История вопроса

29 мая 1985 года, Брюссель, Бельгия. Финал Кубка европейских чемпионов. На поле – итальянский «Ювентус» против английского «Ливерпуля». На трибунах – фанаты, чьи секторы разделены тонкой проволочной перегородкой. Из-за обвала трибуны, не выдержавшей фанатского противостояния, английские клубы дисквалифицировали из всех турниров под эгидой УЕФА на 5 лет. Это историческое событие в мировой истории ультрас показало два традиционно разных стиля поддержки игроков. Итальянский стиль, экспрессивный, яркий, наполненный флагами, баннерами, песнями и файэр-шоу против английского – мощного, громкого, предполагающего огромное количество болельщиков на выездных матчах и, главное, готовность отстаивать честь клуба в околофутбольных противостояниях.

Естественно, информация о европейских фанатах просачивалась в СССР, и в 70-х  начались первые централизованные «выезды» советских болельщиков на гостевые матчи. В те далёкие времена многочисленность, динамизм и качественные перформансы болельщиков «Динамо» Киев» обеспечили им славу одной из самых сильных фанатских групп.

После ситуация изменилась. Только к концу 90-х  футбольные клубы в Украине стали развиваться, а вместе с ними  начали возрождаться и фанатские движения. Так, к 2000-м формируется настоящее отечественное движение ультрас. Украинские фанаты смотрели на итальянские традиции: эффектные перформансы на стадионах, файер-шоу, и на трибунах, рядом с типичным casual-хулиганом в модных брендах, таких как Stone Island и Fred Perry, появились  фанаты-ультрас в футболках клуба и с «розой» (шарфом. – Ред.) вокруг шеи. Важным моментом в визуальной составляющей настоящих украинских  ультрас стал запрет на раскрашивание лица в цвет клуба.

Со временем всё выразительнее стала проявляться и идеологическая общность, за исключением нескольких клубов левого направления большинство украинских фанов придерживаются правых взглядов.

Сегодня движение ультрас – полноправный член спортивного мира Украины, отстаивающее своё видение футбольной, социальной и даже политической жизни страны. Обычный зритель ассоциирует их с энергичными, а иногда и с агрессивными, группами фанатов на трибунах. Молодежь настроена более дружелюбно и предпочитает ультрас-креативную поддержку  матчей обычной игре без «изюминки». Чего стоят одни «кричалки», которые нередко будоражат интернет и общество. Их темы — разные, но  все  они – на злобу дня! Как говорят члены движения, это почти народное творчество без определенной авторской группы.

 

Ультрас считают, что именно болельщики делают клубы великими, поэтому никто из футболистов не был и никогда не будет иконой для членов движения. Ультрас уважают выдающихся и верных клубу игроков, но, по их мнению, «это очень зрелые чувства». Прежде всего культура ультрас-болельщиков – это ценность всего,  что связано с матчем.

(ВРЕЗ) Matchday – это заветное слово для фана символизирует целую череду возможных и невозможных событий от встречи фанатов другой команды до яркого перформанса на трибуне, и конечно же,  в центре действа —  клуб и его игра на поле.

2

С тренерами фанаты почти не общаются. Сотрудничество с  руководством клуба  касается лишь билетов и абонементов на матчи. Наоборот, по мнению приверженцев клуба, ультрас – своеобразный ориентир  для футболистов, когда речь идет о таких фундаментальных вещах, как  верность клубу и самоотдача. Игроки и руководство приходят и уходят, а болельщики остаются, поэтому и один из принципов ультрас «Динамо» Киев» звучит безапелляционно: «Динамо» – это мы!»  «Ведь убеждённый фанат предан клубу, потому что посещает  все домашние матчи, едет за сотни и тысячи километров, часто за последние деньги, чтобы, на далеком от родины стадионе, поддержать свою команду», –  делится Андрей Казанцев в прошлом – участник движения. Когда на любой трибуне мира, где играет «Динамо» Киев», внимание всех зрителей привлекает бело-синяя символика киевлян и песня «Як тебе не любити Києве мій» — своеобразный  гимн трибуны фанатов столичной команды. Как рассказывают представители движения, «после такого вступления, все на стадионе и у экранов ТВ понимают, что перед ними не просто футбольный клуб, а целый пласт впечатлений, традиций, эмоций, достижений и побед!»

 

Ультрас, поддерживающие  разные клубы, мало чем отличаются друг от друга, так как  их связывают одни принципы и правила. Однако выяснение отношений между болельщиками клубов – тоже явление обычное. Раз ультрас – деятельные и темпераментные болельщики, то они должны любыми средствами отстаивать свой клуб и ценности команды. Дружба групп, поддерживающих разные клубы, сложилась давно. Предпочтения сформировались ещё со времён СССР, на основе политических взглядов представителей трибун. Напомним, что киевские фанаты с 80-х  придерживались патриотических принципов, были сторонниками независимости Украины. Поэтому противостояние со всеми московскими клубами – давняя традиция. Среди  дружественных ультрас-групп киевские фанаты называют болельщиков клубов: «Днепр», «Карпати» (Львов), «Жальгирис» (Вильнюс). Сейчас  наши ультрас – в хороших отношениях с поклонниками клуба «Гутник» из польского Кракова.

 

Ультрас заявляют о «брезгливой»  удаленности от политических партий и движений. Но в последнее время представители фан-групп стали чаще демонстрировать свою политическую позицию. Так, объединившиеся ультрас поддержали  события  2013-2014 гг. на Майдане в Киеве, фанаты клубов «Черноморец» и «Металлист»  вопреки бездействию милиции спасли ситуацию и остановили провокации   в  Одессе и Харькове – все эти примеры наглядно показали масштаб, сплочённость и активную гражданскую позицию ультрас-движения.60

Сегодня типичный представитель ультрас – это деятельный мужчина в возрасте от 20 до 70 лет, интересующийся историей, спортом и здоровым образом жизни. Как рассказывают участники движения, их товарищи в социуме учатся, работают, занимаются бизнесом и творчеством.

 

–  Ярко выраженных единоличных лидеров на трибуне ультрас – приверженцев «Динамо»  Киев»  нет. Есть несколько ультрас-групп, в некотором роде делегирующих своих представителей в некий общий совет движения, где роль координаторов выполняют несколько уважаемых фанатами людей, которым доверяют все, – рассказывает Андрей Казанцев. – Они же распоряжаются «бюджетом» движения. Пополняют кассу за счёт продажи различного ультрас-стаффа (одежда, «розы» (шарфы), значки и т.п.), который производят сами фанаты. Также есть пожертвования и взносы  всех, кто считает себя причастным к движению.

3

Ряды фанатского движения в Украине пополняются теми, кто беззаветно любит футбол и свои команды, готов активно болеть и отстаивать их, в том числе и смотреть весь матч стоя. Многие приходят на трибуну впервые и постепенно становятся частью фан-команды по своему сформированному решению.

– Надо помнить, что  самое главное отличие ультрас — это посещение выездных матчей команды, –  говорит Андрей Казанцев.  – Перед такими поездками, особенно первыми, рекомендуем изучить фанатские форумы, чтобы понять, что такое фанатский выезд.

 

Таким образом, нынешние ультрас – это многослойное движение со своей историей, традициями и принципами. В мире футбола они заявили о себе и успешно защищают свои позиции. Мнения об активных фанах в обществе  – разные, но это явление стало своеобразной субкультурой нашей страны, достойной социокультурного исследования. Особенно в наше время, когда многое меняется, и активный протест стал важной составляющей общественного сознания.

 

Текст: Мария Волощук

Фото: Александрт Прищепа