Connect with us

Культура

ТАРАС ШЕВЧЕНКО – АКАДЕМИК ПО ГРАВИРОВАНИЮ

Опубликовано

,

(к 155-летию присвоения Т.Г. Шевченко звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств)

«Выйдя из простого народа, он не отвернулся от нищеты и голытьбы, наоборот — он и нас повернул лицом к народу, заставил полюбить его и сочувствовать его переживаниям. Он шёл впереди, указывая и чистоту слова, и чистоту мысли, и чистоту жизни »

(Л.Жемчужников, русский и украинский художник)

Интерес к гравюре возник у Т. Шевченко еще в годы обучения у К. Брюллова. Его первыми опытами в этой области были офорты альбома «Живописная Украина» (1844 г.). Решив  совершенствоваться в гравировальном искусстве после ссылки, Шевченко копировал произведения выдающихся мастеров прошлого и работал над собственными гравюрами в технике офорта (a l’eau forte) и акватинты. Чтобы заняться гравюрой, в большом здании Академии художеств ему была отведена маленькая с одним окном мастерская с антресолями вместо кровати. «О живописи, — писал Т.Шевченко в своём дневнике, — теперь нечего и думать! Я и прежде был посредственным живописцем, а теперь и подавно. Десять лет неупражнения в состоянии сделать из великого виртуоза кабашного балалаечника».

Гравировальным классом в Академии художеств руководили тогда заслуженный профессор Н. Уткин и талантливый русский гравёр, профессор и академик — хранитель эстампов в Эрмитаже Ф. Иордан,  к советам которых часто прислушивался художник.

В течение 1859-1861 гг. Т. Г. Шевченко активно работает в области гравюры. Он рисовал и гравировал копии с офортов знаменитого Рембрандта, воспроизводил картины русской живописной школы, являлся и портретистом. Из всех видов гравирования ему полюбилось больше всех гравирование на меди крепкой водкой (раствор азотной кислоты в воде).  Почти все его гравюры этого периода выполнены этим способом.  Первыми гравёрными работами, выполненными в Академии,  были: 5 копий с гравюр Рембрандта — «Виноградари», «Сцена в купеческой конторе» и др.; «Две девушки»; одалиска (предположительно — «Сама себе хозяйка»); «Головка»;  «Автопортрет»;  «Крестьянин-странник» и «Спящая женщина с открытою грудью и папироской в руке».

В апреле 1859 г. Т. Шевченко обратился к совету Академии с официальной просьбой удостоить его звания академика или же дать ему программу для получения этого звания
и представил на его рассмотрение свои офорты: «Притча о работниках на винограднике» (по картине Рембрандта) и «Приятели» — по картине русского художника И. Соколова. Совет  постановил признать его «назначенным в академики и задать программу на звание академика по гравированию на меди».

В конце сентября 1859 г. он изготовил офорт «Мангышлакский сад» с собственного рисунка, сделанного в Новопетровском укреплении, в октябре – сепию*** «Старик на кладбище» и офорт с неё. Позднее — офорты с картины  К. Брюллова  «Вирсавия» и с картины А. Мещерского «Дуб» и оригинальный офорт с собственного рисунка «Натурщица». Отдельную группу составляли офорты-портреты художников-академиков Ф. Бруни, Ф. Толстого, П. Клодта,  И. Горностаева.  К этому времени относятся несколько автопортретов и офортов с них.

На ежегодную академическую выставку 1860 г. Т. Шевченко были представлены пять офортов: «Вирсавия» — по неоконченной картине (1832 г.) К. Брюллова,  «Дуб» — по рисунку (1860 г.) русского художника  А. Мещерского, «Вечер в Альбано вблизи Рима (лес)» — по пейзажу (1836 г.) русского художника Лебедева, автопортрет и этюд, а также написанный маслом автопортрет. Получить академическое звание экспоненту тогдашних выставок было нелегко. На выставке 1860 г. были представлены около 400 экспонатов по живописи, акварели, скульптуре, гравированию и архитектуре.

В предварительном заседании академического совета 2 сентября 1860 г. Т. Шевченко, наряду с живописцами А. Бейдеманом, И. Борниковым, В. Пукиревым и др., признан был академиком по гравированию «в уважение искусства и познаний в художествах».

4 сентября 1860 г. торжественное ежегодное собрание Академии искусств присвоило Т. Шевченко звание академика. «Имена Шевченко и других вновь избранных членов Академии, — сообщалось в прессе, — провозглашены были при звуке труб и литавр, на общем годичном торжественном собрании Академии 4 сентября конференц-секретарём  Ф. Ф. Львовым» .

Диплом академика подписан 31 октября 1860 г. В нём говорилось: «С.-Петербургская императорская Академия художеств за искусство и познания в гравировальном искусстве признаёт и почитает художника Тараса Шевченко своим академиком, с правами и преимуществами в установлении Академии  предписанными. Дан в С.-Петербурге за подписанием президента и с приложением печати 1860 года октября 31 дня».

На основании соответствующих постановлений Т. Шевченко 5 ноября 1860 г. выдано свидетельство следующего содержания: «Свидетельство. Из императорской Академии художеств. Академику её Тарасу Григорьевичу Шевченко в том, что он удостоен сего звания бывшим 4-го ч [исла] сентября сего 1860 года торжественным годичным собранием Академии и что по силе всемилостивейше дарованной привилегии имеет он право на утверждение, по сему званию, в чине титулярного советника.  Вследствие чего и дано ему, г. Шевченко, сие свидетельство для предъявления полицейскому начальству во время проживания на квартирах в С.-Петербурге».

Диплом получил М. Лазаревский — его друг и побратим — уже после смерти Т. Шевченко для передачи родственникам поэта.
Т.Шевченко проявил себя как даровитый гравёр-реалист в разных жанрах: портрет, жанровые гравюры, пейзаж, иллюстрация, — и за короткий срок добился высокого признания своего мастерства.   По словам В. В. Тарновского — этнографа, друга и коллекционера творческого наследия  поэта и художника, Т. Шевченко в Академии называли русским Рембрандтом по существовавшему тогда обыкновению давать наиболее даровитым ученикам имена излюбленных художников-образцов, с манерой которых работы этих учеников имели наиболее сходство.

По мастерству и великолепию  исполнения особое внимание привлекает офорт «Вирсавия». Работа выполнена с одноимённой картины русского художника – учителя и вызволителя  из крепостничества Т. Г .Шевченко — К. П. Брюллова по фотографии, подаренной Т.Шевченко её владельцем, московским коллекционером и издателем  К. Солдатёнковым в Москве в 1859 г., купившем её у самого автора. Оригинал картины теперь принадлежит Государственной Третьяковской галерее  (г. Москва).

Вирсавия – персонаж  библейской легенды (2 кн. Царств, Гл. 11, стихи 1-5) — жена  военачальника при войске царя Давида Урии Хеттеянина. Царь Давид, увидев купающуюся в саду Вирсавию, воспылал к ней страстью:  «Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею…Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна». Чтобы сокрыть следы прелюбодеяния, царь Давид направил Урию с письмо к полководцу Иоаву, в котором приказал: «…поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, что бы он был поражён и умер». Так и случилось. После смерти Урии царь Давид сделал Вирсавию своей женой,  родившей ему второго сына Соломона (третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965—928 до н. э., в период его наивысшего расцвета).

Обращение к образу брюлловской Вирсавии было для Т. Шевченко не только данью уважения к учителю, но и своеобразным мостиком к поэтическим произведениям обличительного характера – «Кавказ» (1845 г.) и «Цари» (1848 г.).

  1. Т. Г. Шевченко. Автопортрет в светлом костюме. Санкт-Петербург. 1860. Бумага, офорт (21 × 13.6 см). Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, инв. № г – 676.

sheva_01

  1. К.П.Брюллов.Вирсавия; Вирсавия в купальне (англ.Bathsheba). Холст, масло (173×125,5 см). [ Санкт-Петербург]. [1832]. Из коллекции К.Т.Солдатёнкова. Государственная Третьяковская галерея, Москва, инв. № 5052.

sheva_02

Глядя на молодость и совершенную красоту обнажённого женского тела,  на «сладострастную, блестящую по краскам “Вирсавию”», можно поверить в неодолимость желания царя Давида. <…> (отзыв A.Н. Бенуа-русского художника).

Безусловно, в светящейся фигуре Вирсавии,  в скульптурности и пластичности её форм нашли воплощение достоинства изваяний из каррарского мрамора, подаренные миру античностью и эпохой Возрождения.

  1. Т.Г.Шевченко. Вирсавия. Бумага, офорт, акватинта (36,2 × 27,1 см). Санкт-Петербург. [Не позднее 30.V] 1860. Национальный музей Тараса Шевченко, инв. № г – 884.

sheva_03

 

Текст: Александр Васильевич Шалыминов

 

 

Читать дальше
Click to comment

Leave a Reply

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бизнес

Потрясающий менеджерский урок: как Pixar впервые в истории Голливуда включила всех сотрудников в титры

Опубликовано

,

Автор:

Легендарная киностудия Pixar заставила мир влюбиться в  игрушки, рыб, монстров, поваров и роботов. Купленная Стивом Джобсом у Джорджа Лукаса всего за $5 млн, сегодня она оценивается в десятки миллиардов.

Финансовый директор Pixar Лоуренс Леви в своей книге «Pixar Перезагрузка. Как вдохнуть в бизнес новую жизнь» рассказал, как маленькая компания, создавшая на тот момент только один мультфильм «История игрушек» сумела выйти на IPO, как затем ей в течение десятка лет ей удавалось оставаться на уровне и раз за разом создавать шедевры и какую роль в том сыграла корпоративная культура, главный секрет которой — ничем не ограниченное общение, невзирая на должности.

Forbes опубликовал отрывок из этой книги, который может стать ценным уроком для многих бизнесменов.

***

«В мире знаменитостей̆ такие люди вроде меня были малозаметны, но в моем мире они были звездами. Они прошли огромное расстояние, чтобы помочь Pixar преуспеть. Многие беспокоились не только о своей зоне ответственности, но и о компании в целом. Для них Pixar был чем-то личным. Они были невоспетыми героями Pixar, вспомогательной армией, чьи имена никогда не оказались бы в фокусе общественного внимания, но чьи усилия были ничуть не менее важны, чем работа всех остальных.

— Они все должны получить признание, — сказал я однажды Стиву [Стив Джобс — примечание редакции]. — Нам ничего не стоит добавить имена сотрудников администрации Pixar к финальным титрам фильма. Это будут несколько дополнительных секунд экранного времени. Что думаешь?

Читайте по теме:
Потрясающая история, как биткоин превратился в 100 тысяч для умирающего ребенка

— Может быть, об этом стоит поговорить с Дарлой? — предложил Стив.

Здесь не было ни да, ни нет, но была готовность разговаривать. Я воспользовался ею.

Дарла Андерсон была сопродюсером «Приключений Флика», вместе с Кевином Реером. В Pixar она руководила группой рекламы, и это был ее первый полнометражный фильм. Я приложил много сил, чтобы она получила эту должность. Она была рада выяснить с Disney вопрос признания в виде титров.

Дарла вновь связалась со мной пару недель спустя.

— Извини, — сказала она. — Идея с титрами не движется ни туда, ни сюда. Disney очень разборчив в вопросах с титрами к фильму. Со своими фильмами они никогда такого не делали. Не будут делать и с нашим.

Одним махом Disney отверг нашу просьбу. Это казалось нечестным. Я пытался понять, почему для них это было так трудно.

Я узнал, что титры к фильмам менялись и со временем стали чем-то вроде резюме для тех, кто в них попадал. Признание не раздавалось легко. Кроме того, Disney выработал свой собственный внутренний стиль, где в титрах не было места для административных сотрудников, так что они не хотели нарушать это правило и для Pixar. Однако я оставался непреклонным. Это были наши фильмы. Мы только что согласовали контракт, в котором это было четко обозначено. У Pixar был креативный контроль. Это должно было быть наше решение. Я вернулся с этим вопросом к Стиву.

— В данном случае я не готов принять «нет» в качестве ответа, — сказал я. — Для нас это возможность сделать что-то действительно значимое для сотрудников Pixar, и это никому ничего не будет стоить.

— Если ты получишь поддержку Джона и Эда, — ответил Стив, — мы надавим на Disney.

И Джон, и Эд были членами Академии кинематографических искусств и очень хорошо понимали политику формирования титров к фильмам. Я договорился с ними о встрече, чтобы все обсудить.

Читайте по теме:
CEO лучшего украинского стартапа для путешественников поделился лайфхаками для авиаперелетов

— Проблема в том, — объяснил Джон, — что Голливуд очень серьезно относится к финальным титрам. Они не хотят размывать их назначение и разбавлять теми, кто, строго говоря, не относится к съемочной команде. И здесь они не хотят создавать прецедента.

— Но анимация — это другое, — настаивал я. — У нас нет команды, которая собирается для создания фильма и распускается, когда съемки окончены. Наши сотрудники работают день и ночь — так же, как команда продакшена. Мы все находимся в одном здании, работаем все вместе на достижение одной цели.

Мы еще немного поговорили, но не пришли к решению проблемы. Эд предложил взять еще немного времени и подумать.

Пару дней спустя мы с Эдом вернулись к этой теме. Я продолжал повторять, что это просто вопрос справедливости. Нечестно было отрезать так много людей, когда все мы трудимся над общей задачей. Мы продумали возможные способы решения, которые не нарушали бы статус-кво.

— А что, если нам предложить другой тип титров, — осенило вдруг Эда. — Что-то в конце, что отличалось бы от обычных титров.

— Это было бы просто потрясающе, — сказал я. — Именно это мы и пытаемся сделать. Я не буду против, если это будет что-то отличное от основных титров. Я просто хочу увидеть на экране имена.

Это был прорыв.

После этой встречи Эд, Джон и я, работая с продюсерами «Приключений Флика», разработали идею титров-«благодарностей», которые шли бы после обычных титров и отличались бы от них. Стиву идея понравилась, и он отправился с ней в Disney.

Еще через пару недель пришел ответ.

— Они согласились, — сказал Стив, — с одним исключением.

— С каким же? — спросил я.

— Никаких титров для руководителей Pixar. Они не хотят создавать прецедент.

Я сразу понял, что это означало. Стив и Эд уже получили более чем заслуженное признание исполнительных продюсеров в «Истории игрушек». Как руководитель, ни один из нас не попадет в титры «Приключений Флика». Получается, что я останусь единственным топ-менеджером в команде, кто так и не увидит своего имени на экране. Все, кто на меня работал, — увидят.

Читайте по теме:
Топ-5 самых престижных бизнес-школ для топ-менеджеров

Должен признать, это немного задевало. Было бы приятно увидеть там свое имя, хотя бы раз, хотя бы ради своей семьи. Однако этому случиться было не суждено. Не важно. Я добился того, чего хотел. Моя следующая задача была предельно ясна.

— Отлично, — сказал я Стиву. — У нас получилось. Спасибо, что взял на себя Disney.

К «Приключениям Флика» впервые добавили новые титры. В конце обычных, как раз тогда, когда казалось, что все закончилось, вверху экрана появлялись такие слова:

Спасибо всем в Pixar,
 кто помогал в создании этого фильма.

Читайте по теме:
Бизнес – это прежде всего мышление. Евгений Евтухов о 5 главных шагах к успеху

А затем появлялись имена всех сотрудников Pixar из финансов, маркетинга и административного персонала. Из всего времени, проведенного в Pixar, момент, когда я впервые увидел эти слова, запомнился мне как момент лучшего удовольствия. Все это стало значить даже еще больше, когда превратилось для фильмов Pixar в традицию.

К этому времени моя семья знала, что, когда мы смотрим фильм Pixar, все должны сидеть на местах до самого конца титров, пока я с восхищением наблюдаю на экране имена вспомогательного персонала. Я замирал каждый раз, когда их видел. Теперь я уже не знаю многих из этих людей лично, но я знаю, как много они работали, как важны они были для фильма и как они заслуживают, хотя бы на один скоротечный миг, увидеть свои имена в свете прожектора.

 

Читать дальше

Культура

Александр Рыбак представил песню, с которой снова хочет победить на Евровидении: видео

Опубликовано

,

Автор:

Победитель Евровидения-2009 Александр Рыбак написал песню для Евровидения 2018 и хочет представить ее в Португалии!

Александр Рыбак является одним из 10 конкурсантов. Об этом сообщили 15 января на пресс-конференции в NRK (национальной телекомпании Норвегии), где были представлены все десять финалистов. Александр участвовал в конкурсе Melodi Grand Prix с песней «Fairytale» девять лет назад, а затем выиграл норвежский финал с рекордным счетом голосов. Позже, как мы все знаем, он покорил сердца людей по всей Европе и в итоге одержал победу в финале Евровидения 2009. Песня «Fairytale» стала одной из наиболее ярких и рекордных по количеству полученных наград, в истории Евровидения с рекордным количеством голосов, полученных в финале конкурса! Песня также является самой просматриваемой песней-победителем конкурса Евровидения на Youtube, с более чем 100 миллионами просмотров. В 2018 году Александр будет принимать участие в конкурсе с авторской песней «That’s How You Write Song» (перевод «Вот как ты пишешь песню»).

«Я работаю над этой песней и этим посылом очень долгое время, также я очень рад снова вернуться на Melodi Grand Prix. Таким образом, я донесу свой посыл и настроение ко многим людям!» – рассказал Александр Рыбак.

В течение последних 10 лет своим бесспорным музыкальным талантом Александр Рыбак покорил большую международную аудиторию. Помимо победы на «Евровидении», Александр выиграл шоу талантов «Kjempesjansen» на NRK, премию Hedda, норвежские и скандинавские музыкальные награды, получил множество премий и наград в странах СНГ, сотрудничал с Dream Works Animations, сыграл для нескольких президентов, включая Барака Обаму, и гастролировал почти в 50 странах мира. В конце 2017 года Александр Рыбак провел 48 рождественских тематических концертов «Stille Natt» в Норвегии.

Возвращение на  Melodi Grand Prix  станет новой и захватывающей главой в истории Александра Рыбака. «That’s How You Write A Song» — это удивительная и веселая поп-песня в стиле диско и фанк 70-х. Интересный текст песни, написанный самим Александром, связан с верой в себя и в свои собственные идеи. Если вы делаете шаг за шагом и следуете своим мечтам, вы в конечном итоге достигнете своей цели!

«Это сделает меня очень счастливым, если я смогу вдохновить больше людей верить в их талант и осмелиться записать все свои идеи и мысли на бумаге!» — поделился артист.

«That’s How You Write A Song» уже доступна в сети на цифровых платформах, таких как iTunes, Tidal and Spotify. Сегодня Александр также выпускает музыкальное видео на песню, режиссер Фредерик Эсно (Frederic Esnault). Клип полностью отражает посыл песни и нацелен на то, чтобы побудить зрителя следовать их мечтам, двигаясь, шаг за шагом в направлении своей цели. В видео «That’s How You Write A Song» Рыбак рассказывает, как писать песню. Настроение видео добавляют и танца, в кадре певец много танцует.

Как рассказала директор артиста  – Яна Прядко, Норвегия будет выбирать артиста для участия в песенном конкурсе Евровидение 10 марта, а уже в ближайшие дни начнется подготовка концертного номера. Сейчас мечта Александра Рыбака, конечно же, представлять Норвегию в Португалии.

«Я знаю, что для одного и того же артиста не много шансов выиграть Евровидение дважды, но, конечно, для меня было бы честью снова представлять Норвегию». – прокомментировал Рыбак.

 

Читать дальше

Культура

"Шо з-пiд дуба": Дэвид Бекхэм презентовал свой бренд под музыку "ДахаБраха"

Опубликовано

,

Автор:

Звездный футболист Дэвид Бекхэм представил рекламный ролик своего косметического бренда «House 99». В нем спортсмен использовал трек украинской группы «ДахаБраха». Об этом говорится на странице группы в Facebook.

«Тот случай, когда ДБ i DB встречаются вместе! Музыка «ДахаБраха» острым лезвием стильно бреет десяток мужчин во главе с Дэвидом Бекхэмом! Композиция «Шо з-пiд дуба» в рекламе House 99 By David Beckham!» — говорится в сообщении.

Отметим, что композиция «Шо з-пiд дуба» также является саундтреком к популярному американскому сериалу канала FX «Фарго».

Читать дальше
Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна