Национальный парадокс заключается в том, что в вопросах коррупции у наших соотечественников проявляется «стокгольмский синдром»: украинцы доверяют тем, кого считают коррупционерами. Об этом в колонке для «Нового времени» пишет эксперт по коммуникации изменений Петр Иванов.
“О том, что уровень доверия напрямую зависит от репутации организации или частного лица, нам давно и аргументировано доказывают теоретики репутационного менеджмента. Впрочем, как и практика последних дней. Но если проанализировать результаты очередной волны онлайн-исследования «Мониторинг прогресса реформ» Kantar TNS Украина, то можно сделать вывод, что украинцам свойственны проявления «стокгольмского синдрома», – сообщил Иванов.
В верхней части рейтинга институтов и организаций, которым традиционно доверяют украинцы, находятся учреждения дошкольного, среднего и высшего образования. За ними следует армия, полиция, банки и медучреждения – и так до Верховной Рады, которая возглавляет рейтинг снизу. Кстати, не взирая на активно освещаемую в СМИ деятельность НАБУ, этой структуре доверяют. Хоть и весьма скромно – 11 место из 23.
Главный парадокс заключается в том, что, например, респонденты, которые ранее отметили высокий уровень доверия к университетам и институтам, здесь указали на значительно более высокие коррупционные риски в их стенах. Более половины опрашиваемых назвали вузы коррумпированными, однако все равно заслуживающими доверия! Похожую парадоксальную динамику продемонстрировали и местные органы власти – с крайне плохим сальдо коррумпированности по уровню доверия населения они конкурируют с медучреждениями.
«На самом деле проблема не в имитации «стокгольмского синдрома», и даже не в странности ответов респондентов. Согласно результатам практически всех опросов, самой большой проблемой страны украинцы считают именно коррупцию. Но сами украинцы склонны скрывать факты личного коррупционного опыта, при этом более охотно повествуя о таковых среди своего окружения» – подчеркнул эксперт.
«Можно сколько угодно критиковать власть и антикоррупционные органы за неэффективность, но отрицать появление альтернативных возможностей получения административных услуг без контакта с бюрократами-коррупционерами невозможно. Привычка – дело сложное. Искоренить ее можно путем запуска нового формата диалога о ценностных ориентирах, которые и лежат в основе наших действий. Понимание ценностной платформы украинцев Запада, Центра, Востока и Юга позволит предлагать аргументы куда более тонкие и вкусные, чем прямые и кажущиеся смешными призывы прекратить «давати хабарі», – резюмирует автор.