В сентябре состоялась презентация проекта «Петлюк | Рябченко| Сай», посвященная украинскому цифровому искусству. В рамках проекта были представлены арт-объекты, созданные ведущими медиа-художниками Украины – Сергеем Петлюком, Степаном Рябченко, Алексеем Саем. Цифровое искусство или digital art – это относительно новое направление, но и в нём ищут вдохновение и утешение, как во все периоды духовных, эмоциональных, политических и экономических подъемов и спадов. Тяга к прекрасному не угасает, а в последнее время набирает обороты и как выгодное капиталовложение. С одним из организаторов проекта, а также основателем благотворительного фонда Sky Art Foundation, Дмитрием Палиенко, мы говорили не только о самом проекте, но и об инвестициях в искусство.
– Расскажите об основной идее проекта? Насколько она может укорениться и стать актуальной в Украине, учитывая, что для многих стран – это обычная практика.
– Идея проекта в целом – объединить бизнес и искусство. Искусство не может нормально функционировать без финансов, без цивилизованного арт-рынка, без негосударственных инициатив и схем финансирования. Я считаю, что в нашей стране уже давно надо было внедрить законодательные инициативы для частного бизнеса, стимулирующие инвестиции в современное искусство.
Почему именно digital art? Да потому, что мы должны поддерживать и развивать те сферы деятельности, в которых мы конкурентоспособны, и за которыми – будущее. Учитывая ежегодный и стремительный рост IT-индустрии, и то, что медиа-арт – это направление искусства, неразрывно связанное с развитием технологий, можно смело провести параллель между ними. Digital art – искусство будущего, и оно ещё будет очень сильно удивлять. И именно тут будут наибольшие качественные изменения. У нас есть значительный потенциал в этом. Главное теперь этот потенциал не растерять.
– Социальная ответственность владельцев бизнесов за культурное развитие – что это даёт для компании и ее деятельности, это исключительно маркетинговый ход?
– Это не только удачный маркетинговый ход, а еще и инвестиции в будущее страны. Нам необходимо привлечь наибольшее количество молодого поколения в искусство, потому что они будут определять будущее этой страны. Поэтому чем больше корпораций и частных инвесторов будут поддерживать развитие современного искусства, тем соответственно большее количество людей будет вовлечено в этот процесс. И тогда искусство будет развиваться более динамично и качественно, потому как оно не должно быть в отрыве от человека, а в последнее время это именно так. Искусство должно создаваться для людей, а не для сотни экспертов. Именно поэтому, кроме цифрового искусства, мы стали поддерживать стрит-арт, создав проект Mural Social Club. По сути, мы создаем галереи в общественном пространстве и тем самым стимулируем изменения в этой среде, но это вообще тема отдельного интервью, об этом я могу говорить долго.
– Украинское медиа-искусство – это дорого? Если учитывать, что медиа-арт в Украине на этапе становления по сравнению с традиционной живописью.
– Все украинское искусство недооценено, поэтому оно и является очень перспективным для вложения средств, но для этого надо создать цивилизованный арт-рынок.
«Все украинское искусство недооценено, поэтому оно и является очень перспективным для вложения средств, но для этого надо создать цивилизованный арт-рынок»
Digital art – сравнительно молодое направление в искусстве и появилось оно с появлением новых технологий, но в то же время оно одно из самых прогрессивных направлений. Традиционная живопись сейчас переживает глубокий кризис, хотя это лично мое мнение, и многие могут с этим не согласиться.
– У владельца бизнеса понятие «бизнес» ассоциируется с деньгами и намного реже – с культурой. Это сформированная система мышления человека, которую сложно игнорировать (сломать). Расскажите о своей основной деятельности? Когда искусство стало для Вас интересным направлением для вложения средств?
– Тут проблема в становлении общества. Украина – молодая страна, и еще не закончен даже первый этап развития самого общества. Большинство наших бизнесменов, в том числе и я, родились в тоталитарной стране с острым дефицитом на все и вся, и сейчас мы пожинаем плоды. Интерес к искусству придет, но не так скоро, как хотелось бы. Но надо делать все, чтобы стимулировать этот интерес, в том числе и путем предоставления налоговых льгот. Сегодня бюджет Украины практически ничего не получает от искусства, так что если мы введем льготную систему налогообложения при продаже предметов искусства, то ничего не потеряем, а, наоборот, выиграем.
«Сегодня бюджет Украины практически ничего не получает от искусства, так что если мы введем льготную систему налогообложения при продаже предметов искусства, то ничего не потеряем, а, наоборот, выиграем»
– Расскажите о Вашем опыте, самых неудачных и удачных капиталовложениях в искусство.
– Самое удачное вложение в искусство – это наш проект Mural Social Club. Я считаю его самым перспективным, и сейчас все силы буду отдавать ему. Что касается неудач, то зачем о них рассказывать.
– Вы ищете точки соприкосновения в искусстве и деятельности компаний. В арт-проекте «Петлюк | Рябченко|Сай» – это digital технологии, используемые как при создании арт-объектов, так и в деятельности партнера R&D центра Ring Ukraine. Какие, по Вашему мнению, самые интересные направления для инвестирования?
– Конечно, они связаны, медиа-арт – это искусство, основанное на симбиозе интеллекта и таланта художника и искусственного интеллекта. Думаю, этот симбиоз еще удивит своей синергией.
Что касается интересных направлений, то не зря мы выбрали именно цифровое искусство, так как cейчас это и есть одно из самых перспективных направлений для инвестирования.
– Слышала, что после завершения выставки в киевском ЦУМе планируется экспонирование работ в офисе компании-партнера. Практиковал ли кто-то в Украине такой формат выставок? Есть ли в Вашем офисе произведения искусства?
– Да, все верно, часть работ будет экспонироваться в новом офисе компании-партнера, в этом и была первоначальная задумка. Ранее мы сотрудничали с EVO.company в похожем формате, создавая в их офисном пространстве экспозицию. Насчет моего офиса – конечно же, в нем много искусства! Это работы как известных, так и молодых перспективных художников разных направлений: живопись, скульптура, графика, стрит-арт.
Я недавно путешествовал по Европе и на полдня заскочил в небольшое государство Люксембург, и меня поразило, что во всех офисах там присутствует искусство. У них, видимо, не принято зашторивать окна, и когда гуляешь по городу, видишь в окнах на каждой стене картины, и это вдохновляет. Нам еще далеко до такого уровня осознанности, но есть к чему стремиться.