Анна Романова: Каждый десятый турист – потенциальный инвестор
Туризм несет две функции в развитии любого государства. Прежде всего – он формирует общую ментальность, развивает патриотизм и объединяет страну. Второе – он делает сильнее его экономику, ведь эта отрасль даёт до 15 % ВВП. О том, как сделать туротрасль эффективной, мы беседовали с народным депутатом Украины, секретарём Комитета Верховной Рады Украины по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Анной Романовой.
Насколько велика роль внутреннего туризма в формировании общей ментальности?
– Увы, мы только сейчас осознаем то, что именно внутренний туризм делает страну более монолитной. Там, где есть личный опыт, нет доверия слухам, а вражеская пропаганда не найдёт питательной почвы. Если бы жители Донбасса чаще бывали в Западной Украине все эти годы, а жители Западной – на Донбассе, та трагедия, происходящая сейчас, была бы невозможной. Но по данным исследований менее 5 % жителей Донбасса хоть раз в жизни бывали в Западной Украине до 2013 г., аналогичные цифры показывает опрос жителей западных областей.
Надо на государственном уровне поощрять путешествия внутри страны. Они должны быть доступными, максимально дешёвыми, но при этом комфортными. Я неоднократно поднимала тему, чтобы для школьников из местных бюджетов выделялись средства, принимались целевые программы, чтобы с детства привить привычку путешествовать по родной стране. Ведь даже в границах любой области всегда есть что показать, не говоря уже обо всей Украине.
Какой из регионов уже идёт по этому пути?
– К сожалению, на сегодня нет ни одной подобной целевой программы, где бы из местного бюджета выделялись деньги на путешествия для школьников. Но их нет не потому, что нет средств, а потому как пока нет понимания важности развития культуры путешествий внутри станы. И тут задача как энтузиастов в сфере индустрии туризма, так и СМИ донести всю важность развития туротрасли. Способов частичной оплаты путешествий может быть множество (из грантов, средств местных меценатов и др.), главное, привить ребёнку желание узнавать новое о своей стране, привычку путешествовать. Это такая же полезная привычка, как занятия спортом. Здоровый досуг – здоровая нация – здоровая экономика. Надо признать, чуть дальше от столицы, не говоря уже о сёлах, всё, что доступно молодёжи, – клубы и пивные.
И здесь мы подходим к практической стороне туризма – он приносит деньги в экономику. Подчеркиваю – не в бюджет, а именно в экономику. Туризм – единственный сектор, не порождающий олигархов. Это сектор, где основной заработок у малого и среднего бизнеса, где развивается средний класс, и повышаются стандарты жизни для всего региона, создаются тысячи рабочих мест.
Туристическая индустрия не входит в сферу интересов олигархов? А как же Буковель?
– Мне часто задают этот вопрос. И даже этот пример подтверждает мой тезис. Это случай, когда уже состоявшийся олигарх, имеющий свободные финансовые ресурсы, решает, куда их вложить. Люди, занимающиеся только туристическим бизнесом – это, как правило, добросовестные и креативные представители среднего класса. А что касается Буковеля, стоит согласиться, что благодаря курорту в дотоле неизвестном селе Паляныце возникли сотни рабочих мест и современная инфраструктура, да и весь регион живёт за счёт Буковеля. Десятки мини-отелей появились вокруг Буковеля только потому, что там развилась инфраструктура. И это куда лучшая ситуация, чем в Славском, где туризм загибается, а регион живёт за счёт нелегальной вырубки леса. Зачем далеко ходить? Туризм может вдохнуть жизнь и создать рабочие места даже в таких зонах отчуждения, как Чернобыль.
Что же мешает повсеместному развитию туристической индустрии?
– До понимания, для чего стране нужен туризм, должны дойти не только власти, но и каждый житель. Рано или поздно возникнет вопрос: «Зачем вкладывать несколько миллионов долларов для промоции страны или региона?» Есть простой ответ: «Турист тратит денег больше, чем местный житель». Наши граждане – в среднем 600-1000 грн. в день, иностранцы – около $100-200. Но важнее перспектива – инвестиции, которых все так ждут. Без туризма не будет инвестора никогда. Каждый десятый турист – это потенциальный инвестор. Мы часто говорим, что ждём инвесторов из богатых стран Востока, но при этом стараемся не замечать, что они не могут инвестировать, потому что физически не бывают в Украине! Я анализировала потоки туристов из различных государств: есть прямая зависимость количества въехавших и необходимости получать украинскую визу. Жители богатых стран – Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, КНР – вынуждены оформлять нашу визу, и она для них стоит втрое дороже, чем шенгенская для украинцев, её сложнее получить. Результатом этой бюрократической процедуры стало то, что граждан Катара посетило Украину в прошлом году аж 155 человек. Катар — это страна, много лет подряд входящая в тройку самых богатых стран мира… Первый бытовой вопрос, звучащий в просьбах: уберите волокиту, ведь богатый человек не будет унижаться перед нашим мелким чиновником, требующим с него кучу документов с ксерокопией всех страниц паспорта принимающего украинца. Однако МИД не обращает должного внимания, лично я написала порядка десяти запросов…
При этом если просчитать экономику, то Украина больше выиграет, отменив визы или максимально упростив их получение для иностранцев, чьи доходы выше, чем у отечественных граждан, добившись этим отмены виз для наших соотечественников. По данным Национального банка Украины сейчас иностранцы тратят в нашей стране в разы меньше средств, чем наши граждане за рубежом. Раньше, до 2013 г., визитёры тратили $5 млрд в год, сейчас эта сумма сильно сократилась, за прошлый год было чуть больше $1 млрд. Объём трат наших граждан тоже сократился, но не так сильно: до 2013 г. только по безналичным расчётам тратили за границей $5-6 млрд, в прошлом – около $4 млрд. Если учесть, что наши сограждане в отличие от европейцев больше доверяют наличным деньгам, то эту сумму можно смело увеличивать вдвое-втрое.
Как исправить «туристический» перекос, ведь в последнее время основной интерес обращён на западные области?
– Безусловно, есть что показать в любой области, но пока восточные и центральные регионы не очень активны. Назову типичную ошибку местных властей: они не воспринимают туризм как стратегическую отрасль экономики, до сих пор не увидели, не почувствовали экономический эффект от гостей. Нет хороших специалистов, нет прецедента, который бы это показал. В Ивано-Франковской области превращение Паляныцы в Буковель показало на практике, что такой «бизнес на гостях» может привлекать деньги в бюджет. Миргород и Трускавец могли бы конкурировать по количеству гостей, но пока безальтернативно лидирует Трускавец, ведь по примеру Львова он наращивает свою активность, а вот у Миргорода такого туристического соседа нет.
Но самое главное – отсутствие кадров, на уровне принимающих решения. Многие хотели бы сделать, «как во Львове», но не понимают механизм. Они видят только внешний фасад – Львов делает фестивали – и решают провести такой же. Даже бюджет выделяют, но нерационально его распределяют. Всё финансирование тратят на фестиваль или открытие турсезона, причём организовывают зачастую всё на очень хорошем уровне, но… забывают о промоции, как это делал Львов, забывают позвать гостей. Чтобы был туристический эффект, о грядущих мероприятиях надо сообщать не за две недели, а за полгода – год, в идеале – кампания идёт на территории всей Украины плюс в тех странах, туристов из которых мы хотим привлечь.
Имеем типичную картинку: о промоции забыли, и открытие турсезона ничем не отличается от обычного «дня города», на него приходят только местные жители и случайные туристы. Потом чиновники посмотрят статистику, увидят, что больше гостей города не стало, и спишут это не на свои маркетинговые ошибки, а на бесперспективность затеи вообще. На промоцию должно идти не менее половины общего бюджета развития туротрасли. Если у тебя нет денег на промоцию, считай это не мероприятием по привлечению туристов, а социальным проектом для жителей города.
На какие виды туризма стоит делать акцент?
– Украина – очень большая страна, потенциал у каждой территории свой. Чернобыль – яркий пример экстремального туризма, и он сейчас становится популярней, причём без какой-либо госпромоции. Но у нас есть возможности для развития всех видов туризма – и морского пляжного, и гастрономического, и сентиментального, и горнолыжного, и экстремального, и делового, и медицинского, и свадебного, и паломнического… Можно развивать даже дайвинг, устраивая туры к затонувшим кораблям… Большая перспектива для въездного туризма – у сентиментального – посещения мест, где проживали предки, или значимых для истории нации: Умань – один из ярких примеров, но не единственный, большой спрос на такие туры у поляков.
Мне нравится, как действуют в развитых странах. Выделяют пять-шесть наций как целевые аудитории и под них готовят турпродукты. Ведь потребности турок будут отличаться от потребностей итальянцев или немцев. Сейчас мы подготовили Стратегию развития туриндустрии, в ней прописываем все эти моменты. Но если честно, работы – непочатый край. Мы находимся сейчас на самом первом этапе – ликбезе для людей, которые могут быть вовлечены в этот процесс, но пока не понимают своей выгоды в этом.
Беседовала: Оксана Гришина