Посвящается памяти моего учителя и наставника –  Соловья Леонида Антоновича –профессора, доктора философских наук, доктора физико-математических наук

«Учитель сказал: Не радостно ль учиться и постоянно совершенствоваться?…Если благородный муж не думает о сытости и не стремится жить в покое, проворно служит, осторожно говорит и исправляется от приближения к пути (дао), он может называться любящим учиться» {«Лунь юй» («Беседы и  суждения»)}

Известность философа, мудреца и мыслителя Древнего Китая –  Конфуция  – огромна. Созданное им учение превратилось в своеобразную государственную религию Юго-Восточной Азии, где проживает  почти половина населения Земли. Политическое сознание народов этого континента  базируется на народном конфуцианстве – традиции, исходящей из «Четверокнижия» («Сы шу» –  свода конфуцианских канонических текстов, оказавших огромное влияние на духовную культуру Китая, Кореи, Вьетнама, Японии и Сингапура и считавшихся основой классического  конфуцианского образования) и других книг.

Конфуций  (551-479 гг. до н. э.), его имя –  латинизированная версия  имени Кун  Фу-цзы (учитель Кун). Традиционное утверждение, что он родился на 27-й день восьмого месяца по лунному календарю,  было поставлено под сомнение историками, но 28 сентября всё еще широко отмечается  в Восточной Азии как день его рождения. Это –   официальный праздник, «День учителя», на Тайване. Этот мыслитель  считается  первым  китайским   философом.     Известно,  что  сначала  он  был  низшим чиновником в  государстве Лу,  позже,  в  течение  ряда  лет,  странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам,  их обучению и упорядочению и редактированию  некоторых  классических  книг  (цзин). 003

Конфуций известен как первый учитель в Китае, который хотел  сделать образование  для народа в широком смысле и сыграл важную роль в создании искусства преподавания как призвания и способа жизни. Перед Конфуцием аристократические семьи нанимали  репетиторов, что бы воспитывать своих сыновей , обучая их конкретным  искусствам. Он был первым человеком, который посвятил  всю свою жизнь обучению и преподаванию в целях преобразования и улучшения общества. Конфуций считал, что все человеческие существа могут извлечь выгоду из самостоятельного образования. Он торжественно провозгласил программу – гуманитарные науки для потенциальных лидеров, открыл двери обучения для всех, и определил процесс не только как обучение, приобретение знаний, но и их применение на практике.

В течение многих десятилетий Конфуций пытался активно участвовать в политике, желая поставить его гуманистические идеи на практике через правительственные каналы.

Большой  авторитет и почти обожествление он  приобрел в эпоху  династии Хань и вплоть  до новейшего времени почитается мудрецом и первым учителем.

Мысли  Конфуция  сохранились  в форме  его  бесед  с  учениками. Записи изречений Конфуция  и  его  учеников в книге  «Лунь юй» («Беседы и  суждения») являются  наиболее  надежным  источником  для  исследования  его  воззрений. Конфуций,  обеспокоенный разложением общества,  сосредоточивает  внимание на воспитании  человека  в  духе  уважения  и  почтительности  по  отношению  к окружающим, к обществу.  В его социальной  этике  личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в  связи  с его  социальной  функцией,  а  воспитание – это  подведение  человека   к надлежащему исполнению этой функции.

Изначальное  значение  понятия  порядок (ли)  как  нормы   конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу (1046-770 гг. до н.э.) Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря  идеальной   всеобщности,  отношению  человека   к  природе  и,  в частности,  отношениям  между   людьми.  Порядок  выступает   как  этическая категория, включающая также правила  внешнего поведения – этикет.  Подлинное соблюдение  порядка   ведет  к  должному  исполнению   обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы)  точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то  люди между четырьмя  морями являются его братьями».  Порядок  наполняется  добродетелью (дэ), принадлежащей  благородному мужу:  «В  частном поведении он  вежлив,  на  службе – точен,  человечен  и справедлив к людям».

pekin

Такое исполнение функций  на основе порядка с необходимостью приводит к  проявлению  человечности (жэнь). Человечность – основное  из  всех требований, предъявляемых  к  человеку.  Человеческое  существование  является настолько социальным, что оно не может  обойтись без следующих регуляторов:

а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;

б) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Люди различаются в зависимости от  семейного, а  затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип  сыновней  и  братской  добродетели (сяо ти). Социальные  отношения являются параллелью  отношений семейных. Отношения подданного  и  правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына  к отцу и младшего брата к старшему.

Для  соблюдения субординации  и  порядка  Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны  с онтологическим*  пониманием истины,  чем  Конфуций  специально не  занимался. Человек должен  поступать так, как велит  порядок и его положение. Исправное поведение – это  поведение  с  соблюдением  порядка  и  человечности,  ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются  в  том, что выгодно».  Таков  путь  (дао) образованных, обладающих нравственной силой (дэ)  и которым должно быть  вверено управление обществом.

Сегодня в Китае возник особый тип «конфуцианских бизнесменов» ( жу шан) – людей, которые ведут свои дела строго на основе принципов Конфуция, проявляя при этом себя как интеллектуалы, знатоки культуры и истории.  Они устанавливают справедливые цены, финансируют социально значимые мероприятия, помогают школам, ведут особый, «правильный» образ жизни и поддерживают государство. Такое течение «конфуцианских бизнесменов» стало особенно популярным на юге Китая, в том числе и в Гонконге.  Причём не каждый предприниматель может объявить себя «конфуцианским бизнесменом», необходимо, что бы само общество признало его статус. Тем не менее, если вы в беседе назовете своего китайского партнёра настоящим «конфуцианским бизнесменом» да к тому же «человеком культуры» – «вэньжэнь» (), это будет расценено как тонкая и умелая похвала.2014_03_05_04_005

Начиная с 2004 года в зарубежных странах были учреждены институты имени древнекитайского мыслителя Конфуция – некоммерческие организации, целью которых является преподавание китайского языка и распространение китайской культуры.

Помимо языковых курсов институты Конфуция проводят курсы китайской медицины, единоборств ушу, китайской кулинарии, профессиональной подготовки и другие.

По состоянию на конец 2014 года в 127 странах и регионах мира работали 476 институтов Конфуция и 851 учебная аудитория Конфуция в начальных и средних школах.

В мире, и в частности в странах ЕС, уже насчитывается 61 страна, которая включает китайский язык в систему государственного образования, а число людей, изучающих китайский язык по всему миру, достигло 100 млн человек, или в 4,3 раза больше, чем 10 лет назад.

За этот период в институтах трудились 100 тыс. специалистов-преподавателей, добровольцев и управленцев. Для 100 с лишним стран институты подготовили 200 тыс. преподавателей китайского языка. Была учреждена «Премия института Конфуция».

За 10 лет в институтах Конфуция были проведены около 100 тыс культурных мероприятий, участниками которых стали 50 млн человек. В Китай были приглашены 140 тыс. преподавателей, учащихся и ректоров иностранных вузов более чем из 120 стран, 500 тыс учеников и студентов из 100 с лишним стран приняли участие в конкурсе на знание китайского языка среди иностранцев «Мост китайского языка».

В Украине открыты 3 института Конфуция — при Киевском, Луганском и Харьковском университетах. Финансирует мероприятия китайское правительство. По словам посла КНР в Украине на открытие Харьковского института Конфуция ( декабрь 2014 г. ) было выделено около $ 100 тыс.

*Онтология – учение о сущем.

Текст: Александр Васильевич Шалыминов