Встречаются две смерти. Одна из них спрашивает: «Старуха, что с твоей косой?». «Анестезиологи сломали», – отвечает ей костлявая подруга. Этот анекдот ярко иллюстрирует философию анестезиологии. Ведь, по большому счету, именно от врачей данной специальности может зависеть функционирование организма во время операции, а также – полноценная человеческая жизнь в послеоперационный период.
Специально для нашего издания, врач клиники «Medical Plaza» (г.Днипро) Юлия Жадан рассказала, как не ошибиться с выбором анестезиолога, установить с ним доверительные взаимоотношения и побороть все страхи перед операцией. Оказывается, на прием к анестезиологу нужно ходить, как на исповедь, для снятия напряжения – принимать комплименты от врача, а после введения наркоза засыпать с мыслями о море. Интересно? You are welcome!
Современная анестезиология: устранение боли с комфортом
Пациенты, которым предстоит операция, больше всего боятся боли. Именно боль является основной их фобией. На втором месте – страх не уснуть после наркоза. Так вот, анестезиолог – это доктор, который, во-первых, избавляет человека от боли, а во-вторых, обеспечивает пациенту комфорт в виде благополучного вхождения в сон и послеоперационного пробуждения.
Идеальный сценарий развития событий для врача анестезиолога, когда пациент засыпает с хорошими мыслями и просыпается со словами: «А когда будет операция?». Наша задача – не просто настроить пациента на легкость переносимости анестезии, но и сделать так, чтобы человек после выхода из наркоза даже не осознал, что только что было вмешательство в его организм. Более того, стрессовая ситуация в виде применения анестезии должна стереться из памяти пациента, не зафиксироваться в его сознании. Для этого врачам анестезиологам приходится примерять на себя роль психотерапевтов, чтобы помочь человеку распрощаться с собственными страхами. Поэтому можно смело утверждать, что задачи современной анестезиологии выходят за рамки устранения боли.
Сотрудничество с врачом: «минус» напряжение, «плюс» доверие и «ноль» секретов
«Хороший анестезиолог» – понятие относительное. Я бы сказала, что анестезиолог должен быть для пациента скорее не хорошим, а комфортным врачом. То есть – специалистом, которому больной доверяет, с которым комфортно психологически. Доверие – это, пожалуй, самое важное в вопросах сотрудничества врача и пациента.
За годы моего многолетнего клинического опыта работы в государственных клиниках, заметила следующее: врачи практически не разговаривают с пациентами. Они заходят в кабинет, сухо задают больному пару вопросов (или вовсе не задают!) и на этом все. Крайне редко кто-то пытается «копнуть глубже», установить контакт с пациентом и предоставить ему максимум информации – как подготовиться к анестезии, почему операция будет происходить в первую или вторую половину дня, как психологически настроиться на наркоз и преодолеть страхи. Пара тройка формальностей – это все, чем ограничивается диалог врача и пациента. А потом больной сидит, не зная, что делать, куда идти и к кому обратиться.
Считаю, что установление доверия между врачом и пациентом – это, прежде всего, задача доктора. Ведь пациенты – они как маленькие дети: когда видят человека в белом халате, сразу же начинают испытывать страх. А когда врач поговорил с «ребенком», подобрал к нему ключик, страх рассеивается и появляется желание идти на контакт. Главное – задавать пациенту правильные вопросы и расположить к себе. А еще – проговаривать каждый предстоящий шаг, чтобы для пациента в процессе подготовки к операции и послеоперационном периоде не было никаких сюрпризов. «Сейчас у вас закружится голова и вы уснете», «Думайте о хорошем и загадайте себе приятный сон», – такие на первый взгляд простые фразы очень важны для каждого, кому предстоит операция под наркозом.
Иногда больного необходимо расслабить, заговорить на отвлеченные темы. К примеру, если перед врачом анестезиологом девушка, то можно сделать ей комплимент (отметить красоту босоножек, оригинальных ювелирных украшений). Это моментально снимет напряжение пациента, переключит фокус его внимания. Кроме того, правильному психологическому настрою больного должна способствовать и атмосфера в клинике. Когда на пороге медучреждения пациента встречают сотрудники с улыбкой, это тоже является немаловажным фактором снятия стресса.
Чего боятся анестезиологи?
В годы моей учебы в университете, преподаватели частенько употребляли выражение «наркоз – это маленькая смерть». Так вот, чтобы пациент, после этой «маленькой смерти» правильно и легко проснулся, врач анестезиолог должен быть максимально вооружен информацией. Другими словами, до начала операции нам нужно знать о больном все – информацию о его сопутствующих заболеваниях, образе жизни, предыдущих хирургических вмешательствах, непереносимости тех или иных препаратов. Поэтому мой страх №1, как анестезиолога, – это не полностью собранный анамнез (в результате того, что пациент скрыл определенную информацию о своем здоровье).
Кстати, когда я работала в других больницах (в целях корректности не буду называть конкретных медучреждений), хирурги и гинекологи учили пациентов быть не честными с анестезиологами. То есть не озвучивать им всю необходимую информацию, дабы не отменилась операция. Для таких медиков первоочередной была задача заработка денег, а не оказание помощи пациентам. Конечно же, все тайное становится явным: зачастую больные признавались, что следовали «инструкции» врача.
Страх №2 – это возникновение ситуации, при которой никто не подставит плечо. Медицина – наука не точная, и случиться может все, что угодно. Особенно, если пациент что-то не рассказал, забыл или утаил. Операционный блок – это, прежде всего, команда, в которой анестезиолог должен быть всегда готов помочь хирургу, а хирург – анестезиологу.
«Нескучный» выход из наркоза
Перед тем, как вводить пациенту наркоз, я рекомендую ему загадывать себе сон. Как правило, с какой мыслью человек засыпает, то ему и приснится. Следовательно, если пациент засыпает с хорошими мыслями, он видит приятные сны. Очень многие, кстати, перед введением анестезии предпочитают думать о море. Приминаю женщину, которая очень хотела слетать на отдых в теплые края, но ургентное состояние поломало ее планы на отпуск. Так вот, после выхода из наркоза пациентка сообщила врачам, что только что была в Египте, Турции и Греции. И … собирается отправиться в Индию. «Дайте мне доспать и отдохнуть на Гоа, я там никогда не была!», – просила она медсестру – анестезиста.
В продолжение темы «нескучных» выходов из наркоза, приходит на ум следующая история. «Сколько у вас детей?», – спрашиваю я у пациента мужчины перед введением наркоза. «Двое мальчиков», – отвечает он. А моя ассистент возьми и скажи: «Где двое – там и трое». С этими словами пациент уснул, а когда проснулся, мы снова задали ему вопрос о количестве детей. На что он, колеблясь, ответил: «Двое…или трое…девочки, я забыл!». Потом, кстати, этот мужчина долго допытывался у жены, не беременна ли она.
Отдельные случаи – это любвеобильные мужчины. Когда ловеласы и донжуаны выходят из наркоза, то начинают весь медперсонал женского пола осыпать комплиментами, обещают задарить цветами и тортами. Помню, один парень всем медсестрам признавался в любви, потом перевел взгляд на мужчину – хирурга и сказал «А ты тоже симпатичный!».
Также была история, когда парень после выхода из наркоза предложил медсестре – анестезистке выйти за него замуж. На что я сказала: «Если через полчаса вы еще раз озвучите свое предложение, то она подумает и даст ответ. А сватовство сразу после анестезии – не считается».