Рубрики
Мотивация Образ жизни

Оказаться ненужным: ведущий HR-эксперт об эйджизме в Украине

HR-маркетолог robota.ua – Татьяна Пашкина рассказала PROMAN о тенденциях эйджизма в кадровом секторе Украины, и о том, почему эта тема будет все актуальней.

Так исторически сложилось – и не только на украинском рынке труда, что молодые кандидаты всегда предпочтительнее зрелых. Ну, в большинстве случаев. Со времен рабовладельческих рынков, когда профпригодность определялась объемом мышц, блеском глаз и наличием зубов.  Прошли не века – тысячелетия, но принцип «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» остался практически незыблемым.  И то, что весь современный мир называет эйджизмом – стереотипом восприятия, и соответственно, дискриминацией по возрасту – не воспринимается злом или серьезной проблемой. На слуху более свежие угрозы – от буллинга до коронавируса.   А эйджизм стал привычным, как домашние тапочки и не вызывает отторжения восприятие взрослых, зрелых людей как людей не просто состоявшихся, но уже устаревших. И настолько «отставших от поезда», что и пытаться не стоит.

С одной стороны, среди людей 50+, а то и 60+ действительно, встречается много людей, уставших от жизни, и соответственно, выгоревших и малопрофпригодных. Тем не менее, опасность представляет то, что их образ распространяется на все поколение в целом. Понятно, что всем нам присущ первобытный страх смерти и старости как ближайшего к ней пункта. Поэтому и носители седин и морщин воспринимаются как вестники «старухи с косой» и тех самых состояний, к которым мы не хотим иметь никакого отношения. Соответственно, подсознательный негатив уже присутствует.

Второй аспект более глобальный и он носит «державный» характер. Самим государством выход на пенсию гражданина воспринимается как переход из активного состояния в пассивное. Из добытчика такой гражданин превращается в иждивенца, потребителя госресурса в формате пенсии. Конечно, радости от такой госединицы немного, и на уровне идеологии пенсионер не равно работник. Соответственно, гражданин пенсионного возраста воспринимает сам себя как обузу: на него нужно столько тратить – и  медобслуживание, и соцзащита. А учитывая мизерный размер госпенсий, человек понимает – государству я не нужен. И ту же самую картину видят окружающие его люди. Видят – и «считывают картинку».   Как результат – многие пожилые люди после выхода на пенсию замыкаются в себе, изолируются – и недолго «коптят небо». По данным последних исследований долгожительство, например, на Сардинии – это не только знаменитая средиземноморская диета, но и долгая социализация. Пожилые люди активно общаются в разновозрастных группах родных, соседей и просто земляков, чувствуют себя нужными и важными. И это поддерживает их силы лучше свежего воздуха и полезной пищи.

Почему эйджизм актуализируется? Все просто – мы глобально стареем. Сейчас в мире чуть больше полумиллиарда людей 60+, а через 5 лет эта цифра перевалит за миллиард. В большей мере это касается развитых стран, но даже «молодежная» Африка не избежала этого тренда. Что касается украинских реалий – у нас все еще печальнее. Прогноз Института демографии  имени М.В. Птухи предполагает, что к 2050 году уровень старения населения возрастет до 33%, поскольку численность людей трудоактивного возраста сократится, и часть их перейдет в пенсионную категорию 60+.

Осознают ли эту проблему украинские работодатели? Судя по текущей ситуации – не очень. В стране активно процветает эйджизм, причем даже не людей предпенсионного возраста, что можно было бы связать с трудностями, например, оформления на пенсию.  Большее количество вакансий украинского рынка труда предполагает, что их займут кандидаты в возрасте до 35 лет.

Украинские работодатели уверены, что именно после 30 лет получат готового специалиста, с потенциалом дальнейшего развития и профессионального и управленческого роста, достаточно активного и прогрессивного. Именно с таким «идеальным кандидатом» работодатели готовы сотрудничать десятилетиями, вкладываться в его обучение и развитие. Что касается пресловутых 45+   – большинство работодателей уверены, что кандидаты в этом возрасте менее управляемы и требуют к себе уважения и признания их жизненного опыта. С ними сложнее ужиться, особенно менеджерам помладше, здоровье тоже оставляет желать лучшего…  Обучать и переучивать их сложно, если не невозможно. В общем, не кадры, а обуза.

Что думают о себе сами 45+? К сожалению, этому поколению удалось испытать на себе «двойной эйджизм»: в молодости им пришлось потрудиться, чтоб получить хоть какую-то работу, ведь тогда неопытным трудоустроиться было сложно.  Поэтому некоторым пришлось забыть о дипломах и браться за работу, которая была. Сейчас многие вспоминают с улыбкой, как сидели по ночам в ларьках и торговали контрабандой и паленой водкой, как ездили с клетчатыми сумками в Польшу и пытались выжить. Кому-то пришлось получить второе высшее или просто переквалифицироваться, кто-то уехал за «длинным рублем» далеко и надолго. Остальные строили карьеру – где получалось, а не где мечталось. Поэтому полученный опыт 45+ очень ценят – слишком дорогой ценой он им достался.  Немудрено, что, увидев цену такого успеха,  многие 45+ ищут работу попроще да поспокойнее.

Самое обидное, что  45+  и не чувствуют себя стариками, и не выглядят, как старики. Только вот работодатели чаще всего даже не хотят их видеть, чтоб убедиться, что «есть порох в пороховницах». Дата в резюме служит шлагбаумом, через который девочка –ресерчер пропускает только «проверенные кадры».  С одной стороны понятно, что зрелые люди как источник знаний и традиций уже не играют такую важную роль в корпоративной культуре компании, как раньше.  С другой стороны, все реже молодежь посещает своих взрослых родственников и может сложить полноценное, основанное на фактах, а не на домыслах, мнение о зрелых людях. А в учебниках семья изображается так – молодые папа и мама и седовласые бабушка с дедушкой. Хотя, по большому счету, им же иногда и 50 нет, откуда седина? Но воспитанные на таких шаблонах, молодые считают, что все старше 35 лет – глубокие старики. И поэтому дать им шанс «дотянуть до пенсии» на родной фирме они не намерены. Даже не задумываясь о том, что нынешним 45+ до пенсии «дотягивать» придется лет 20.

С другой стороны, у  45-летних есть опыт и знания, которые могли бы пригодиться компании. Но из-за невостребованности зрелые кандидаты вынуждены соглашаться на тот труд, который «по остаточному принципу» им предоставляют работодатели. Как сказала одна из эйчаров – «даже если им не нравится, они у нас сидят годами, ведь больше деться им некуда».  Хороший вопрос – можем ли мы себе позволить рассаживать по низкоквалифицированным рабочим местам образованных и опытных профи, у которых просто нет выбора. Для них нет той работы, которая им нравится и которую они могли бы достойно выполнить. Из-за «забобонов» работодателей многие зрелые кандидаты едут за рубеж – «мы и там и тут люди второго сорта, только там платят больше» – эту фразу из результатов опроса про трудовую миграцию я буду помнить долго.

Поговорим о будущем? С одной стороны, демографический тренд вынуждает работодателей, хоть и нехотя, но разворачиваться к зрелым кандидатам. Да, вначале предоставляя им вакансии, на которые не идет избалованная предложениями о работе молодежь. Возможно, пара сотен тысяч успешных примеров адаптации зрелых профи на неожиданных для работодателей должностях переломят тот негативный тренд, который сейчас дамокловым мечом висит над зрелыми кандидатами. Европа и Америка уже «перешагнули Рубикон» и активно взаимодействуют с 65+ (я молчу про 45+ – это «золотой фонд их рынка труда). К сожалению, нынешнее трудовое законодательство не слишком печется о правах «предпенсионников» – если прошлый КЗоТ еще предполагал для кандидатов, которым осталось меньше 10 лет до пенсии, строчку в долгом списке льготников, нынешний проект Закона о труде не озаботился даже этим.

Поэтому 45+ придется привычно выживать самим. И это плохая новость для работодателей. Потому что вынужденно выбрав самозанятость, трудовую миграцию или работу на фрилансе, такой работник не будет слишком привязан к родной конторе и в случае ущемления трудовых прав будет быстро менять работодателя или партнера по трудовым взаимоотношениям. «Зеты» показали «иксам», что да, «и так можно». И теперь работодателям придется жить в новой реальности. Вы готовы?

Total
63
Shares
Поделиться 63
Tweet 0
Pin it 0