Сегодня для избалованного количеством информации человека доступно множество литературы на тему самосовершенствования. Коучи и тренера прокачивают со всех сторон. Иногда привычка ходить по тренингам становится для некоторых как поход в магазин за хлебом. При запросе «личностный рост» гугл за 0, 47 секунды выдает 1 200 000 ответов. Значит спрос таки есть. Паблики о развитии, трендсеттеры в один голос кричат об эффективности каждой секунды жизни, глубинных внутренних ресурсах, и о том, как выжать из себя максимум. Но так ли полезно для человека следовать даже работающим, успешным для других, схемам? А может сначала понять свои истинные желания, вместо принятия чужих идеалов и норм?
Приступим
Как понять себя — учили еще в школе на уроках биологии. Вы 100% проходили тест Айзенка, где определяли, к какому из 4 психологических типов относитесь: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик.
Но такая специфика оценки типов примитивна и не дает четкого понимания особенностей человека.
Ученые пошли глубже в душу
В 70-х годах появляется другая концепция — соционика, автор которой Аушра Аугустинавичюте. Ею разработаны не просто концепции типов личности, а и взаимоотношений между ними. Из восьмитипной типологии Юнга соционика выводит существование 16 соционических типов:
«Штирлиц» — Администратор
«Максим Горький» — Инспектор
«Джек Лондон» — Предприниматель
«Робеспьер» — Аналитик
«Гюго» — Энтузиаст
«Драйзер» — Хранитель
«Гамлет» — Наставник
«Достоевский» — Гуманист
«Жуков» — Маршал
«Габен» — Мастер
«Наполеон» — Политик
«Дюма» — Посредник
«Дон Кихот» — Искатель
«Бальзак» — Критик
«Гексли» — Советчик
«Есенин» — Лирик
Кто где?
Первостепенно разделяют людей на «рационалов» и «иррационалов».
«Рационалы» — люди планомерные. Любые мероприятия стараются продумать до мелочей. Неожиданности их выбивают из колеи, поэтому стараются ко всем мероприятиям готовиться заблаговременно. Начатое дело доводят до конца.
«Иррационалы» — мастера импровизации. Им лучше удается себя проявить, если они действуют без подготовки, спонтанно, по ситуации. Жесткие планы их только сковывают, лишают легкости восприятия. Они быстрее адаптируются к внезапным изменениям.
Далее одним из различий стало разделение на «мыслящих» и «чувствующих» (в соционической терминологии — на «логиков» и «этиков»).
«Логики» придают большое значение логике фактов, законов, систем. Для них важны не личные пристрастия, а интересы дела. «Этики», напротив, уделяют больше внимания чувствам, настроениям, отношениям, психологическому климату.
Ясно, что логика и этика — равноценные взгляды на мир. Эффективность в совместной работе людей повышается в атмосфере взаимопонимания, принятия, дружелюбия. В свою очередь, разумная система организации и мотивации труда повышает настроение, энтузиазм, превращает работу в праздник.
Третье различие — разделение на «ощущающих» и «интуитивных» (в соционике — на «сенсориков» и «интуитов»).
«Сенсорики» — люди, живущие «здесь и сейчас». Они экспертны в вопросах эстетики, комфорта, здоровья, жизненных сил. Их внимание предельно конкретно, они аккуратны, сосредоточены, практичны, легко справляются с организацией быта или задачами защиты территории.
«Интуиты» склонны к «витанию в облаках». Легче ориентируясь во временном потоке, могут предвидеть развитие событий или последствия поступков. Способны видеть не только «подводные камни» в любых начинаниях, но и варианты, как их обойти. Это изобретатели, «креативщики», генераторы идей.
«Интуиты» быстрее схватывают суть. «Сенсорики», напротив, предпочитают основательно «жевать» информацию, торопливость для них сродни невнимательности, небрежности. И снова равноценность этих двух способов восприятия очевидна.
Очевидно, что любом деле важны как высокая восприимчивость, так и последовательность в выполнении планов.
Четвертым различием стало разделение на экстравертов и интровертов. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни, либо внутренних. Такие установки показывают, как человек взаимодействует с окружающим миром, откуда черпает энергию и куда ее направляет.
В любой организации нужны как те, кто легко осуществляет внешнюю активность фирмы на рынке, так и те, кто налаживает внутренние связи.
Эта типология не только описывает различия, но и позволяет с математической точностью анализировать и прогнозировать предпочтения людей по отношению к работе или сотрудничеству.
Не смотря на то, что у концепции множество сторонников — официальной наукой соционика до сих пор не признана, за недостаточную эмпирическую обоснованность.