2020 может стать тем годом, когда мир увидит первую суверенную цифровую валюту.
Обсуждаемая впервые более пяти лет назад, китайская программа DCEP (сокращение от «цифровая валюта/электронные платежи»), похоже, близится к завершению. Очевидно, что Китай готовится выпустить DCEP как можно скорее, согласно сообщениям Му Чанчуня, главы китайского центрального исследовательского института по исследованиям цифровой валюты. В этих выступлениях Му прояснил видение суверенной цифровой валюты, которая резко контрастирует с децентрализованными устремлениями, встроенными в существующие криптовалюты, такие как биткоины.
Биткоин, выпущенный в мир загадочным Сатоши Накамото в 2009 году, основан на техно-утопическом видении децентрализованной глобальной валюты, которая обеспечивает анонимность и безопасность. В основе этой технологии лежит блокчейн. Майнеры, использующие сверхмощные процессоры для решения сложных вычислительных задач, необходимых для объединения транзакций в кластеры или «блоки», составляющие «цепочку», награждаются за свои усилия монетами. Вынуждая майнеров по всему миру конкурировать за монеты, внося алгоритмический вклад в цепочку блоков. Регистр транзакций децентрализован и не поддается взлому.
Читайте также: Bitcoin может вырасти до 200 тысяч: эксперт рассказал, что случилось с криптовалютой
Есть три основных различия между DCEP и существующими криптовалютами, такими как биткоины. По словам Терри Лю, генерального директора VoneChain Technology, консалтинговой компании по блокчейну, базирующейся в Шанхае, которая тесно сотрудничает с различными правительственными учреждениями в проектах, связанных с ее развертыванием. Во-первых, это источник ценности. Биткоин и связанные с ним валюты добываются, что означает, что источник децентрализован и контролируется алгоритмом.
DCEP санкционирован правительством, и, как показывают более 50 патентов, зарегистрированных в отношении DCEP, правительство планирует распределить валюту через традиционные банки и денежную систему, сделав ее полностью централизованной и точно такой же, как традиционные бумажные деньги.
Во-вторых, базовая технология отличается тем, что регистр блокчейнов будет контролироваться правительством и не будет распределяться по системе. Наконец, он предназначен для работы в точности как обычная валюта и интегрирован в коммерческую систему. Валюта не будет иметь временных задержек, связанных с биткоинами, что делает ее практичной для использования в повседневных ситуациях. Кроме того, поскольку она выпущена правительством и привязана к цене юаня, она не будет продаваться в долях. Впрочем, большинство потребителей не заметят огромной разницы между использованием DCEP и существующих платформ цифровых платежей.
«Будучи цифровыми аборигенами, китайцы оценят удобство валюты и интегрируют инфраструктуру в свою жизнь», – говорит Хлоя Рейтер, партнер-основатель маркетингового агентства Reuter Communications, базирующегося в Шанхае.
Читайте также: «Монетарная система, даже основанная на криптовалюте, рухнет через 20 лет» — Андрей Длигач о будущем ЕС и Украины
Две крупнейшие в стране платформы для цифровых платежей, которыми управляют Ant Financial (подразделение Alibaba) и Tencent соответственно, уже обрабатывают триллионы долларов платежей в квартал. Люди настолько привыкли к мобильным платежам, что правительству пришлось напоминать продавцам, что не принимать бумажные деньги незаконно.
«С учетом того, что население уже очень хорошо привыкло к безналичным расходам благодаря WeChat Pay и Alipay, не было бы ничего нового в том, чтобы иметь дело с другой формой цифровых платежей», – говорит Рейтер.
«Правительство всегда руководило созданием инфраструктуры», – отметил Цзиньян, один из первых китайских инвесторов в биткоины. «Точно так же, как они построили порты и железные дороги, они сейчас готовятся к созданию цифровой инфраструктуры, необходимой для будущего развития».
Для правительства существует ряд факторов, которые повлияли на его решение о запуске DCEP. Биткоин или Ethereum противоречат центральным банкам и устаревшим финансовым институтам. Вот почему Китай так решительно пытался заблокировать криптовалюты в стране, начиная с 2017 года, приняв целый ряд законодательных актов, запрещающих торговлю с серверов в Китае или использования китайского юаня, суверенной валюты, которую нелегко обменять за границей. Кроме того, в прошлом году правительство приняло решение о запрете крипто-майнинга.
«Китай чрезвычайно обеспокоен социальной стабильностью», – сказал бывший член Национальной комиссии по реформе и развитию (NDRC) на условиях анонимности. Криптовалюты представляют риск, поскольку они предусатривают отток капитала. В стране действуют строгие валютные правила, разработанные для предотвращения вывоза большого количества валюты из страны. Crypto позволял людям обходить эти правила и считался происком в агрессивной антикоррупционной кампании Си Цзиньпина, поскольку коррумпированные чиновники могли использовать их для анонимного оттока денег из страны.
Время для инвестиций: эксперты прогнозируют небывалый рост биткоина в 2020-м
DCEP позволяет Китаю продвигаться в цифровую эпоху, сохраняя при этом контроль над своими финансовыми инструментами. Му из Центрального банка недвусмысленно заявил, что побудительным мотивом для банка создать DCEP является «защита денежного суверенитета и законного статуса валюты».