Стефан E. Памбуччян, доктор медицины, цитолог, хирургический патологоанатом и профессор, а также заместитель заведующего кафедрой патологии и лабораторной медицины в Университете Loyola Chicago Stritch School of Medicine, проанализировал опубликованные данные и исследования об “испанке”, относящихся к 1918 году. Тогда испанская пандемия гриппа, заразила от одной пятой до одной трети населения мира и унесла жизни 50 миллионов человек.
Согласно данным и анализу, в городах, которые приняли меры раннего периода, широкие меры изоляции и профилактики – закрытие школ и церквей, запрет массовых собраний, обязательное ношение маски, изоляция случаев и меры дезинфекции/гигиены – имели более низкие показатели заболеваемости и смертности. В число этих городов входили Сан-Франциско, Сент-Луис, Милуоки и Канзас-Сити, в которых уровень заболеваемости и смертности в совокупности был на 30-50% ниже, чем в городах, в которых было введено меньше ограничений либо поздние меры. Один анализ показал, что в этих городах также были большие задержки в достижении пиковой смертности, и продолжительность этих мер коррелировала с уменьшением общего бремени смертности.
«Чем жестче политика изоляции, тем ниже уровень смертности», – говорит доктор Памбуччян. Изучая испанский грипп, он в том числе анализировал профилактические меры и результаты.
Читайте по теме:
Самоизоляция: топ-15 главных вопросов
Как и сегодня, не все в 1918 и 1919 годах считали, что строгие меры были уместными или эффективными в то время.
По оценкам доктора Памбуччяна, в США от испанского гриппа погибло 675 000 человек, и «существовал скептицизм по поводу того, что эта политика действительно работает». «Но она, очевидно, имела большое значение», – говорит он.
В 1918 году мир все еще находился в состоянии войны «с переполненными казармами», и большая часть США жила в «бедности, с плохим питанием, плохой гигиеной, скученностью домохозяйств, недостаточной подготовкой населения и лиц, принимающих решения, плохой медицинской помощью и недостаточного ухода”.
«Хотя мир и сильно отличается от того, что было 100 лет назад, эффективность мер, принятых во время пандемии 1918-1919 годов, дает нам надежду, что нынешние меры также ограничат воздействие пандемии COVID-19».