О причинах нового обвала гривны, действиях Национального банка Украины (далее по тексту-Нацбанк.Ред.)по стабилизации валютного рынка и о перспективах укранской денежной единицы – об этом мы говорили с нашим експертом, экономистом, председателем Комитета экономистов Украины — Новаком Андреем.

 

Андрей, скажите, какие экономические реформы нужно предпринять, чтобы стабилизировать курс?

Сегодня экономика Украины требует всеобщих реформ, а не реформ отдельных секторов.

Со времен обретения независимости у нас проводилось много различных реформ: налоговая, бюджетная, пенсионная, но ни одна не дала позитивных результатов. Причина в том, что эти реформы были не комплексные, не взаимосвязанные друг с другом. Поэтому они все без исключения провалились и не привели к улучшениям в тех сферах, в которых они проводились.

Реформы нужно проводить только комплексно. Это требует изменений экономических правил игры, которые формируются, прежде всего, экономическими кодексами. То есть, если мы говорим об изменении экономической системы Украины – нам нужно полностью изменить набор экономических кодексов: налоговый, бюджетный. Для результативной деятельности Нацбанка нужны определенные правила игры. Нужен новый трудовой и хозяйственный кодексы.

Сейчас такие комплексные реформы не проводятся, и, можно сказать, происходит имитация деятельности.

Оцените действия Нацбанка.

Начиная с победы Майдана, новое руководство Нацбанка отошло от принципов его работы как центрального банка страны (далее по тексту – Центробанк.Ред.). И, к сожалению, Нацбанк стал инструментом выполнения коммерческих заказов финансово-промышленных групп, которые пришли к власти. Именно поэтому мы имеем настолько глубокую девальвацию гривны. Потому что со стартовой позиции в начале года 8 грн. за 1 $ USA по причине войны (здесь и далее по тексту подразумевается АТО на востоке Украины.Ред.) гривна могла бы девальвировать до 9, максимум до 10. Все, что сейчас мы наблюдаем, – не что иное, как масштабные валютные спекуляции на войне, когда финансово-промышленные группы, управляющие, в том числе и Нацбанком, решили за счет курса валют, то есть за счет всех нас, налогоплательщиков, компенсировать себе прямые экономические потери вследствие падения производства и частичной утраты российского рынка.

Поэтому до тех пор, пока Нацбанк Украины не вернется к своей главной функции Центробанка, ситуация на валютном рынке будет непрогнозируемой.

Каковы перспективы получения иностранных инвестиций в условиях непрекращающейся войны?

С одной стороны страна, в которой происходят военные действия, отпугивает инвесторов.

Но наиболее рисковых — наоборот привлекает. Потому что в стране, в которой идут военные действия, минимальные цены на все: на недвижимость, производство. Те инвесторы, которые ставят себе целью завоевать украинский рынок в каком-либо направлении — это наилучшее время. Сейчас это обойдется наиболее дешево. Если украинская власть своими действиями не будет сама отпугивать инвесторов, инвесторы будут приходить в Украину всегда, даже во время войны.

Спрогнозируйте, когда ожидать следующих траншей МВФ.

Без сотрудничества с МВФ Украина на данном этапе обойтись не может. Это не только деньги самого МВФ, которые сейчас необходимы нашей стране. На сотрудничество с МВФ ориентируются и другие международные кредиторы и инвесторы. Если МВФ не работает с какой-либо страной – это сигнал для других кредитов, чтобы с этой страной не работать. Я уверен, что МВФ будет продолжать работать с Украиной, но для следующих траншей будет предъявлять более жесткие условия. Поскольку то, как украинская власть использовала предыдущие транши не только от МВФ, но и от других источников, не удовлетворяет эту финансовую институцию. Именно поэтому миссия МВФ публично делала заявления о том, чтобы украинское правительство отчиталось об использовании предоставленных ему ранее денег.

Что нужно предпринять, чтобы получить их?

Для этого нужно продемонстрировать, что в Украине экономические реформы проводятся. Первым сигналом будет проект бюджета на 2015 год. Если структурно этот бюджет не будет отличаться от бюджета 2014 и предыдущих лет — это будет плохой сигнал для МВФ и других международных кредиторов о том, что в Украине ничего не меняется. Поэтому как минимум правительство вместе с Нацбанком должны на примере проекта бюджета на 2015 год продемонстрировать реальные направления экономических реформ.

Взаимосвязаны ли между собой валютные кризисы у нас и в России?

Девальвация рубля не связана с девальвацией гривны, а связана с резким падением цен на нефть и соответственно газ, которые являются основой российской экономики. Плюс – санкции практически всего цивилизованного мира против Российской Федерации как агрессора по отношению к Украине. В таких условиях падение рубля будет продолжаться. Но российская власть имеет большие возможностей удерживать курс рубля, если бы она этого хотела, поскольку даже сегодня резервы Центробанка России составляют 425 млрд. долларов. Это огромнейшие резервы, используя которые Россия как минимум год – полтора может спокойно удерживать стабильный курс. Но, как мы видим, власть отказалась использовать достаточный объем резервов – только в этом я вижу связь с Украиной. То есть, они тоже за счет простых россиян будут компенсировать прямые экономические потери.

Какие сложности ожидают на пути интеграции в европейскую экономику, каковы шансы у отечественного бизнеса выжить в конкуренции?

На сегодня те экономические соглашения, которые подписала Украина с Европой и те односторонние экономические уступки, которые Европа сделала для украинских товаров, увеличили объем украинского экспорта на рынок Европейского союза уже почти на 20 %. Но это только частично компенсирует потерю или сокращение российского рынка, и только с финансовой точки зрения, а не с точки зрения структуры экспорта. Поскольку продукция, которую украинские производители продавали на российский рынок — это продукция, прежде всего, машиностроения.

А продукция, которую мы продаем в Европу, это, в основном , аграрная продукция. Поэтому для нашей промышленности на данном этапе европейский рынок не является компенсатором потери российского рынка. Для того, чтобы компенсировать потерю российского рынка, украинским производителям нужно выходить на альтернативные рынки в Азии, Африке и Южной Америке.

Потому что уровень требований на этих рынках соответствует требованиям рынка России.

В то же время для выхода на европейский рынок нашим промышленным предприятиям придется как минимум кооперироваться с европейскими производителями, а также с американскими, которые могут обеспечить новые технологии и высокое качество продукции, которое требует европейский потребитель. Без такой кооперации самостоятельно украинским производителям будет крайне сложно выйти на развитые рынки.

 

Текст: Юлия Гинжул

Фото: Максим Пилипенко