Глава Директории Симон Петлюра поручает Александру Кошицу в 1919 году создать Украинскую республиканскую капеллу. У нее одна задача – удивительными украинскими песнями презентовать слабую Украину миру и добиться от него поддержки. Этому дирижер и посвятил остаток жизни. Его удивительные работоспособность и вера позволили добиться успеха в неимоверно сложном деле.
“Воспоминания”, “С песней по свету” и “Письма другу” – мемуары известного украинского дирижера, композитора и этнографа, которые показывают триумфальное мытарство Украинской республиканской капеллы под управлением Александра Кошица. Человек с железной волей, вопреки всем препятствиям, которые создавались самими же соратниками дирижера, сумел выполнить свою миссию – презентацию Украины другим государствам – наилучшим образом.
Музыкальный дипломат
С песней по свету прошла Украинская республиканская капелла, и мир ею восхищался.
Именно турне Александра Кошица дало возможность жителям других стран не только узнать о нашей отовсюду угнетаемой родине, но и заговорить о ней с восхищением. Пение Капеллы помогло людям из Чехии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии, Англии, Германии, Польши, Испании, Северной и Южной Америки раскрыть нашу, отличающуюся от других, высокую культуру, традиции и историю.
Кто же этот “Маг и волшебник”, как о нем писала немецкая газета “B. Z. am Mittag”?
Начало пути
В “Короткой биографии” Александра Антоновича Кошица можно узнать, что Маэстро родился 30 августа (по ст. ст.) 1875 года в селе Ромашки Каневского уезда на Киевщине. Отец – Антон Гнатович – священник, мать – Евдокия Михайловна – из рода Маяковских.
В 1884 году Александр Кошиц поступает в Богуславскую бурсу, а в 1890 переводится в Киевскую духовную семинарию, которую заканчивает с отличием. Далее, после нескольких лет на сахарном заводе, в 1902 году он переезжает в Ставрополь, где работает учителем Духовной женской гимназии и преподавателем истории в учительском институте.
Летом, во время каникул, Кошиц ездит по станицам Кубани с целью записать как можно больше украинских народных песен, которые там еще помнили и пели казаки. За три года таких поездок ему удалось собрать 10 больших тетрадей по 50 песен в каждой. Александр Кошиц сделал колоссальный вклад в украинское песенное искусство, за что его работа была удостоена Золотой медали на этнографической и хозяйственной выставке на Кубани.
Но, к сожалению, все эти тетради потерялись. Лишь две – одну в Краснодаре, вторую – в Виннипеге – посчастливилось отыскать музыковеду Михаилу Головащенку.
В 1904 году Александр кошиц возвращается в Киев, где работает учителем и параллельно учится по классу композиции у профессора Любомирского. С 1909 года руководит хором студентов Университета Св. Владимира, с которым объездил почти всю Украину. С 1911 года Александр Кошиц – дирижер театра Николая Садовского, а с 1916 года – киевской оперы.
Необычное и сложное посольство
И вот 2 января 1919 года глава Директории Симон Васильевич Петлюра поручает Кошицу создать Украинскую республиканскую капеллу, которая смогла бы украинскими песнями представить молодое и еще слабое украинское государство мировой общественности. В то время Украина нуждалась в поддержке, но за границей о ней, как о самостоятельном государстве, было известно немного.
Во время турне Кошицу приходилось сталкиваться с массой преград, которые буквально сводили его с ума. Много членов капеллы, будучи прорусски настроенные, вели настоящую подрывную деятельность, распускали компрометирующие слухи, грабили казну Капеллы, в которой и так было не густо: порой ее членам не хватало денег на питание и одежду.
Отдельно Капелле “повезло” столкнуться с безразличием некоторых украинских дипломатов, которые во фраках пропивали Украину.
В записках дневника Кошица видим: “Я так переутомился от работы и неприятностей, что посол Василько, увидев меня на одном из концертов, решил за свои деньги поместить меня в один из санаториев профессора Лазаруса. Тот запретил мне всяческое движение и волнение. Но как смешно было не волноваться, когда был такой бунт в хоре, и не двигаться, когда были еще концерты! Я был полумертвый: сердце отказывалось работать, а общее состояние было такое, что я мог лишь лежать”.
Абсолютный успех
Но, вопреки этим трудностям, пение капеллы покоряло всех, кто его слышал.
Так, “Berliner Borsen Courier” от 30 апреля 1920 года писал: “Действительно, новый мир вчера открылся перед нами… От этих мелодий еще веет свежими ароматами земли, первобытной, первородной силы. Гармония так развита, а ритмика – богата и разнообразна, что невольно удивляешься и увлекаешься этим народным искусством”.
Вне зависимости от города и газеты, рецензии выражали восторг.
Остается лишь удивляться силе воли человека, который смог поднять такое сложное дело. Думаю, источник силы Маэстро можно понять по таким его словам: “Я всегда мечтал о такой капелле, мечтал показать культурную независимость нашего народа всему миру, чтобы все знали, что Украина – это не только стада и пастбища”.
И даже после оккупации Украины советскими войсками Александр Кошиц продолжал свою благородную миссию, руководя разными хорами с предместий Нью-Йорка и показывая всем свою веру в независимую Украину.
Кошиц умер в 1944 году в канадском Виннипеге.