Рубрики
Бизнес

Аудитор назвала подводные камни скандального закона № 1210

Аудитор, управляющий партнер «Бентамс аудит» Светлана Слугина в колонке для PROMAN проанализировала Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве».

Слугина Светлана – аудитор, управляющий партнер «Бентамс аудит»

21 мая 2020 года Президент подписал нашумевший драконовский Закон № 1210 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (Закон от 16.01.20 г. № 466-IX). Об этом сообщила пресс-служба Президента.

Совет предпринимателей при Кабинете министров Украины назвал этот документ «законопроектом про налоговый террор» еще на стадии рассмотрения. Категорически против выступили все основные бизнес-ассоциации и ассоциации иностранных инвесторов Украины, в том числе Европейская Бизнес-Ассоциация, Американская торговая палата, Украинский союз промышленников и предпринимателей, Федерация работодателей Украины.

Главные задачи Закона:

  • внедрение международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли;
  • имплементация норм, предусмотренных «Планом противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS);
  • реформирование института финансовой ответственности;
  • совершенствование процедуры администрирования налогов и сборов.

Цели, конечно, благородные, а объем предлагаемых изменений в налоговом законодательстве настолько огромен, что рассмотреть его в пределах одной статьи просто невозможно. Но основные, нашумевшие изменения, авторы закона предлагают следующие.

Борьба с офшорами

Борьба с офшорами – основная цель этого Закона. Однако принятые положения нового Закона скорее всего поспособствуют оттоку инвестиций из Украины.

Введено новое понятие: Контролируемые Иностранные Компании (КИК). Они затронут и физлиц, и юрлиц, у которых есть фирма или партнерство, или доля в таких фирмах за границей. Причем неважно, как они владеют долями: прямо или через других лиц.

До мая этого года в Украине облагались налогами только дивиденды, полученные от таких предприятий.

Согласно новым правилам, облагаться налогами будет даже нераспределенная прибыль, причем с нашими «налоговыми разницами». Если иностранные компании не распределяют дивиденды на украинских акционеров (контролеров), то в налогооблагаемый доход контролеров включаются эти нераспределенные дивиденды. Ставка налога 18% НДФЛ + 1,5% военный сбор, для юрлица – 18%.  Попадают под налог КИКи, если совокупный годовой доход превышает 2 млн евро.

К примеру, стремительно развивающаяся  IT- индустрия – гордость Украины,  которая наполняла госбюджет по налогам и платежам Единого социального взноса. На нее возлагались большие надежды по определенному сглаживанию негативных явлений в экономическом кризисе. В предыдущие годы она работала в более-менее стабильной фискальной политике. Принятый закон фактически включает нормы двойного налогообложения.

Если иностранная компания получила прибыль и заплатила налоги на территории своей юрисдикции, то ее украинский владелец согласно нововведений может попасть под 18% дополнительного налога на украинской территории. Что ждать? Сворачивания офисов IT- компаний с украинскими резидентами? И уж точно не стоит ожидать иностранных инвесторов, желающих проинвестировать новую программу на территории Украины.

Рента и акцизы

По прогнозам Минэкономики, падение ВВП Украины в 2020 году ожидается на уровне 4,2%*, вместо роста на 3,2%, прогнозируемом в прошлом году.  Такое построено на основе материалов, предоставленных Минэкономики, СБУ, Международного центра перспективных исследований и других институтов. В 2021 году ожидается подъем, прогноз – на 2,4%.

Новым Законом предусмотрено заметное повышение рентной платы для различных видов полезных ископаемых. После длительных обсуждений повышение оказалось не таким значительным, как планировалось (скажем, рента на железную руду выросла с 8 до 11-12% в зависимости от цен на нее). Тем не менее, рост тарифов на продукцию предполагается в среднем на 50%. Государство получит дополнительные миллиарды гривен от ренты, но потеряет больше от налога на прибыль от этих же предприятий.

Законом поднят табачный акциз. Против выступали производители табачной продукции, предполагая, что при возросшей цене на сигареты, граждане перестанут покупать легальный продукт. Это будет способствовать недополучению прибыли и тенизации рынка. Как следствие, снизятся отчисления в бюджет и возрастет потребность в контрафакте или контрабандной продукции).

По прогнозам экономистов, Украина будет иметь скорее потерю 1-1,5% ВВП из-за нововведений, чем ожидаемый рост на 2,4%.

Штрафы и новые платежи

Круто, в четыре раза, возрастают штрафы за нарушения налогового законодательства. Кроме того появились новые штрафы.  Скажем, новый штраф по НДС за налоговые накладные по льготным поставкам и по нулевой ставке. НДС-а в них нет, а штраф есть.

Если ФОП (независимо плательщик НДС или нет) платит нерезиденту за услуги, место поставки которых Украина, то должен уплатить НДС.  Отсюда вывод:  хорошо думайте, кому платите с карты ФОП-а, потому что штраф предусмотрен и за неуплату, и за неподачу Расчета.

Определение «деловая цель» стало более размытым. Если фискальным органам покажется, что в операции с нерезидентом деловой цели не было, то снимут с расходов, поскольку теперь считается, что деловой цели нет, если в результате уменьшается прибыль. Вот только как можно приобрести услугу и не уменьшить прибыль – вопрос вопросов). Это из серии «хозяйственная операция» и «нехозяйственная».

Новое правило прибавлять к доходам 30% стоимости проданных товаров, если покупатель признан неблагонадежным нерезидентом.

С новым Законом налоговый результат нужно будет увеличивать на суммы гражданско-правовых штрафов, начисленных в пользу неплательщиков налога на прибыль, а также на сумму штрафов, начисленных фискальными органами.

Увеличен штраф за ошибки или неподачу отчета по налогу на доходы физлиц (НДФЛ).

Кроме того с 3 до 7 лет вырос срок давности по проверкам и штрафам по трудовым вопросам, касающимся уплаты НДФЛ, налогов по зарплатам и т.д.  Доначислить НДФЛ в части трудовых отношений теперь могут за 7 лет.

Продажа третьего за год транспортного средства будет облагаться по ставке 18%.

ФОП-ы на едином налоге должны будут платить земельный налог при сдаче недвижимости или земли в аренду.

С единого налога  ФОП-у  можно “слететь”, если сумма налогового долга больше 1020 грн.

В два раза увеличены штрафы для предпринимателей за непостановку на учет, неуведомление ФОП-ом банка о том, что он ФОП, неподачу декларации и т.д.

И это далеко не полный перечень нововведений. Новый Закон очень обширный и очень сложный,  разбираться и получать объяснения придется еще не один месяц.

Налоговое давление

Прописаны в Законе и общие налоговые ужесточения. Всеми, кто уже разбирался с этим судьбоносным документом, замечено конкретное расширение прав налоговых органов.

Теперь предприниматели будут доказывать, что не нарушали Закон, а не налоговые органы проверять и искать нарушения, а потом уже штрафовать за них. Проверяющие имеют теперь право ставить любые вопросы о сделках, операциях, ценах, искать целесообразность их проведения.

Усиливаются полномочия налоговиков в части пояснений и их документальных подтверждений. Все это означает, что плательщик обязан предоставить все, что от него требуют, по сути – оправдаться.

Кроме того, налоговики, в случае получения информации от иностранных государственных органов, могут проводить дополнительные проверки по любым вопросам.

При этом фактически отменяется персональная ответственность сотрудника налоговой в случае принятого им неправомерного решения. По сути, если он считает, что нашел нарушения и выписал штраф, то он ни за что не отвечает, если оказался не прав. А урегулировать эти моменты в судебном порядке при нашей неэффективной судебной системе будет реально не просто.

А что в подарок?

В подарок на фоне общей фискализации прошла поправка о повышении лимитов для ФЛП.

Для первой группы лимит поднят до 1 млн. грн., второй группы – до 5 млн., третьей – до 7 млн.

Этот вопрос давно стоял на повестке дня, потому что за последние пять лет гривня обесценилась в три раза, минимальные заработные платы тоже сильно выросли. Так что увеличение лимитов объемов частным предпринимателям просилось давно.

Читайте по темеЧто ждет денежные переводы с 28 апреля – аудитор

Новый Закон отменил так называемые «соевые правки», влиявшие на аграрный бизнес.  Еще в 2017 году был принят Закон, которым предусмотрена отмена бюджетного возмещения НДС при экспорте масличных культур: сои, подсолнечника и рапса.  Следствием стало уменьшение посевных площадей под сою и падение цен. И вот теперь «соевые правки» отменены, бюджетное возмещение НДС возвращено.

Общее впечатление от принятого Закона пока сумбурное. Принятый в турборежиме документ больше напоминает полную неопределенность в налоговом законодательстве. Даже имея благую цель – создать справедливые правила игры для всех налогоплательщиков и перекрыть оффшорные схемы, этот Закон пока вносит больше сумятицы, недоверия, неопределенности и споров не только в кругах бизнеса. Новый Закон может оказаться проблемным в реализации и для фискальных органов, потому что объяснять и администрировать принятые новые нормы придется им. А это будет не просто.  Не попадает этот закон под пословицу: «Что не делается, то к лучшему».

*Мiнiстерство розвитку економiки, торгiвлi та сiльського господарства. Випуск «Україна у 2020-2021 роках: наслiдки пандемiї. Консенсус-прогноз» (Квiтень 2020). 

Напомним, ранее аудитор, управляющий партнер «Бентамс аудит» Светлана Слугина в колонке для PROMAN проанализировала Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

ПОДПИШИТЕСЬ НА PROMAN В GOOGLE НОВОСТИ
Total
54
Shares
Поделиться 54
Tweet 0
Pin it 0