Посвящается памяти моего учителя и наставника – Соловья Леонида Антоновича –профессора, доктора философских наук, доктора физико-математических наук
«Учитель сказал: Не радостно ль учиться и постоянно совершенствоваться?…Если благородный муж не думает о сытости и не стремится жить в покое, проворно служит, осторожно говорит и исправляется от приближения к пути (дао), он может называться любящим учиться» {«Лунь юй» («Беседы и суждения»)}
Известность философа, мудреца и мыслителя Древнего Китая – Конфуция – огромна. Созданное им учение превратилось в своеобразную государственную религию Юго-Восточной Азии, где проживает почти половина населения Земли. Политическое сознание народов этого континента базируется на народном конфуцианстве – традиции, исходящей из «Четверокнижия» («Сы шу» – свода конфуцианских канонических текстов, оказавших огромное влияние на духовную культуру Китая, Кореи, Вьетнама, Японии и Сингапура и считавшихся основой классического конфуцианского образования) и других книг.
Конфуций (551-479 гг. до н. э.), его имя – латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Традиционное утверждение, что он родился на 27-й день восьмого месяца по лунному календарю, было поставлено под сомнение историками, но 28 сентября всё еще широко отмечается в Восточной Азии как день его рождения. Это – официальный праздник, «День учителя», на Тайване. Этот мыслитель считается первым китайским философом. Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, позже, в течение ряда лет, странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению и редактированию некоторых классических книг (цзин).
Конфуций известен как первый учитель в Китае, который хотел сделать образование для народа в широком смысле и сыграл важную роль в создании искусства преподавания как призвания и способа жизни. Перед Конфуцием аристократические семьи нанимали репетиторов, что бы воспитывать своих сыновей , обучая их конкретным искусствам. Он был первым человеком, который посвятил всю свою жизнь обучению и преподаванию в целях преобразования и улучшения общества. Конфуций считал, что все человеческие существа могут извлечь выгоду из самостоятельного образования. Он торжественно провозгласил программу – гуманитарные науки для потенциальных лидеров, открыл двери обучения для всех, и определил процесс не только как обучение, приобретение знаний, но и их применение на практике.
В течение многих десятилетий Конфуций пытался активно участвовать в политике, желая поставить его гуманистические идеи на практике через правительственные каналы.
Большой авторитет и почти обожествление он приобрел в эпоху династии Хань и вплоть до новейшего времени почитается мудрецом и первым учителем.
Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения») являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции.
Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу (1046-770 гг. до н.э.) Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения – этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Порядок наполняется добродетелью (дэ), принадлежащей благородному мужу: «В частном поведении он вежлив, на службе – точен, человечен и справедлив к людям».
Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Человечность – основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов:
а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
б) чего не желаешь себе, того не делай другим.
Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.
Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с онтологическим* пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков путь (дао) образованных, обладающих нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.
Сегодня в Китае возник особый тип «конфуцианских бизнесменов» ( жу шан) – людей, которые ведут свои дела строго на основе принципов Конфуция, проявляя при этом себя как интеллектуалы, знатоки культуры и истории. Они устанавливают справедливые цены, финансируют социально значимые мероприятия, помогают школам, ведут особый, «правильный» образ жизни и поддерживают государство. Такое течение «конфуцианских бизнесменов» стало особенно популярным на юге Китая, в том числе и в Гонконге. Причём не каждый предприниматель может объявить себя «конфуцианским бизнесменом», необходимо, что бы само общество признало его статус. Тем не менее, если вы в беседе назовете своего китайского партнёра настоящим «конфуцианским бизнесменом» да к тому же «человеком культуры» – «вэньжэнь» (), это будет расценено как тонкая и умелая похвала.
Начиная с 2004 года в зарубежных странах были учреждены институты имени древнекитайского мыслителя Конфуция – некоммерческие организации, целью которых является преподавание китайского языка и распространение китайской культуры.
Помимо языковых курсов институты Конфуция проводят курсы китайской медицины, единоборств ушу, китайской кулинарии, профессиональной подготовки и другие.
По состоянию на конец 2014 года в 127 странах и регионах мира работали 476 институтов Конфуция и 851 учебная аудитория Конфуция в начальных и средних школах.
В мире, и в частности в странах ЕС, уже насчитывается 61 страна, которая включает китайский язык в систему государственного образования, а число людей, изучающих китайский язык по всему миру, достигло 100 млн человек, или в 4,3 раза больше, чем 10 лет назад.
За этот период в институтах трудились 100 тыс. специалистов-преподавателей, добровольцев и управленцев. Для 100 с лишним стран институты подготовили 200 тыс. преподавателей китайского языка. Была учреждена «Премия института Конфуция».
За 10 лет в институтах Конфуция были проведены около 100 тыс культурных мероприятий, участниками которых стали 50 млн человек. В Китай были приглашены 140 тыс. преподавателей, учащихся и ректоров иностранных вузов более чем из 120 стран, 500 тыс учеников и студентов из 100 с лишним стран приняли участие в конкурсе на знание китайского языка среди иностранцев «Мост китайского языка».
В Украине открыты 3 института Конфуция — при Киевском, Луганском и Харьковском университетах. Финансирует мероприятия китайское правительство. По словам посла КНР в Украине на открытие Харьковского института Конфуция ( декабрь 2014 г. ) было выделено около $ 100 тыс.
*Онтология – учение о сущем.
Текст: Александр Васильевич Шалыминов