Украинский модный дизайнер Айна Гассе не любит пафоса и лишней шумихи, но это не мешает ей быть одной из самых популярных дизайнеров среди украинской элиты. В Доме моды Aina Gasse можно встретить известных женщин-политиков и бизнес-леди, которым пришелся по душе элегантный и изысканный почерк мастера. В интервью Айна наотрез отказывается озвучивать имена своих клиенток, но заглаза ее называют дизайнером Юлии Тимошенко, Александры Кужель, Анны Турчиновой, Влады Литовченко и многих других.

О вышиванках и украинском политическом дресс-коде, о талантливых украинских дизайнерах и особенностях ментальности нашего потребителя, как нужно одеваться современному мужчине и как развивать бизнес модной одежды, в интервью Айны Гассе.

Как Вы считаете, по каким признакам можно сразу узнать украинского мужчину за границей? На что посоветуете обратить внимание перед деловой поездкой за границу?

Странный вопрос. Мне кажется, что неумение одеваться, по отношению к украинским мужчинам — это устаревший стереотип. За границей большинство из них одеваются достойно, стильно, качественно, без пафоса и китча. Не принято у нашей сильной половины «пялить» на себя шубы, бриллианты, или специфические бренды типа Dolce&Gabbana, Сavallі или Versace. Марки, тяготеющие к китчу, на украинцах можно увидеть крайне редко. Вот некоторых россиян за границей действительно можно узнать по характерным вещам, тем же шубам.

Что современный мужчина обязательно должен знать о моде, чтобы достойно выглядеть в приличном обществе?

Прежде всего, одежда мужчины должна выглядеть качественно и аккуратно.

Необязательно очень модно, но достойно. Нужно тщательно подбирать и одежду, и обувь, и аксессуары. Это не так сложно, набрать в «гугле»: «стильный мужчина» или «модные тенденции» и быстро найти нужную информацию. Если есть сомнения, всегда можно обратиться к помощи дизайнера или стилиста. В Украине достаточно специалистов, которые помогут подобрать гардероб, с учетом ваших особенностей фигуры, стиля жизни и цветотипа. Кроме того, стилист поможет навести порядок в ваших вещах и укомплектовать гардероб на все случаи жизни.

Как Вы относитесь к «вышиванке» в политическом и деловом дресс-коде? Вы встречали, чтобы в европейских странах политики использовали элементы народной одежды?

Очень хорошо отношусь и к «вышиванкам», и к элементам национального стиля. Иногда можно услышать критику по этому поводу, но похожие традиции мы находим и в Европе. Шотландцы до сих пор облачаются в свои традиционные юбки – килты, в том числе и на официальных мероприятиях.

Недавно, я создала коллекцию в украинском этностиле, для одного известного магазина, ее достаточно активно раскупали и киевляне, и зарубежные гости.

Обратите внимание, как Майдан повлиял на манеру одеваться. Тысячи людей носят «вышиванки», причем используют их по-новому, например, в вечерних платьях. Я вижу, что некоторые молодые мужчины носят стильные брюки с принтом типа «милитари». Как дизайнеру мне нравится такой стиль. В Украине после Майдана быстро меняются вкусы и предпочтения в одежде. По моим ощущениям, сегодня у нас не принято демонстрировать богатство и достаток, в тренде одеваться сдержанно и со вкусом.

Кроме широко известного Воронина, кого бы Вы отметили из украинских дизайнеров мужской одежды и почему?

Воронин создал лучшую в Украине технологическую базу с уникальным оборудованием, сильной командой, и он действительно очень качественно шьют классические костюмы.

Однако Воронин — это все-таки производитель одежды, а не дизайнер. Из украинских дизайнеров, которые творят и создают нечто новое, я бы выделила Александра Каневского с его урбанистическим минимализмом, Сержа Смолина, который работает в современном стиле, Александр Гапчук демонстрировал интересные модные силуэты. Работы этих дизайнеров свежи, интересны, и, насколько я знаю, неплохо продаются в Украине.

img_0178

 

Вы давно работаете с известными женщинами- политиками. Как меняются их вкусы, или они предпочитают консервативную одежду без учета современной моды?

Я не люблю говорить с журналистами о своих клиентах, но среди них действительно много известных людей. Это, в основном, деловые женщины, политики, супруги политиков и бизнесменов, которые предпочитают элегантные и романтичные вещи.

Прежде всего, мои клиенты — женщины и, конечно, они следят за тенденциями. И хотя политики люди более консервативные, но их предпочтения тоже меняются в зависимости от моды. Индивидуальные вкусы, особенности фигуры, и, во многом, статус женщины — задают определенные рамки. Но мы создаем новые вещи с учетом моды, ведь ни я, ни мои клиенты, не можем позволить себе носить несовременные вещи.

Манера одеваться в вещи одного бренда, так называемый «total look», к которому неоднозначно относятся в Европе, по- прежнему остается в тренде у нашей элиты?

Выражение «total look» имеет два значения, одно из них – это, когда человек одет полностью в одном цвете. На самом деле, этот стиль в прошлом году вошел в моду и сегодня он остается очень актуальным и востребованным. Второе значение «total look» — это когда человек одет в вещи одного бренда. В Европе многие пишут, что это безвкусно. Однако не все так однозначно, ведь некоторые бренды создают очень красивые, «законченные» образы, где обувь, верхняя одежда и костюмы тщательно подобраны, сделаны в одном стиле, в одном качестве. Такой образ смотрится очень эффектно. Поэтому далеко не всегда «total look» означает дурной вкус.

Плохо, когда люди намеренно выпячивают дороговизну бренда, чтобы продемонстрировать свой статус и крутизну, тогда это безвкусно и даже смешно. Но если вещи одного бренда созданы дизайнером как законченный «total look», подобраны по стилю и материалам, смотрятся красиво, тогда почему их не одеть?

Ваш первый показ в Милане в 2008 году с коллекцией в стиле украинского барокко прошел успешно, что Вы чувствовали, представляя коллекцию в одной из столиц мировой моды?

Пока у тебя не было показа на высоком европейском уровне, ты никому не интересен в мире fashion. Это было мое первое участие в миланской неделе моды: моно-показ в стиле украинского барокко, и я чувствовала колоссальную ответственность. Я очень волновалась, как меня примет европейская критика, тем более на показ пришла одна из самых зубастых и принципиальных итальянских критикес.

Считается невероятной похвалой, если ей понравится, хотя бы одна вещь. Однако после показа она подошла ко мне и сказала, что ей понравилась коллекция, и она хочет купить пару вещей.

Меня заметили, и я получила доступ к штаб-квартире fashion-индустрии в Милане — Национальной палате моды Италии (Camera Nazionale della Moda Italiana – CNMI. Ред.).

Сегодня я — единственный украинский дизайнер, официально зарегистрированный в Национальной палатемоды Италии. Это очень уважаемая глобальная организация, где знают все о моде, дизайнерах, производителях одежды, обуви, тканей, аксессуаров и всего-всего, что связано с модой.

Показы в Милане под эгидой Национальной палаты моды Италии стоят очень дорого — сотни тысяч долларов. Однако участие в показах – реальная возможность получить мировое признание. При наличии таланта и регулярных показов, дизайнер наверняка найдет собственную нишу в мире моды.

А где в Украине можно посмотреть и купить изделия бренда Gasse?

Первую линию мы шьем индивидуально для наших давних клиентов, мы ее нигде сейчас не демонстрируем. Если честно, просто нет времени, иногда шить не успеваем. Вторая линия широко представлена во многих популярных торговых центрах Киева и других городов, мы работаем со многими байерами в Украине (bayer –англ. покупатель. Ред.).

Не так давно Вы создали вторую линию одежды бренда Аina Gasse. Это дань традициям fashion — индустрии или бизнес-проект? Насколько он может быть успешным в Украине?

Вторая линия – это, прежде всего, бизнес-проект, здесь намного меньше творчества. Чтобы создать красивую и конкурентоспособную вещь необходимо учитывать возможности рынка.

Ведь в Украине почти ничего не производится: ни тканей высокого качества, ни фурнитуры, ни аксессуаров – это все нужно импортировать, что сказывается на стоимости вещей. При создании второй линии нужно учитывать массу нюансов, в том числе вкусы и менталитет наших людей.

Вычурные, безвкусные вещи в достаточном объеме завозятся в Украину. Мы же шьем элегантную одежду, ближе к классическому стилю.

img_0116

 

Украинский потребитель оценил Ваш подход?

Я бы условно разделила украинских покупателей одежды на несколько «вкусовых» категорий.

Одна часть одевается по принципу «чем больше стразов, тем лучше». Такие люди любят много блестящих деталей, нашивок, чтобы сразу бросалось в глаза. Другая часть предпочитает очень демократичный и спокойный стиль. Третья — допускает в свой костюм немного отделок и вольностей – это золотая середина. Мы стараемся работать на две последних группы, если есть украшения, то немного и со вкусом, чтобы в одежде не было никакой «цыганщины», которую я, по правде сказать, терпеть не могу (смеясь).

Недавно мы провели презентацию летней коллекции и продолжаем развивать это направление. Одежда второй лини хорошо продается, но прогнозов и детальных планов мы пока не строим, потому что как и вся страна, живем в неведении того, что будет завтра.

У Bас большое предприятие, как Bы совмещаете управление компанией и творчество?

Мы работаем с партнером и у нас четко разделены функции. Она отвечает за бизнес-часть и бухгалтерию, я — за творческие процессы и общение с клиентами. Я плохо понимаю, как продавать байерам, какие должны быть наценки и скидки, поэтому занимаюсь процессом создания одежды вместе со своей командой. Уже много лет мы работаем в одной команде и знаем, кто и что делает, у нас нет текучки и увольнений. Для меня самое важное — уважение к человеку. Когда человек чувствует себя ценным – он готов превзойти самого себя. Поэтому, если случаются неприятности и нужно наказать сотрудника, я это делаю в самой мягкой форме так, чтобы человека не обидеть.

И , в завершение, традиционный, наверное, вопрос, как будет развиваться украинская мода, как Вы оцениваете ее потенциал?

Мода напрямую зависит от состояния экономики, поэтому сейчас в ситуации неопределенности сложно что-то прогнозировать. Но украинская мода имеет огромный потенциал. Дизайнеры с каждым годом делают все более профессиональные коллекции. Важно, что наши люди все чаще покупают и носят вещи украинских дизайнеров, они реально ценятся, потому что помогают человеку выглядеть поистине уникально.

До сих пор можно услышать, что украинские коллекции неотшлифованные, «совдеповские»…

Но это не более чем отживший стереотип! В последние годы многие украинские дизайнеры участвуют в показах мирового уровня, например, в престижной Лондонской неделе моды.

Украинские коллекции выставляются в шоу-румах Парижа, Лондона, Японии, Арабских Эмиратов. Сейчас наши дизайнеры работают на таком уровне, что по их работам невозможно сказать, что вещь произведена в Украине или другой европейской стране.

К сожалению, наши соотечественники не всегда доверяют украинским мастерам.

Эти стереотипы родом из советского прошлого, когда массово производились однотипные, некрасивые вещи и считалось, что у нас не умеют создавать модную одежду. На самом деле, среди украинских дизайнеров работает масса талантливых людей, которые очень быстро растут, чувствуют современные тенденции, и шагают в ногу с миром моды.