Для чего украинские топ-менеджеры, чиновники и даже рок-звезды едут учиться в один из лучших вузов мира
Сегодня учиться стало модно, и особенно сильна жажда знаний у поколения тех, кому немного за 30 лет. Возможностей стало значительно больше, и наши соотечественники сильно расширили географию обучения. Успешные и состоявшиеся украинцы едут в Европу и США получить степень МВА или принять участие в одной из множества лидерских программ. Кроме того, изменения в Украине создали невиданный ранее феномен – молодых реформаторов, идущих на государственную службу или в офисы реформ для того, чтобы своими знаниями и опытом, полученными в частном секторе, изменить страну. Но часто этих знаний становится недостаточно. Мало починить на «интуитивном» уровне, для капитального ремонта нужны более фундаментальные знания.
И именно на таких людей всё чаще реагируют престижные мировые вузы и дают гранты под разные программы. Подобные программы, как правило, и делаются для тех, кто старше 27 лет и уже имеет солидный опыт работы. К примеру, в Стэнфордской школе бизнеса есть магистерская программа MSX, где средний возраст студентов 35 – 40 лет и стаж работы более 10 лет. Сюда поступают те, кто уже достиг пика своей карьеры и хочет поменять фокус, те, кто застрял на одном месте и не видит к чему стремиться. Среди студентов можно встретить как топ-менеджеров Tesla и Apple, так и сингапурских чиновников, массово получающих образование за счет государства. Возможно в высокой образованности чиновников и кроется причина того, что экономика Сингапура входит в топ-10 экономик мира?
Среди студентов можно встретить, как топ-менеджеров Tesla и Apple, так и сингапурских чиновников
Украинские магистранты в Стэнфорде: первопроходцы
В сентябре 2017 года в Украине стартовала программа Stanford’s Ukrainian Emerging Leaders Program. Ее придумали Александр и Екатерина Акименко, два года назад попавшие на годовое обучение в Стэнфорд. Александр получил грант, позволявший приехать с женой и дающий и ей массу возможностей параллельно с мужем получить престижное образование. Во время пребывания в Калифорнии им и пришла в голову идея создать новую программу ежегодного обучения нескольких талантливых украинцев. Тех, кто не просто готовы создавать какие-то качественные изменения в Украине, но уже имеют подобный опыт и нуждаются в расширении кругозора и углублении своих знаний. Вдохновленные этой идеей они собрали вокруг себя множество неравнодушных людей, согласившихся финансировать программу.
Среди доноров оказались Western NIS Enterprise Fund, основатель и CEO украинской инвестиционой компании Dragon Capital Томаш Фиала, заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа АРК Рустем Умеров и музыкант, вокалист, композитор, общественный деятель Святослав Вакарчук. Программа для молодых украинских лидеров вызвала невероятный ажиотаж, и на первом этапе заявки на участие в ней подали почти 1000 чел. Из них представители Стэнфорда отобрали 340 чел., а затем – троих счастливчиков. В тройку первооткрывателей попали: организатор гражданской инициативы «Евромайдан SOS» Александра Матвийчук, основатель и идейный вдохновитель системы электронных торгов ProZorro – руководитель департамента государственных закупок Минэкономразвития Александр Стародубцев и советник Министра Минэкономразвития – Дмитрий Романович. К участникам программы присоединился и один из доноров – Святослав Вакарчук, решивший не просто понаблюдать за тем, как проходит обучение, но и поучиться самому.
Дмитрий Романович:
«Это фантастическая возможность для нас. Возможность перезагрузиться и окунуться в совершенно другую жизнь. В Украине я учился в Харьковском нацианальном экономическом университете им. С. Кузнеца, овладев специальностью экономиста-кибернетика, где я получил отличную базу, но этой базы мне уже давно мало. Получить знания, которые тебе дает Стэнфорд, в Украине невозможно. И проблема даже не в том, что у нас нет университетов такого уровня, а в том, что когда ты с головой погружаешься в текущую работу, то у тебя на образование физически не остается времени. Ситуация в Украине такая, что ты чаще работаешь на отбой, решая текущие проблемы, и тебе сложно мыслить категориями не «с сегодня на сегодня» и глубоко изучать историю вопроса. А ведь Украина не единственная страна в мире, сталкивающаяся с трудностями становления и проходящая сложный процесс реформирования. Подобных примеров очень много и в таких университетах, как Стэнфорд множество курсов, направленных на изучение актуальных для нас проблем».
Александра Матвийчук:
«До начала обучения ситуация в Украине казалась мне менее сложной. Тут я окончательно убедилась в том, насколько мы все украино-центричные, и наши проблемы кажутся нам уникальными.
“В Стэнфорде мы много работаем над кейсами разных стран, уже проходивших период трансформации. У меня исчезли розовые очки, но, несмотря на это, я остаюсь оптимистом”
В Стэнфорде мы много работаем над кейсами разных стран, уже проходивших период трансформации. У меня исчезли розовые очки, но, несмотря на это, я остаюсь оптимистом. Сейчас я лучше понимаю масштаб проблем, стоящих перед нами, и то, что у нас не так много времени,для их решения. Но сейчас я не только лучше знаю, с чем нужно бороться, я еще и понимаю, как это делать.
На зимние каникулы я приехала в Киев, где не была с сентября прошлого года. Многие спрашивали меня: какое же основное отличие между США и Украиной? Мне кажется, что оно не в уровне жизни или инфраструктуры, а в том, что у нас не работает государственная система разрешения конфликтов. Когда мой друг позвонил в полицию с жалобой на припаркованную на тротуаре машину, то она просто не приехала. В Калифорнии люди не нуждаются в том, чтобы самостоятельно решать такого рода вопросы. При этом украинцы постоянно находятся в состоянии «боевой готовности» и всегда готовы обороняться, а это эмоционально истощает».
Александр Стародубцев:
«Потребность в обучении к каждому человеку приходит по своему. Я всю жизнь учился: и когда работал в бизнесе, и когда три года назад пришел работать на госслужбу. Много читал. Когда пришел в Минэкономразвития, стал искать теорию о государственном устройстве: что такое государственное управление, как из плохой страны сделать хорошую и т.д. Постепенно узнал об институционализме и о Френсисе Фукуяме как одном из лучших институционалистов мира. Потом попал к Фукуяме на программу, когда он приезжал в Украину. Поэтому к открытию нашей программы Ukrainian Emerging Leaders Program – UELP в Стэнфорде у меня уже был очень хорошо сформирован запрос на эти знания. Для украинского менеджера в госуправлении, наверное, лучшее, что может быть. Сегодня в Украине необходимы реформы в этом направлении, и теперь я уже чувствую себя более уверенным в своих дальнейших шагах. Отстраивать свою страну нужно самим, никто, кроме нас, этого не сделает».
ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ
Украинская команда в Стэнфорде сходу привлекла к себе пристальное внимание не только со стороны университета, но и со стороны местной громады. За три месяца уже состоялось множество встреч с активистами, где говорили о проблемах в Украине и путях их решения. Каждый из участников вызывает живой интерес, так как имеет свою интересную историю и свое направление в работе.
Дмитрий Романович попал в эту программу во многом благодаря тому, что почти три года занимался реформой «Дерегуляция», признанной одной из наиболее успешных в Украине. Как и большинство молодых реформаторов, он пришел в это сферу из бизнеса. В своей заявке на участие в программе UELP он подал проект, который по окончанию учебы должен вылиться в своеобразное руководство к действию для реформатора. Сейчас он активно работает над изучением подходов к изменениям, и над тем, как различные реформы проходили в других странах, над созданием набора необходимых инструментов и подходов, которые могут быть использованы в Украине при проведении сложных реформ.
«Среди моих курсов в первом семестре был очень интересный и необычный для меня курс – «Популизм и эрозия демократии». К сожалению, сегодня популизм является доминирующим инструментом в украинской политике, но, к счастью, этот вопрос уже много десятилетий изучается ведущими мировыми политэкономистами, и существуют понятные методы борьбы с ним. Все это я постараюсь учесть в своей работе» .
Во время учебы каждый из участников работает над собственным проектом, поэтому список предметов у каждого – свой, но для того, чтобы попасть на популярные курсы, приходится бороться. Объединяет украинских лидеров курс Френсиса Фукуямы и общий офис на территории Center on Democracy, Development, and the Rule of Law (CDDRL), где они ежедневно встречаются.
«Чтобы попасть на популярные курсы, приходится бороться»
«За эти три месяца учебы у меня очень сильно расширился кругозор. Я увидел, что мир намного больше, чем я думал, и в то же время – намного ближе. Большинство ограничений – у нас в голове. На некоторые вещи я посмотрел под другим углом. Например, я раньше не видел обратную сторону прозрачности. После построения ProZorro мне вообще казалось, что чем больше прозрачности, тем лучше, но здесь я смог рассмотреть и темную ее сторону. Конечно, я не перестал верить в прозрачность, но теперь моя вера – более осознанная», – делится Александр Стародубцев.
Безусловно обучение в Стэнфорде – это настоящее воплощение мечты, поэтому сложно выделить то, что больше всего удивляет, но, пообщавшись с участниками программы, мы составили ТОП-10 САМЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ:
Возможность встретиться и пообщаться с любым профессором университета. Даже если это не твой педагог, но у тебя есть к нему какой-то вопрос, – ты можешь запросто написать этому человеку письмо и пригласить его на кофе.
Среди педагогов здесь такие люди, как: Френсис Фукуяма, Ларри Даймонд, Кондолиза Райс, Дэвид Демарест и другие знаменитости;
Если в любом украинском вузе ты слушаешь лекции профессоров, преимущественно пересказывающие тебе актуальные книги и чьи-то теории, то здесь ты непосредственно общаешься с авторами мировых научных бестселлеров;
В Стэнфорде ты можешь самостоятельно формировать свою программу обучения, выбирая курсы, наиболее интересные тебе. Нередко на популярные курсы большой конкурс. Это впечатляет! Ты принимаешь участие в огромном конкурсе , в среднем 16 человек на место, поступаешь в Стэнфорд и продолжаешь доказывать свое право на обучение уже в самом университете.
Ты узнаёшь, что вещи, которые в Украине кажутся новыми и необычными, не просто существуют в мировой практике, а уже десятилетиями активно изучаются и внедряются. Взять хотя бы создание и функционирование антикоррупционных органов, разные избирательные системы, сработавшие и несработавшие меры по стимулированию экономики.
Невероятная инфраструктура самого университета – прекрасные библиотеки, спортивные залы, много парков и лужаек, где ты можешь заниматься или отдыхать. Бурная социальная жизнь – спорт, открытые публичные лекции от невероятных спикеров, концерты, выставки. Попадая в подобный вуз, почти каждый студент сталкивается с типичной проблемой – боязнью что-то пропустить, для этого явления даже придумали специальный термин – «fomo» (fear of missing out).
Ежедневное осознание того, что ты находишься в центре мира – в сердце Кремниевой долины, месте, куда стекаются выдающиеся умы современности. Впечатляет и то, что сам проект – это следствие работы Стэнфорда.
Нельзя вычеркнуть из этого списка и тот факт, что dream`s team-программа включает в себя и Святослава Вакарчука. И это удивительно, когда кумир становится на время твоим одногруппником, и вы обсуждаете не музыку, а лекции Френсиса Фукуямы.
Удивляет и сама Калифорния. Штат, по размеру и количеству жителей близкий к Украине. Если бы Калифорния была отдельной страной, то по размеру экономики она бы входила в топ-10 стран мира. Одно из немногих мест в мире, где за один день ты можешь покататься на лыжах в горах и на доске в океане.
Престиж таких университетов, как Стэнфорд состоит не только в именитости педагогов. В большей степени – это безупречный выбор студентов. Логика тут проста и понятна: чем выше уровень знаний студентов, тем больше шансов увеличить список выдающихся выпускников. Огромное количество именитых педагогов в Стэнфорде – выпускники этого вуза. Поэтому конкурс здесь очень большой. Множество абитуриентов стремится в университет, не имея необходимой суммы денег на обучение. Главное – поступить, а дальше университетские консультанты помогут тебе решить сложную финансовую задачу: самым талантливым – выдадут стипендии или частично покроют затраты, остальным – предложат систему кредитования. Именно для этого у многих брендовых вузов есть собственные банки.
***
В июле первые выпускники программы вернутся домой, и уже объявлен конкурс на следующий набор программы.
«Совершенно уверен в том, что подобное обучение необходимо всем тем украинцам, кто стремится осуществить изменения в стране. То, что данная программа будет продолжаться и еще трем людям вскоре посчастливится в нее попасть, – уже большая победа. Если бы побольше чиновников в Украине получили такой опыт, то изменился бы уровень дискуссии в госаппарате, и тратилось бы время на обсуждение другого уровня проблем. Среди моих знакомых есть те, кто получил образование в других престижных университетах США, в частности, Тарас Шевченко, недавно вернувшийся после обучения в Йельском Университете. Он и до этого делал множество важных вещей и занимал позицию сопредседателя совета Реанимационного пакета реформ. Теперь у него еще больше вдохновения и знаний для дальнейшей работы. Кстати, он 10 лет стремился попасть в эту программу, и ему удалось это только с четвертой (!) попытки, но ведь удалось! Мне кажется, что это еще одна прекрасная мотивирующая история для тех, кто задумывается о подобном образовании», – подытоживает Дмитрий Романович.
Лайфхаки для тех, кто переезжает жить в Кремниевую долину:
Если вы собрались ехать учиться вместе с семьей и маленькими детьми, то будьте готовы к тому, что до 5 лет ребенок может пойти только в частный детский садик, и в Кремниевой долине это очень дорого. Самый бюджетный детский сад, где ребенок будет проводить всего 30 часов в неделю, обойдется вам в $1200 (с 8.00 до 14.00 пять дней в неделю). Данная сумма не включает еду. Еду ребенок приносит с собой.
Если у вас уже взрослые дети, то вы можете совершенно спокойно и бесплатно отдать ребенка в государственную школу, по качеству образования ничуть не уступающую частной .
Жилье – это отдельная большая тема. Разброс цен очень большой, но средняя цена за односпальную квартиру в хорошем районе – $2500 в месяц. Квартиры здесь сдаются совершенно пустыми, но есть множество вариантов того, как обустроить жилье. Скажем, зарегистрироваться на сайте Nextdoor, где соседи продают и отдают всё необходимое и рассказывают о гаражных распродажах. Благодаря таким ресурсам можно быстро и за небольшие деньги полностью обставить квартиру.
Безусловно жить в Калифорнии очень дорого, поэтому умение экономить сильно пригодится на время студенческой жизни. Must have – это членство в таких оптовых мегамаркетах, как Costco, где можно реально дешево купить всё, что только можете придумать: начиная от еды и заканчивая билетами в «Диснейленд».
Для комфортной жизни вам безусловно понадобится автомобиль, но если вы не умеете ездить, то без него в Кремниевой долине вполне можно обойтись. Достаточно жить возле местного скоростного поезда Caltrain или иметь велосипед. Для еженедельных походов за продуктами можно воспользоваться такси Если же вы решили водить здесь автомобиль, то можете смело пользоваться украинскими правами и наслаждаться хорошими дорогами и ездой по правилам. Правда, если вы планируете быть в Калифорнии более года, лучше получить местные права. Покупка временного подержанного автомобиля обойдется вам до $3000, а весь процесс займет примерно 5 мин.
Не верьте! Еда в Калифорнии – не пластиковая! Здесь огромный выбор разных продуктов, в том числе органических и фермерских. Не ждите, что здесь вы можете круглый год есть вкусную клубнику. В США, как и везде, есть сезонность, и самые вкусные фрукты и овощи конечно будут в сезон.