее влиятельных людей года, а сам получил от мэра Комптона – городка в Калифорнии с населением около 100 000 человек — Айи Браун ключи от своего родного района. Годом ранее рэпер был  удостоен почетной награды от Сената Калифорнии «Generational Icon» («Икона Поколения»).

Читайте по теме 
Дизель из Green Grey: «Мы попали в плейлисты разных поколений, начиная все сначала каждые 5 лет»

Экс-президент США Барак Обама признавался, что его любимой композицией в 2015-м году был трек Кендрика «How Much A Dollar Cost?» из третьего студийного альбома To Pimp a Butterfly.

Альбом, Damn, за который рэпер и получил премию, вышел в апреле прошого года. Он дебютировал на первом месте общенационального хит-парада Billboard 200 с тиражом 603 000 альбомных эквивалентных единиц в первую неделю релиза. К концу 2017 года тираж Damn составил 910 000 копий и 2 747 000 альбомных эквивалентных единиц в США.

Впрочем, надо признать любовь и популярность за свои песни Ламар заслужил гораздо раньше. В его текстах есть все: личные и политические проблемы, ситуация с расовой дискриминацией и размышления о проблемах, возникающих под бременем коммерческого успеха.

Так, в интерлюдии с альбома «To Pimp A Butterfly» под названием «For Free» главный герой достаточно жестко осуждает систему: «I need forty acres and a mule. Not a forty ounce and a pitbull» («Мне нужны сорок акров земли и мул, а не литр пива и питбуль»). Он сравнивает США с девушкой, от отношений с которой отказывается, пишет издание «Отвратительные мужики».  В данном случае ей является Америка, предлагающая лирическому герою материальные блага. Он же решает добиться всего самостоятельно. Композиция полностью пропитана духом рабства, взять те же отсылки к хлопковым плантациям. Отсюда и большая любовь чернокожих к творчеству Ламара: они понимают его, хотят быть такими же самоуверенными и видят, как Кендрик добивается успеха.

Кендрик не ослеплен славой и видит собственные изъяны, а его песни доказывают, что никакой успех не может ослепить здравомыслящего человека: «I place blame on you still, рlace shame on you still, feel like you ain’t shit, feel like you don’t feel» («Я по-прежнему виню тебя, по-прежнему стыжу тебя. Кажется, ни черта в тебе нет. Кажется, ты не чувствуешь»).

В треке «u» рэпер обличает личную беспомощность, называя себя плохим лидером, неуверенным в себе неудачником и признается во внутренней ненависти. Удивительная самокритика для человека, второй год ногой открывающего дверь на премию «Грэмми».

Читайте по теме 
53-летняя Мишель Обама поразила фигурой в белоснежном купальнике

Но, несмотря на это, он остается жизнерадостным, не став очередным нытиком, бубнящим в микрофон о несправедливой судьбе, если бы погрузился в собственную меланхолию. Вместо этого он признается, что находится в тяжелом положении, но говорит окружающим и самому себе: все будет в порядке. «We gon’ be alright! Do you hear me, do you feel me? We gon’ be alright!» («Мы будем в порядке! Ты меня слышишь? Ты меня понимаешь? Мы будем в порядке»).

Даже учитывая безумный успех, Ламар все еще не стал стереотипным ниггером, читающим про тачки, бабки, девушек и траву. Зато он запросто может говорить о деньгах, как о контракте с Люцифером. А также без зазрения совести называть самого себя праведником. «What’s wrong, nigga? I thought you was keeping it gangsta.I thought this what you wanted» («Что не так, черномазый? Я думала, что ты настоящий гангстер. Думала, что ты хочешь именно этого. Как говорят, если боишься, то иди в церковь, но помни, Он тоже знает Библию»)

В еще одной интерлюдии «For Sale?» Ламар передает разговор девушки по имени Люци и героя, которого она пытается заманить выгодным контрактом, как сделала с другими «скучными рэперами». Но он верен богу и не намерен продаваться. Также и сам Кендрик: музыка и самореализация для него важнее, а деньги всегда придут к тому, у кого есть талант.

Он пишет о том, что действительно важно. В первую очередь, для него самого. В композиции «Hood Politics» Ламар уделяет много текста политике. Но и это делает по-своему: вначале упоминает недостатки родного района, насмехаясь над сверстниками, которые кичатся золотыми цепями, а потом переходит к Белому дому. «They give us guns and drugs, call us thugs, make it, they promise to fuck wit’ you, no condom, they fuck wit’ you. Obama say, «What it do?» («Нам дают оружие и наркотики, называют нас бандитами. Добьешься успеха — они обещают кентиться с тобой. Обманут тебя, не сомневайся. Обама сказал: «Что с того?»). 

Кендрик сравнивает демократов и республиканцев с двумя популярнейшими преступными бандами, столкнувшимися в борьбе за деньги и территорию. А также говорит про то, что власть сначала сама раздает оружие и наркотики, после чего начинает называть удобных ей людей бандитами.

Но главное: Ламар — чертов гений в написании витиеватых, метафоричных и красивых текстов с глубоким смыслом. Объясним на примере одного трека — «How Much a Dollar Cost» — одной из любимых песен Барака Обамы. Это история про богатого героя, который встречает бедняка на местной заправке. «Have you ever opened up Exodus 14? A humble man is all that we ever need.Tell me how much a dollar cost?» («Ты когда-нибудь открывал Исход, главу четырнадцатую? Скромный человек — тот, кого нам всегда не хватало. Скажи, сколько стоит доллар?»). 

Читать дальше

Культура

Работа харьковского художника украсила обложку одного из самых популярных журналов мира

Опубликовано

,

Иллюстрация украинского иллюстратора из Харькова Станислава Сенчука появилась на обложке майского номера журнала British Vogue.

Фотографию в своем Instagram-профиле опубликовал British Vogue, а снимком обложки также поделился главный редактор издания Эдвард Эннинфул.

 

Новая обложка — British Vogue май 

Отметил, что работы Сенчука уже не в первый раз попадают в British Vogue. В декабрьском номере журнала также выходил материал с иллюстрацией украинца.

Читать дальше
Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна