Ученые рассказали, как определить самую полезную диету для конкретного человека

Результаты научной работы, опубликованные в журнале Американской медицинской ассоциации, в очередной раз доказывают правильность нового направления диетологии, согласно которому, лучший способ управления здоровым питанием — создание персонализированных диет.

Живете вы, чтобы есть, или едите, чтобы жить, вне всякого сомнения, вы должны знать, что происходит с вашим организмом. Во всяком случае, новые исследования, проведенные специалисты из клиники Мейо, доказываю эффективность использования особенностей микробиома кишечника для определения наиболее полезных диет для отдельных людей.

В течение долгого времени люди стремились создать диеты, основанные на полезных и питательных свойствах продуктов, которые они употребляют в пищу. Достаточно вспомнить, «пищевую пирамиду» правительства США, которая предлагала ежедневные порции мяса, овощей, фруктов и цельнозерновых продуктов для поддержки здоровья. Но по мере развития науки в области питания мы стали лучше понимать, что происходит на химическом уровне в нашем организме. В результате некоторые ученые, диетологи и целые компании, занимающиеся производством продуктов питания, начинают смещать акцент с общих свойств конкретных продуктов питания на то, как организм каждого человека усваивает и перерабатывает их.

Диетолог назвал шесть правил здорового кишечника

Это новая диета, рассматривающий каждый человеческий организм не как шаблон, а скорее как совершенно уникальную экосистему. В конечном счете, все уже должны были понять, что универсальной диеты просто не существует.

Новое исследование приводит доказательства жизнеспособности этого метода с точки зрения контроля уровня сахара в крови. Исследователи создали модель, позволяющую просчитать, как различные продукты влияют на уровень сахара в кров человека. Выяснилось, что анализируя микробиом кишечника человека, возраст, уровень физических упражнений и другие факторы, можно с куда более высокой точностью предсказать, как организм будет реагировать на пищу, нежели в случае обычного в таких случаях подсчета углеводов.

В ходе исследования ученые в течение шести дней наблюдали за 327 здоровыми людьми. Каждый из участников эксперимента представил образцы стула, чтобы ученые могли выяснить уникальные микробные составы каждого человека. Испытуемые также вели дневники, в которые вносили не только ежедневный рацион, но и тренировки, а также длительность и качество отдыха. Кроме этого, участники исследования получили специальные датчики глюкозы в крови, которые отслеживали их гликемические реакции на пищу. Получив собранные данные, ученые сравнили результаты с показателями модели, созданной ими для предсказания гликемических реакций на продукты питания.

Мировая диета: как каждый должен изменить свой рацион, чтобы спасти планету от голода

Выяснилось, что специалисты смогли точно предсказать изменения уровня сахара в крови в 62% случаев. Ранее, когда прогнозирование строилось только на количестве употребляемых углеводов или калорий, данный показатель составлял 40% и 32% случаев соответственно.

«Полученные результаты доказывают, что человеку больше не нужно отказываться от всех продуктов в определенной категории, — говорит исследователь Пурна Кашьяп.  — Это позволяет им выбирать конкретные продукты в определенных категориях, которые хорошо сочетаются с их микробиомом».

В качестве примера, ученые поделились историей одного из участников исследования. Выяснилось, что ему не нужно отказываться от углеводов, чтобы снизить уровень сахара в крови. Стоило только есть меньше риса и продуктов из пшеницы, оставив привычное количество творога и яиц.

Диетолог рассказала, как снизить плохой холестерин в крови

Научная работа специалистов клиники Мейо подтверждает выводы аналогичного исследования, проведенного в 2015 году Институтом Вейцмана в Израиле. По мере накопления доказательств в области персонализированного питания, в привычный рацион, вполне вероятно, добавятся новые продукты. К примеру, Nestlé — крупнейшая в мире компания по производству продуктов питания — уже тестирует персонализированные диеты в Японии. По словам представителей компании, это долгосрочная концепция, которая должно стереть грани между едой и фармацевтикой.