Принципиальное различие между профессионалом-ремесленником и профессионалом-творцом заключается в умении второго предвидеть будущее. В том, что касается архитектурного образования, Александр Кащенко заглядывает на много шагов вперед. В частности, он имеет представление о том, каким будет архитектор образца 2025 года.
Александр Владимирович Кащенко – доктор технических наук по технической эстетике, профессор, декан архитектурного факультета Киевскго национального университета строительства и архитектуры, завкафедрой рисунка и живописи. Прогрессивному педагогу с 30-летним стажем деканства претит косность в образовании. В академических кулуарах он снискал славу креативного, демократичного преподавателя. Номер его мобильного знает каждый студент. Декан – исследователь в области биодизайна – удивительного учения о формообразовании в природе и точках его соприкосновения с архитектурой. И пишет акварелью по-восточному лаконичные урбанистические пейзажи, фактор воды в которых особо значим.
все фото Andrii Yatsuk #zwerff
Азбукой гигантов, величайшей системой видимых символов назвал архитектуру писатель Гилберт Честертон. В альма-матер украинских архитекторов овладевают этой азбукой и вырастают в гигантов своего дела благодаря стараниям педагогов, мыслящих по-новому. Таких, как Александр Кащенко, поведавший нам о…
О разнице в обучении архитекторов 30 лет назад и ныне
– На минувшее тридцатилетие пришлась эволюция архитектурного образования. Связана она с переходом от типологической системы проектирования к методологической. Типологическая система в свое время работала исправно. Было возведено множество стандартных домов. Однако хромала эстетика застройки. Ныне этот урон восполняет индивидуальное проектирование. Ну а программа архитектурного образования меняется в сторону универсальности, изучения социального контекста, тонкостей общения с населением, стратегий развития общества, возможностей формулировать концепции на средний и дальний периоды.
О превращении проектировщика в зодчего
– На создание новой, идеальной вузовской программы влияет изменение сущности архитектора. Проектировщик превращается в зодчего, творческую личность, руководящую в определенной мере частью общества и организующую архитектурную среду. А среда, в свою очередь, должна быть функциональной, целесообразной, экономичной, энергоэффективной, эстетически привлекательной.
Об универсальном профессионале
– Мы ушли от прагматичного, ориентированного на типологический подход, преподавания. И теперь готовим универсального профи. Помимо того, что архитектор владеет базовыми знаниями о проектировании, он должен быть философом, историком, художником, экологом, знать этику профессиональной деятельности. Во время обучения постулаты этики неотъемлемы. Однако в условиях работы специалист проверяется на прочность. Когда архитектор попадает под гнет инвестора, может не пройти эту проверку. В итоге, увы, появляются здания-монстры, уродующие историческую среду.
Об архитеторе-2025
– На конференции «Современное архитектурное образование», проведенной в КНУСА, во главе угла стоял вопрос «Архитектор-2025». Мы разделили функции профессионала на проектную, творчески-архитектурную, инженерную, философскую, концептуальную, исполнительную, экономическую, социальную. И резюмировали, что в канун третьего десятилетия XXI века на первый план выходят философская и социальная функции. Архитектор комплексно оценивает, целесообразно ли объект вписан в территорию? Взаимодействует ли с инфраструктурой? Связан ли стилистически с другими объектами? Как использованы новые технологии? Архитектор-философ мыслит концептуально.
О миссии
– У нашей профессии особая специфика. Плоды труда архитектора видны всем. И прекрасные, и ужасные. На разных этапах истории архитектура переживала периоды откровенного формализма. Теперь усилия по воспитанию зодчих нового поколения направлены также и на исправление ими огрехов предшественников. На профессионалов возложена миссия: гармонизировать облики городов, не допустить дилетантизма в архитектуре. Словом, стремиться к совершенству.