Украина является одним из лидеров по количеству электрокаров в Европе. В первую очередь это стало возможно благодаря стремлению отдельных людей открыть для нашей страны новые возможности и новые технологии. Редакции PROMAN удалось пообщаться с одним из таких первопроходцев и популяризаторов электроавтомобилей в Украине – директором автоцентра ElectroСars Александром Кравцовым. Он рассказал нам много интересного – о том, как появилась идея заняться электроавтомобилями, о покупке первой модели Tesla, о ситуации на украинском авторынке и своих больших планах.
Зарождение идеи
В 2014 году, будучи волонтером, я с товарищами возвращался с Восточной Украины домой. У нас завязался разговор об автомобилях и их постоянной зависимости от топлива. Мы обсуждали, что Украина вынуждена закупать нефть у страны, с которой воюет, и что такое положения дел требует решения. Возник вопрос – как стать независимыми от импортных ресурсов, от цен на заправках? Слово за слово и мы вспоминали, как когда-то еще до машин люди пользовались лошадьми и чувствовали себя свободными. Дальше мы заговорили о попытках изобретателей создать водородные автомобили и автомобили, работающие на углях. Постепенно мы добрались до электроавтомобилей. В них мы увидели будущее. Электрокары не требуют нефти, для них не нужно выкапывать останки бедных динозавров и превращать их в бензин – достаточно солнечной батареи.
Помню, в 2009 году, когда впервые был презентован электромобиль Nissan Leaf на автосалоне в Токио, я очень им заинтересовался. Ради информации о нем стал читать всевозможные форумы. Однако оказалось, что достать такой автомобиль крайне сложно, да и заряжать его в Украине на тот момент было проблематично.
В 2014 году ситуация была уже другая, и я вновь загорелся приобретением электроавтомобиля. Вместе с единомышленниками мы придумали проект с электротакси и купили для него наш первый Nissan Leaf. Идея, правда, не задалась в силу разных причин, и тогда мы решили заняться поставками машин, а в дальнейшем – и их сервисом.
«Киев – Монте-Карло»
На Nissan Leaf мы, кстати, участвовали в марафоне «Киев – Монте-Карло». Вместе с Андреем Ковалевым проехали больше 3 тысяч км, а на финише мы и другие участники принимали поздравление от принца Монако. Это было отличное приключение и неоценимый опыт путешествия на электромобиле. Более того, я убедился, что длительный заезд на большое расстояние может быть комфортным, даже когда топливом у вас выступает электричество.
Мне нравится продвигать рынок электроавтомобилей. Электрокары не наносят вред экологии в отличие от обычных автомобилей. Кроме того, электричество – это свобода. Свобода как для страны, так и для человека. Для страны – потому что Украина имеет достаточно своих возможностей для добычи электроэнергии и ее не нужно закупать извне. Для человека – потому что пропадает зависимость от автозаправок, от цен на бензин. Такой подход гораздо более демократичен.
Знакомство с Tesla – отличная сделка
В 2017 году я был в США и смог увидеть воочию завод компании Tesla. Сверхсовременное сооружение посреди красной пустыни вызывало восхищение и стойкие ассоциации с базой на Марсе. Я влюбился в бренд Tesla и задался целью первым заполучить их Tesla model 3. И нам удалось стать первыми в Европе, кто неофициально ввез этот электрокар в Украину. Причем машина была далеко не самая обычная. На ней редактор издания The Drive – Алекс Рой и предыдущий владелец авто – Даниэль Зорилья установили рекорд в гонке «Пушечное ядро», завершив дистанцию за 50 часов 16 минут и 32 секунды. Данная гонка имеет свою богатую историю и очень популярна в США. Ее маршрут стартует в Нью-Йорке, а заканчивается в Лос-Анджелесе. По мотивам гонки сняты фильмы, ее неоднократно запрещали, но она всё равно дожила до наших дней.
Я связался с Даниэлем Зорильей для покупки автомобиля. С ним пришлось немного поторговаться – мы предлагали $60 тысяч за автомобиль, а Даниэль хотел $69 тысяч. В итоге точки соприкосновения были найдены, цена устроила обе стороны, и автомобиль отправился в Украину. Правда, еще пришлось решать вопросы на американской таможне. Там были удивлены тому, что мы вывозим автомобиль, который совсем недавно вышел. Но и тут всё разрешилось благополучно, и Tesla model 3 в скором времени радовала зрителей выставки Plug-In Ukraine.
Если сравнить Tesla model S и Tesla model 3, то последняя – гораздо компактнее. В ней меньше багажник, и рассчитана она скорее на молодежь. Также, на мой взгляд, менее безопасен стал экран. В него удобно смотреть, если ты едешь на автопилоте, иначе приходится переводить взгляд с дороги. В то же время model 3 медленно, но уверенно начинает опережать model S по популярности.
В ста пятидесяти Tesla Roadster от Илона Маска
Среди завезенных в Украину автомбилей у нас так же есть довольно примечательная модель Tesla Roadster. Она одна из самых первых, произведенных на заводе, ее порядковый номер – 150. Самую первую модель Илон Маск оставил себе, и сейчас она бороздит просторы космоса вместе с ракетой Falcon Heavy. Можно сказать, что я – в ста пятидесяти Tesla Roadster от Илона Маска.
Если же говорить о самом Илоне Маске – он – инопланетянин. То, как он смотрит на вещи, как видит будущее и делает его доступным каждому, – восхищает и удивляет. Возьмем, к примеру, недавно презентованный Tesla Cybertruck. Этот автомобиль с очень смелым и футуристическим дизайном будто создан для того, чтобы бороздить просторы Марса или наши… украинские дороги. Мы, кстати, хотим быть первыми, кто привезет Tesla Cybertruck в Украину, и это – одна из наших ближайших целей.
Украинский рынок электрокаров
Могут ли китайские производители электрокаров быть конкурентными на нашем рынке? На сегодняшний день – нет. У них более популярна технология battery replacement, при которой происходит замена аккумулятора. Это технологически сложная и дорогая процедура не сможет найти отклик, как правило, у очень практичных и рациональных украинцев. Однажды была попытка создать службу такси, состоящую из китайских электрокаров моделей evA. Но и эта идея не привела к успеху.
Одновременно Украина является одним из лидеров в Европе по количеству электрокаров. Первые по этим показателям – Испания и Португалия, но мы отстаем от них незначительно. Это связано с открытостью украинцев к новым достижениям науки, новым технологиям. Да, цены на электрокары всё еще велики, но желание идти в ногу со временем продолжает привлекать покупателей к нам.