Анна Романова: Каждый десятый турист – потенциальный инвестор

Туризм несет две функции в развитии любого государства. Прежде всего – он формирует общую ментальность, развивает патриотизм и объединяет страну. Второе – он делает сильнее его экономику, ведь эта отрасль даёт до 15 % ВВП. О том, как сделать туротрасль эффективной, мы беседовали с народным депутатом Украины, секретарём Комитета Верховной Рады Украины по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Анной Романовой.

Насколько велика роль внутреннего туризма в формировании общей ментальности?

– Увы, мы только сейчас осознаем то, что именно внутренний туризм делает страну более монолитной. Там,  где есть личный опыт, нет доверия слухам, а вражеская пропаганда не найдёт питательной почвы. Если бы жители Донбасса чаще бывали в Западной Украине все эти годы, а жители Западной  – на Донбассе, та трагедия,  происходящая сейчас, была бы невозможной.  Но по данным исследований менее 5 % жителей Донбасса хоть раз в жизни бывали в Западной Украине до 2013 г., аналогичные цифры показывает опрос жителей западных областей.

_mg_7351

Надо на государственном уровне поощрять путешествия внутри страны. Они должны быть доступными, максимально дешёвыми, но при этом комфортными. Я неоднократно поднимала тему, чтобы для школьников из местных бюджетов выделялись средства, принимались целевые программы, чтобы с детства привить привычку путешествовать по родной стране. Ведь даже в границах любой области всегда есть что показать, не говоря уже обо всей Украине.

Какой из регионов уже идёт по этому пути?

– К сожалению, на сегодня нет ни одной подобной целевой программы, где бы из местного бюджета выделялись деньги на путешествия для школьников. Но их нет не потому, что нет средств, а потому как пока нет понимания важности развития культуры путешествий внутри станы. И тут задача как энтузиастов в сфере индустрии туризма, так и СМИ донести всю важность развития туротрасли. Способов частичной оплаты путешествий может быть множество (из грантов, средств местных меценатов  и др.), главное, привить ребёнку желание узнавать новое о своей стране, привычку путешествовать. Это такая же полезная привычка, как занятия спортом.  Здоровый досуг – здоровая нация – здоровая экономика.  Надо признать, чуть дальше от столицы, не говоря уже о сёлах, всё, что доступно молодёжи, – клубы и пивные.

И здесь мы подходим к практической стороне туризма – он приносит деньги в экономику. Подчеркиваю – не в бюджет, а именно в экономику. Туризм – единственный сектор, не порождающий олигархов. Это сектор, где основной заработок у малого и среднего бизнеса, где  развивается средний класс, и  повышаются стандарты жизни для всего региона, создаются тысячи рабочих мест.

_mg_7268

Туристическая индустрия не входит в сферу интересов олигархов? А как же Буковель?

–  Мне часто задают этот вопрос. И даже этот пример подтверждает мой тезис. Это случай, когда уже состоявшийся олигарх, имеющий свободные финансовые ресурсы, решает, куда их вложить. Люди,  занимающиеся только туристическим бизнесом – это, как правило, добросовестные и креативные представители среднего класса. А что касается Буковеля, стоит согласиться, что благодаря курорту в дотоле неизвестном селе Паляныце возникли сотни рабочих мест и современная инфраструктура, да  и весь регион живёт за счёт Буковеля.  Десятки мини-отелей появились вокруг Буковеля только потому, что там развилась инфраструктура. И это куда лучшая ситуация, чем в Славском, где туризм загибается, а регион живёт за счёт нелегальной вырубки леса. Зачем далеко ходить? Туризм может вдохнуть жизнь и создать рабочие места даже в таких зонах отчуждения, как Чернобыль.

Что же мешает повсеместному развитию туристической индустрии?

–  До понимания, для чего стране нужен туризм, должны дойти не только власти, но и каждый житель. Рано или поздно возникнет вопрос: «Зачем вкладывать несколько миллионов долларов для промоции страны или региона?» Есть простой ответ: «Турист тратит денег больше, чем местный житель». Наши граждане –  в среднем 600-1000 грн. в день, иностранцы – около $100-200.  Но важнее перспектива – инвестиции, которых все так ждут. Без туризма не будет инвестора никогда. Каждый десятый турист –  это потенциальный инвестор. Мы часто говорим, что ждём инвесторов из богатых стран Востока, но при этом стараемся не замечать, что они не могут инвестировать, потому что физически не бывают в Украине! Я анализировала потоки туристов из различных государств:  есть прямая зависимость количества въехавших и необходимости получать украинскую визу. Жители богатых стран – Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, КНР – вынуждены оформлять нашу визу, и она для них стоит  втрое дороже, чем шенгенская для украинцев, её сложнее получить. Результатом этой бюрократической процедуры стало то, что граждан Катара посетило Украину в прошлом году аж 155 человек. Катар — это страна,  много лет подряд входящая в тройку самых богатых стран мира… Первый бытовой вопрос, звучащий  в просьбах: уберите волокиту, ведь богатый человек не будет унижаться перед нашим мелким чиновником,  требующим с него кучу документов с ксерокопией всех страниц паспорта принимающего украинца. Однако МИД не обращает должного внимания, лично я написала порядка десяти запросов…

При этом если просчитать экономику, то Украина больше выиграет, отменив визы или максимально упростив их получение для иностранцев, чьи доходы выше, чем у отечественных граждан,  добившись этим отмены виз для наших соотечественников. По данным Национального банка Украины  сейчас иностранцы тратят в нашей стране в разы меньше средств, чем наши граждане за рубежом. Раньше, до 2013 г.,  визитёры тратили $5 млрд в год, сейчас эта сумма сильно сократилась, за прошлый год было чуть больше $1 млрд. Объём трат наших граждан тоже сократился, но не так сильно: до 2013 г.  только по безналичным расчётам тратили за границей  $5-6 млрд, в прошлом – около $4 млрд. Если учесть, что наши сограждане в отличие от европейцев больше доверяют наличным деньгам, то эту сумму можно смело увеличивать вдвое-втрое.

Как исправить «туристический» перекос, ведь в последнее время основной интерес обращён на западные области?

–  Безусловно, есть что показать в любой области, но пока восточные и центральные регионы  не очень активны. Назову типичную ошибку местных властей: они не воспринимают туризм как стратегическую отрасль экономики,  до сих пор не увидели, не почувствовали экономический эффект от гостей. Нет хороших специалистов, нет прецедента, который бы это показал. В Ивано-Франковской области превращение Паляныцы в Буковель показало на практике, что такой «бизнес на гостях» может привлекать деньги в бюджет. Миргород и Трускавец могли бы конкурировать по количеству гостей, но пока безальтернативно лидирует Трускавец, ведь по примеру Львова он наращивает свою активность, а вот у Миргорода такого туристического соседа нет.

Но самое главное – отсутствие кадров, на уровне принимающих решения. Многие хотели бы сделать, «как во Львове», но не понимают механизм. Они видят только внешний фасад – Львов делает фестивали –  и решают провести такой же. Даже бюджет выделяют, но нерационально его распределяют. Всё финансирование тратят на фестиваль или открытие турсезона, причём организовывают зачастую всё на очень хорошем  уровне, но… забывают о промоции, как это делал Львов, забывают позвать гостей.  Чтобы был туристический эффект, о грядущих мероприятиях надо сообщать не за две недели, а за полгода – год, в идеале – кампания  идёт на территории всей Украины плюс в тех странах, туристов из которых мы хотим привлечь.

Имеем типичную картинку: о промоции забыли, и открытие турсезона ничем не отличается от обычного «дня города», на него приходят только местные жители и случайные туристы. Потом чиновники посмотрят статистику, увидят, что больше гостей города не стало, и спишут это не на свои маркетинговые ошибки, а на бесперспективность затеи вообще. На промоцию должно идти не менее половины общего бюджета развития туротрасли. Если у тебя нет денег на промоцию, считай это не мероприятием по привлечению туристов, а социальным проектом для жителей города.

На какие виды туризма стоит делать акцент?

– Украина –  очень большая страна, потенциал у каждой территории свой. Чернобыль – яркий пример экстремального туризма, и он сейчас становится популярней, причём  без какой-либо госпромоции. Но у нас есть возможности для развития всех видов туризма – и морского пляжного, и гастрономического, и сентиментального, и горнолыжного, и экстремального, и делового, и медицинского, и свадебного, и паломнического… Можно развивать даже дайвинг, устраивая туры к затонувшим кораблям… Большая перспектива для въездного туризма – у сентиментального – посещения мест, где проживали предки, или значимых для истории нации:  Умань – один из ярких примеров, но не единственный, большой спрос на такие туры у поляков.

Мне нравится, как действуют в развитых странах. Выделяют пять-шесть наций как целевые аудитории и под них готовят турпродукты. Ведь потребности турок будут отличаться от потребностей итальянцев или немцев.  Сейчас мы подготовили Стратегию развития туриндустрии, в ней прописываем все эти моменты. Но если честно, работы – непочатый край. Мы находимся сейчас на самом первом этапе – ликбезе для людей, которые могут быть вовлечены в этот процесс, но пока не понимают своей выгоды в этом.

Беседовала: Оксана Гришина