Государственное предприятие «Антонов» в рекламе не нуждается, не так много в Украине компаний способных производить уникальную по мировым меркам продукцию. Непревзойденные транспортные самолёты «Руслан» и «Мрія» стали визитной карточкой украинского авиапрома, установив 270(!) мировых рекордов. В 1952 г. предприятие было перенесено из Новосибирска в Киев, где генеральный конструктор Олег Константинович Антонов, по сути, заново организовал завод и конструкторское бюро. Именно в Киеве удалось собрать мощный коллектив конструкторов и специалистов, создавших самолеты, покорившие мир.
ГП «Антонов» расположено недалеко от метро «Нивки» и занимает огромную площадь, какую именно нам не сказали – это секретная информация. Первое впечатление, когда попадаешь на территорию режимного предприятия – контраст между советским промышленным дизайном и обилием молодых лиц. Здесь кипит жизнь, и работает много молодёжи, несмотря на то, что костяк коллектива составляют специалисты с 30-40-летним стажем.
Все, с кем мы общались, от простых рабочих до руководителей компании, говорят о своей работе, заводе и самолётах с искренней гордостью и энтузиазмом. Чувствуется, что люди здесь не просто «ходят на работу», а занимаются любимым делом. Подобной удивительно мощной атмосферы созидания нам не доводилось встречать ни на одном предприятии. Наверное, самолёты создают особенные люди, по крайней мере, самолеты серии Ан.
С 90-х предприятие переживало тяжёлый период развала советской инфраструктуры, замороженные проекты, минимальное государственное финансирование, многочисленные атаки со стороны российских структур и украинских недоброжелателей. Но «Антонов» выстоял! Во многом благодаря сплоченному коллективу и транспортной компании «Авиалинии Антонова», много лет являющейся основным источником финансирования госкомпании. Семь «Русланов» и «Мрія» – главный транспортный авиапарк компании и гордость украинского авиапрома – востребованы во всем мире и продолжают «кормить» предприятие.
В 2015 г. на завод пришла новая управленческая команда во главе с президентом компании Михаилом Гвоздевым. ГП «Антонов» стало частью концерна «Укроборонпром», и первоочерёдное задание для новой команды – это увеличение объёмов производства и продаж авиационной техники. Вместе с Гвоздевым на предприятие пришли молодые менеджеры, имеющие успешный опыт в сфере бизнеса и промышленности.
Мы встретились с первым вице-президентом ГП «Антонов», Александром Коцюбой, который ведёт оперативное руководство компанией, чтобы из первых уст узнать, как сегодня живёт прославленное предприятие.
Сегодня в руководство компании пришли новые люди с опытом работы в бизнесе, в то же время осталось много руководителей, конструкторов, работающих ещё с советских времен. Как удаётся организовать работу команды специалистов со столь разным опытом?
– В этом году государственное предприятие «Антонов» отметит своё семидесятилетие. В далёком 1952 г. Олег Константинович Антонов приехал в Киев с 18 молодыми инженерами. «Что ты сможешь с ними построить, – недоумевала жена и соратник Антонова Елизавета Шахатуни, – они же все птенцы неоперившиеся». Олег Константинович тогда ответил: «Из этих птенцов вырастут настоящие орлы». Так и случилось. Самолеты Антонова давно пережили своего создателя, но до сих пор многие из них остаются непревзойдёнными. Никто не смог создать машин лучше легендарного, первого в мире крупнофюзеляжного самолёта Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан» или Ан-225 «Мрія».
Но нужно идти дальше. Времена меняются, необходимо развивать работу авиационной отрасли в новых экономических условиях. Это основная задача для современной команды менеджеров, работающих сегодня на предприятии. Мы должны найти достойное применение потенциалу, имеющемуся в коллективе. А основой организации взаимодействия в нём является то, что мы, несмотря на разницу в возрасте и опыте, делаем общее дело, у нас одна цель – сохранить компанию «Антонов», сохранить за Украиной статус авиационной державы.
Скажите, существует ли возможность воссоздать «Мрію-2», работы над которой были остановлены много лет назад?
– «Мрія» может быть только одна! А если серьезно, то это весьма дорогостоящий проект, который государство Украина пока не в состоянии профинансировать. В своё время АН-225 «Мрія» был частью весьма амбициозной советской космической программы, свернувшейся с распадом Союза.
Но «Мрія-2» может быть построена. Для второго Ан-225 у нас есть фюзеляж (корпус), крылья, хвостовая часть, центроплан. Практически всё, кроме внутренней «начинки». К сожалению, оснастка для сборки самолёта не сохранилась. Но дело не только в этом, вторую «Мрію» нужно строить в соответствии с новыми авиационными стандартами. А это – новые комплектующие, новые системы. По сути, это новый самолёт!
Но мы готовы, ждём инвестора и $3-4 млрд..
Предприятие проходило через многочисленные реорганизации в 2000-х. Расскажите, что такое ГП «Антонов» сегодня, какие подразделения входят в компанию?
– Государственное предприятие «Антонов» – это, прежде всего, конструкторское бюро, на базе которого работает опытное производство; Серийный завод, Лётно-испытательный комплекс, авиакомпания «Авиалинии Антонова». Социальный блок: базы отдыха, детские сады, детские оздоровительные комплексы – лагеря, поликлиника, спортивный комплекс и подсобное сельское хозяйство. Кроме того, у нас два аэродрома: один – здесь, на улице Туполева, а второй – в Гостомеле, где проходят лётные испытания и базируются самолёты нашей авиакомпании, в том числе – легендарные «Русланы» и «Мрія».
Компания «Антонов» – не единственное предприятие, производящее грузовые самолёты. Какие предприятия в мире можно назвать её конкурентами в этой нише?
– Возможно, это нескромно, но я искренне разделяю мнение, что Аны – «короли» мирового транспортного неба. В мире всего несколько компаний, строящих транспортные самолёты, в том числе такие гиганты, как «Боинг» (Boeing), «Эрбас» (Airbus), поменьше – «Бомбардье» (Bombardier), «Эмбраер» ( Embraer). Тем не менее компания «Антонов» имеет наибольший опыт в этом сегменте. Только мы можем предложить целую линейку транспортников грузоподъемностью от 2,5 до 250 т. Такого спектра большегрузов нет больше ни у кого в мире.
В отношениях ГП «Антонов» с государством есть какие-то изменения?
– Авиастроение – дорогое удовольствие. В мире всего семь стран, и Украина входит в их число, имеющих свою национальную марку самолёта. Во всех крупных авиастроительных компаниях мажоритарный акционер – государство. «Эрбас» – правительство Франции, «Боинг» – Министерство обороны США. Все основные авиазаказы формируются государством, выступающим главным лоббистом интересов своих авиапроизводителей.
«Самолётами торгуют президенты», – говорят во всем мире, в свою очередь, мы делаем всё, чтобы наверстать упущенное и подключать государство к решению вопросов отрасли. Из последних договоренностей – договора на производство и поставку трёх самолетов Ан-148 для Минобороны.
Самолет Ан-178 вызывал оживлённый интерес на выставках во Франции, ОАЭ. Чем этот самолёт так привлекает внимание, ведь в отличие от «Русланов» – это транспортный самолёт среднего размера, выпускаемый многими производителями?
– Год назад, в мае, он впервые поднялся в небо, сейчас проходит лётные испытания, но его появление уже наделало много шума во всём авиационном мире. Он успел побывать на двух крупнейших авиационных выставках, и я могу с уверенностью сказать, что он привлёк к себе большое внимание. Сейчас мы готовим его к Берлину и Лондону.
Имея грузоподъемность 15-18 т, он занимает определенную, практически свободную нишу на мировом рынке. Его ближайшие конкуренты могут перевозить 12 и 20 т. При этом Ан-178 – типичный «антоновец», выносливый и неприхотливый. Кроме персональных преимуществ этой модели самолёта: перевозить практически все виды пакетированных грузов, включая габаритные морские контейнеры, – он взлетает и садится с неподготовленных, в том числе грунтовых полос аэродромов, что особенно нравится заказчикам из Африки и Азии. Кроме того, конструкция задней рампы и комплекс бортового оборудования обеспечивают его автономную эксплуатацию, т.е. позволяют загружать габаритные грузы без применения специального аэродромного оборудования.
Самолеты серии Ан выпускали и в других городах бывшего СССР – Новосибирске, Ташкенте. В Ульяновске производили легендарные «Русланы». Почему сегодня российский авиапром не в состоянии самостоятельно реализовать производство грузовых самолетов?
– Если говорить о бывшем СССР, то самолёты в то время создавались в широкой кооперации. Например, в постройку «Руслана» были вовлечены сотни предприятий союзных республик. Однако ядро – конструкторское бюро самолетов серии Ан –находилось в Киеве. После развала Союза мы работали с российскими предприятиями на основе лицензионных договоров на условиях кооперации. От продажи построенных самолётов мы получали роялти.
До возникновения конфликта между нашими странами мы пытались реализовать программу запуска в серийное производство военно-транспортного самолета Ан-70 и модернизированных вариантов «Руслана». Но они так и не были воплощены в жизнь. Документация на эти самолеты осталась у ГП «Антонов». А без неё производство невозможно. Это касается и продления ресурса эксплуатируемых самолётов.
Насколько интересна работа в ГП «Антонов» для выпускников профильных вузов, как предприятие подбирает и растит кадры, как мотивирует сотрудников?
– У нас много молодых специалистов, работающих увлеченно и с энтузиазмом, настоящие умницы. К нам на работу ежегодно приходят выпускники технических вузов. Кроме того, у нас на предприятии есть филиал Национального аэрокосмического университета имени Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», авиационный техникум, ведётся производственное обучение для школьников старших классов. На ГП «Антонов» выпускники получают необходимый объём знаний и опыта, и, к сожалению, есть проблема переманивания их иностранными компаниями.
Мы стремимся дополнительно стимулировать молодежь к профессиональному и карьерному росту. При назначении на должности стараемся отдавать приоритет молодежи, воспитываем собственных менеджеров в «Школе молодого руководителя», сейчас создаём молодежную организацию, представители которой будут работать в каждом подразделении и давать своё видение по развитию предприятия. В планах – возрождение института наставничества.
Зарплаты на государственном предприятии – невысокие и ограничены законодательно. Выпускник вуза, без опыта работы, получает 5-7 тыс. грн., но мы стараемся найти способы дополнительно мотивировать ребят. Уделяем много времени, чтобы создать комфортный социальный пакет для молодых специалистов. Предоставляем общежитие, премии и социальных выплаты при заключении брака и рождении детей, отдых в нашем санатории и много другое.
Какие планы компании на ближайшие годы? СМИ сообщали о переговорах с Саудовской Аравией, Индией. Что можно предпринять для повышения эффективности работы ГП «Антонов»?
– Что касается Саудовской Аравии, то к концу этого года мы должны завершить постройку прототипа нового турбовинтового транспортника – самолета-демонстратора Ан-132. После этого планируется его модификация, и создание совместного предприятия на территории Саудовской Аравии по серийному производству этих самолетов.
Ан-132 – это «ребёнок» самолета Ан-32, уникальный по своим характеристикам с фирменной «антоновской фишкой» – способностью базироваться на неподготовленных и высокогорных аэродромах. За неприхотливость, трудоспособность и главное – умение «нырять» в узенькие ущелья глубиной до 6 тыс.м и приземляться на площадках на высоте 4 тыс. м над уровнем моря индусы дали ему прозвище «Серебряный конь».
Ан-132 – это значительно модернизированный, по сути, новый самолет с лучшими техническими характеристиками. От предшественника он отличается и по конструкции, и по составу оборудования, например, на нём устанавливается авионика американской фирмы Хоневелл(Honeywell), канадские двигатели. Он может производиться в различных вариантах – и в транспортном, и для выполнения специальных задач, например, для перевозки и эвакуации больных и раненых самолёт может быть оборудован медицинским оборудованием.
Меморандум с Индией – начало совместной работы по продвижению региональных пассажирских самолетов Ан-148, Ан-158 с перспективой по транспортному Ан-178.
А общая перспектива развития выглядит следующим образом: серийное производство наших самолётов в широкой международной кооперации (без России), освоение новых рынков продаж – страны Азии, Африки и Латинской Америки, создание мощной сервисной инфраструктуры самолётов серии Ан и транспортные перевозки.
Дмитрий Рогозин, вице-премьер Правительства Российской Федерации, в своё время заявлял, что Россия должна любыми путями получить контроль над компанией «Антонов», а в крайнем случае переманить лучшие кадры. Как Вы считаете, это возможно?
– Более верных и преданных своему делу людей, чем антоновцы, я не встречал. Говоря современным языком, лояльность к компании «Антонов» очень высокая, образцовая. В отделе кадров можно найти много трудовых книжек, имеющих только одну запись, сделанную ещё во времена бывшего СССР. При этом наши сотрудники работают по всему миру, ведь у каждого человека – своя судьба, но какие бы ни были времена, костяк коллектива всегда остаётся здесь, и они все – антоновцы!
Беседовал: Александр Шмаков