Connect with us

Авто

В закладки на смартфон: памятка водителям от юриста на случай возникновения ДТП

Опубликовано

,

Согласно официальной статистике, обнародованной Патрульной полицией Украины, за девять месяцев текущего года в нашей стране произошло почти 115 тысяч ДТП. На первый взгляд, «дорожная» тема является одной из самых широко обсуждаемых, а Интернет пестрит статьями – советами на случай, если вы попали в аварию. Однако ежедневно сотни водителей, ставших участниками ДТП, продолжают впадать в ступор. В частности, в правовой ступор. Мы решили обратиться к автоадвокату, управляющему партнеру ЮФ «Мисечко и Партнеры» Владимиру Мисечко и составить для наших читателей своего рода памятку на случай ДТП. На всякий пожарный, рекомендуем хранить предлагаемый «документ» в бардачке автомобиля или в закладках своего смартфона.  

— Владимир, в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, какими должны быть первые действия сторон? Что нужно сделать в обязательном порядке, на что обратить особое внимание?

— Автомобиль – автомобилем, но первое, о чем нужно думать в случае возникновения ДТП, — это сохранность жизни и здоровья его участников. Если никаких физических травм нет (а значит – нет необходимости вызывать карету скорой помощи) и имеют место лишь механические повреждения транспортных средств, то в таком случае нужно рассматривать ситуацию с нескольких точек зрения. Для начала давайте разберем порядок действий со стороны того, кто не виновен в ДТП. Первый обязательный шаг – это вызов патрульной полиции. После того, как представителями последней будет составлен протокол об административном правонарушении, водителю необходимо удостовериться, что документ был составлен не на него, а на виновную сторону происшествия. Это крайне важно. В протоколе, помимо прочего, должна быть зафиксирована информация относительно транспортных средств, участников ДТП, даты и времени происшествия. Кроме того, к протоколу в обязательном порядке прилагается схема размещения транспортных средств – по отношению к бордюрам, светофорам, дорожным знакам. После ознакомления с протоколом и указанной схемой, если в документах все отображено корректным образом, водитель подписывает протокол. В случае наличия замечаний к протоколу, они вносятся в документ. Также нужно помнить, что протокол об административном правонарушении подписывается не только участниками ДТП – водителями транспортных средств, но и двумя свидетелями.

Читайте по теме:
Автомобильное эсперанто: словарь сигналов на дороге, которые должны знать все водители

Следующий шаг – это звонок в страховую компанию. Если водитель обладает страховым полисом КАСКО, значит, оценка размера нанесенного транспортному средству денежного ущерба будет осуществляться страховым инспектором, а сама выплата – страховой компанией. В случае, если у водителя автомобиля оформлено ОСАГО («автогражданка»), то для получения страховых выплат пострадавшей стороне необходимо дождаться соответствующего решения суда. Ведь по закону такие выплаты осуществляются виновным в ДТП лицом, а размер ущерба определяется специализированным учреждением (например, официальными СТО) или страховым экспертом. Водитель – невиновная сторона в ДТП, — должен, в свою очередь, самостоятельно отслеживать информацию относительно того, в какой суд были направлены материалы дела и когда будет его рассмотрение. После вынесения судом решения о признании человека виновным в административном правонарушении и определении административной санкции, необходимо получить копию такого решения на руки. Если виновный в добровольном порядке не погашает ущерб, необходимо, опять-таки, обращаться в суд.

Читайте по теме:
Календарь всплесков ДТП в Украине: дни и даты, когда за руль лучше не садиться

Теперь остановимся на сценарии действий для того, кто виновен в ДТП. Если человек адекватно оценивает происходящее, то ему, в принципе, не нужно ничего делать. В протоколе об административном правонарушении он просто укажет, что признает свою вину, к нему будет применена административная ответственность и административное взыскание. Вот и все. Главное, что должна доказать виновная сторона ДТП, — это отсутствие умышленных намерений. Дело в том, что статья 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях (нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества, — Ред.) предполагает вилку ответственности  – от штрафа до лишения водительских прав на срок от шести месяцев до одного года.

Третий возможный сценарий при возникновении ДТП – это спорность ситуации в контексте виновной в происшествии стороны. Если нет ясности, кто является виновным, а кто – пострадавшим в результате ДТП, необходимо собрать максимум данных, на основании которых можно будет провести ряд экспертиз и восстановить реальную картину происходящего. Показания свидетелей, записи из видео носителей – все это поможет сторонам конфликта быть вооруженными во время рассмотрения дела судом. Здесь каждый случай – сложный, а действия участников должны рассматриваться в индивидуальном порядке.

— Если есть явные подозрения, что один из участников ДТП находится в состоянии алокогольного или наркотического опьянения, имеет ли право второй участник ДТП требовать проведения экспертизы?

— Проверка на состояние алкогольного опьянения осуществляется с помощью специального аппарата и определяется через выдыхаемый водителем воздух. Что касается наличия наркотических средств в крови человека, то это можно диагностировать через анализ мочи. Должен сказать, что вопрос о необходимости проведения таких экспертиз – это компетенция полиции. Другими словами, именно полиция должна выступать инициатором в данном вопросе. Если же происходит так, что полиция не проявляет инициативы, а один из участников ДТП понимает, что второй находится под воздействием алкоголя или наркотиков, то, безусловно, он имеет право настаивать на проведении данного мероприятия.

— А что делать в случае, когда сотрудники патрульной полиции отказывают в проведении экспертизы?

— Давайте смоделируем ситуацию. Произошло ДТП, участниками которого являются Иванов и Петров. Иванов инициирует проведение экспертизы, Петров отказывается, а представители патрульной полиции не настаивают. Практика показывает, что такие ситуации на практике встречаются редко, но все же они имеют место быть. В таком случае водителю, который инициирует прохождение освидетельствования и получает отказ со стороны полиции, необходимо этот факт каким-то образом зафиксировать. Например, на свой смартфон. Помимо фиксации, можно еще вооружиться поддержкой очевидцев – собрать контакты людей, которые готовы будут давать свидетельские показания в суде. Но здесь есть один тонкий нюанс. Нужно понимать, что сегодня – в день ДТП, человек пьян, а уже завтра он — «как огурчик». Следовательно, доказать его состояние в день происшествия будет крайне сложно.

Кстати, очень часто водители ошибаются, полагая, что если откажутся от прохождения экспертизы на алкоголь, то потом с легкостью докажут в суде свое трезвое состояние в день ДТП. Нет, это так не работает. Суд всегда принимает решение, исходя из следующего. В день происшествия у водителя было право доказать свое трезвое состояние, согласившись на экспертизу. Следовательно, если он отказался, значит — был пьян. Только так суд трактует закон.

— Владимир, имеет ли право один из участников ДТП требовать данные водительского удостоверения второго участника — у самого водителя или у патрульной службы полиции? А также — что делать, если в этом праве отказывают?

— Представьте ситуацию: вы подходите ко мне на улице и требуете мой паспорт, желая ознакомиться с данными этого документа. Естественно, я вам его не предоставлю. Аналогично – и при ДТП: истребовать личные документы имеет право только полиция. Участник происшествия, в свою очередь, имеет право (и должен!) получить копию протокола об административном правонарушении, в котором будут указаны данные водительского удостоверения второго участника ДТП. Другими словами, отказа в этом праве быть не может, поскольку водитель увидит интересующую его информацию в протоколе. Еще раз хочу обратить внимание читателей: участники ДТП не могут напрямую друг у друга истребовать документы, это  – компетенция патрульной полиции.

 — А как быть, если в протоколе об административном правонарушении отсутствует ФИО одного из участников ДТП?

 — Действительно, такое возможно – за время практики я не раз сталкивался с подобными случаями. Нужно сказать, что в данной ситуации все очень просто. Водителям ровным счетом ничего не нужно предпринимать – суд самостоятельно отправит протокол об административном правонарушении на дооформление. Что это значит? Когда начнутся судебные разбирательства по делу, недостаток данных в протоколе сразу же вскроется и станет основанием для отправки документа в органы полиции с целью устранения его недостатков. Возврат протокола в орган (должностному лицу), который его составил – компетенция суда; участники ДТП самостоятельно никак не могут повлиять на ситуацию в контексте необходимости доработки документа.

 — Владимир, что делать водителю в ситуации, когда в протоколе указана статья Кодекса Украины об административных правонарушениях, но не указана ее часть?

— Во-первых, необходимо понимать, что существуют разные виды административных правонарушений. По некоторым из них решение о применении той или иной санкции принимает суд, а по некоторым — сама патрульная полиция. К примеру, если мы говорим о статьях 124 (см.выше, — Ред.) и 130 КУоАП (управление транспортными средствами или суднами лицами, которые находятся в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, — Ред.), то санкцию устанавливает суд; по другим статьям Кодекса – непосредственно полиция. То есть, в случаях, когда речь не идет о лишении водительских прав, санкцию к правонарушителю может применить патрульная полиция. Если водитель в дальнейшем захочет обжаловать протокол, в котором будет указана лишь статья КУоАП, а не ее часть, то эта неточность в оформлении документа не должна составить ему никаких дополнительных сложностей при отстаивании своих прав в суде.

Во-вторых, КУоАП устанавливает не правила, а ответственность для лиц за совершенные ими правонарушения; сами же правила поведения на дороге выписаны в отдельном документе – Правилах дорожного движения. Поэтому в протоколе об административном правонарушении должен быть указан пункт ПДД, который был нарушен. Другими словами, если в протоколе не зафиксирован четкий пункт ПДД, то водитель, на которого такой протокол составлен, сможет доказать в суде свою невиновность, а если в документе не будет указана часть статьи КуПАП, то это существенно не повлияет на ход дела

— До приезда патрульной полиции, какую доказательную базу можно и нужно собирать самостоятельно пострадавшей в ДТП стороне?

— Я бы советовал мыслить и действовать по принципу: чем больше бумаг и информации, тем лучше. Записи с видеорегистратора, показания очевидцев ДТП – все это может быть в качестве доказательств при рассмотрении дела судом. Необходимо искать максимум свидетелей, которые будут согласны оставаться на месте ДТП до приезда полиции, собрать контакты этих людей. Но в то же время следует понимать, что далеко не все очевидцы происшествия дойдут с вами до суда. Часть свидетелей элементарно может задаться вопросом: «А зачем оно мне надо?!». Поэтому я рекомендую изначально поинтересоваться у людей, которые стали очевидцами ДТП, готовы ли они будут прийти в суд и выступать по делу в качестве свидетелей.

Кроме того, после ДТП не лишним будет запустить процесс поиска видеодоказательств. В частности, если мы говорим о крупных городах, то во многих местах – ресторанах, отелях, других заведениях, — имеются камеры наружного видеонаблюдения. Можно пообщаться с охраной, управляющими этих заведений на предмет получения записи с таких видеоносителей. При этом не забывайте, что данные записи, как правило, не хранятся на носителях долгое время, а постоянно обновляются. Следовательно, если вы хотите получить к ним доступ и быть максимально вооруженными в суде, то лучше начать поиск доказательной базы как можно раньше.

Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна