В целом существующая система образования – и детей, и взрослых (бизнес-образования) в значительной степени устарела, в том числе, и потому что привязывается к показателю IQ. То есть считается, что, если у тебя высокий IQ, значит, тебя ждет успех. Так ли это, на какие показатели должен ориентироваться современный человек в своем развитии, чтобы достичь успеха в бизнесе? Proman Ukraine открывает цикл материалов с Владимиром Михайловичем Спиваковским, президентом корпорации «Гранд», председателем Всенародного конкурса «Бренд года Украины», писателем, ученым, основателем первой в Украине частной школы – лицея «Гранд», дважды рекордсменом Книги рекордов Гиннеса.
На чем базируется современная система оценки интеллекта и насколько этот показатель применим для успеха — в жизни, учебе, в карьере?
К сожалению, до сих пор самое распространенное, что сейчас применяется – система IQ. Надо сказать, она устарела. Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году. Как вы думаете, сейчас в 21 веке, она не имеет погрешностей и это все, что мы должны учитывать при приеме человека на работу, скажем, или при поступлении в привилегированный лицей?
Эйч-ары во всем мире начали нанимать людей на работу… Берут человека с показателем свыше 150, 130… и никакой эффективности. В основном, тесты IQ строятся на решении стандартных задач, нарешав которые, можно добиться высокого показателя интеллекта. Но ум от этого не растет!
Берем другой пример: гениальные шахматисты – Роберт Фишер, Борис Спасский, у которых мозг призван просчитывать тысячи вариантов и выбирать среди них успешный, никто из них не стал успешным бизнесменом. Никакой практической пользы для общества, для страны, для какой-либо из компаний — нет. Он отсутствует.
Только Михаил Ботвинник решил матрицу шахматного мышления перенести на построение электронных сетей (по образованию он был электротехником, доктором наук) для создания шахматного суперкомпьютера в СССР в 70-е годы. Я, кстати, студентом-стажером, принимал участие в этом дерзком проекте. Но у него ничего не вышло. Значит, одного ума недостаточно? Значит, что на жизнь людей, на их успешность, счастье, реализованность, влияют какие-то другие факторы?
Тогда я начал изучать типы интеллектов.
Типы интеллектов по Гарднеру
Сегодня в этом направлении наиболее эффективная теория о том, что у человека существует 12 типов интеллекта, и все это богатство нужно учитывать при развитии личности, когда он еще ребенок, и во взрослом возрасте, когда он хочет начать новый бизнес, новую жизнь, по-новому взглянуть на прожитое.
В своей книге 1983 года «Структура Разума. Теория множественного интеллекта» Говард Гарднер, один из знаменитейших ученых-психологов XX века, ввёл 4 типа интеллекта: музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. Они дополняли вербальный, логико-математический и пространственный типы, которые уже имелись в арсенале психологов. Несколько позднее Гарднер добавил к перечню восьмой тип — натуралистический (или природный).
Вы постарались это реализовать на практике? Были ли консультации со стороны Гарднера?
Между прочим, я с ним переписывался! Тогда еще не было интернета, поэтому у меня даже сохранилась эта переписка в виде настоящий аналоговых бумажных писем.
Мне стало крайне интересно попробовать применить эти знания в практических целях, поэтому я и решил написать классику. По понятным причинам, наша переписка скоро иссякла — он был выдающимся ученым-теоретиком, а я практиком, который хотел придумать, как это все применить здесь и сейчас, и в перспективе.
Но! Факт переписки говорит о многом – не надо бояться спросить то, что тебе нужно, тем более у ученого-звезды мирового значения.
В своей книге 1983 года «Структура Разума. Теория множественного интеллекта» Говард Гарднер ввёл 4 типа интеллекта: музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный.
Они дополняли вербальный, логико-математический и пространственный типы, которые уже имелись в арсенале психологов. Несколько позднее Гарднер добавил к перечню восьмой тип — натуралистический (или природный).
Система, включающая восемь типов интеллекта, сегодня наиболее распространена.
Вот небольшая характеристика каждого из них:
- Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи.
- Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками. Сюда же включены механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра звука.
- Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют — к абстрактному мышлению.
- Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам.
- Телесно-кинестетический интеллект — способность задействовать все части тела при решении задач или создании продуктов. Способность контролировать грубые и тонкие моторные движения и манипулировать объектами.
- Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
- Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
- Натуралистический (или природный) интеллект отвечает за общение с природой, умение понимать природные инстинкты растений, животных и человека.
Принятие решений и творческий интеллект
Все люди при принятии решений — и важных жизненных, и бизнес-решений, руководствуются ощущениями. Они могут называть это интуицией, могут говорить о том, что принимали решение, руководствуясь только разумом — это будет неправдой.
Ты принимаешь решения только под влиянием эмоциональных импульсов.
Прыщик вскочил, погода изменилась — и ты говоришь: нет, не буду заниматься этим бизнесом, этим проектом. В нем что-то не так. Вот как в жизни происходит, и не надо себя обманывать.
Томас Эдисон, пока не придумал что нить в лампочке должна быть вольфрамовой и находиться в вакууме, фактически был в статусе неудачника: он тратил спонсорские деньги годами, подбирая материалы. Что его подталкивало заниматься этим проектом дальше?
Это значит, что он явно руководствовался еще минимум тремя типами интеллекта. Или больше.
Значит, и современному человеку необходимо понимать, что для гармоничного развития в жизни, в бизнесе, нужно развивать свои интеллекты и руководствоваться ими.
Изобретения такого уровня как iPhone Стива Джобса, автомобиль Tesla Илона Маска, невозможны были бы без учета всех уровней интеллекта, внимания к людям-изобретателям, у которых развиты и творческие составляющие личности, и логические, и эстетические, как мы видим.
Значит, те люди, которые будут правильно понимать, чего недостает в современном бизнесе, каких типов личностей, что не хватает творческого элемента, те люди, которые буду ставить правильные вопросы, — будут побеждать.
Менеджерский интеллект
Мы встречаемся с огромным количеством тупых менеджеров. Он менеджер? Да. Но ничего не происходит.
Игра на скрипке Эйнштейну помогала думать и изобретать. Как она помогала ему? Каковы механизмы — никто не знает об этих взаимосвязях, и их надо искать, вырабатывать новые методики.
Сейчас важна постановка правильных вопросов. Внимание к разным типам интеллекта и привела меня к новой системе знаний, разработке новой системы образования, которую я применяю в своей работе. Но об этом — в следующей нашей беседе.
Proman Ukraine будет продолжать публиковать материалы о выдающемся ученом, педагоге и бизнесмене Украины Владимире Спиваковским.