Коллекционирование – это всегда новая глава, без которой даже легендарные собиратели произведений изобразительного искусства – Павел Третьяков, Сергей Щукин и Михаил Терещенко могли бы остаться в истории не более чем успешными предпринимателями. Создание авторского собрания расширяет кругозор, обеспечивает полезные знакомства, а если предметы искусства подобраны талантливо – помогает со временем превратить их в финансовые активы. Разумеется, мотивы каждого, кто становится на путь коллекционирования, – индивидуальны. Кто-то видит в нем выгодную инвестицию, кому-то хочется охоты за редкостью, публичности или безупречной репутации филантропа. Эксперт Proman Ukraine Роксана Рублевская рассказывает, как найти «свое» и чего стоит избегать, делая первые приобретения.
На вкус и цвет
Однозначного ответа, что же такое хороший художественный вкус, – не существует, зато плохим называется тот, который не развивается. В эпоху больших скоростей, информационных технологий и переосмысления всемирного культурного наследия даже самые известные произведения искусства быстро теряют свою актуальность. И все-таки 80 % коллекционеров отдают предпочтение современному искусству, работам, созданным с 1970-х годов по сегодняшний день. Одна из причин такой верности сontemporary art кроется в том, что подлинность классической работы можно подвергнуть сомнению. В первую очередь, это вызвано дефицитом институтов атрибуции и экспертизы культурных объектов.
Читайте по теме:
Инвестиция в сказку: как спасти украинские замки
Самый простой способ сформировать эстетические предпочтения – это посещение авторитетных выставочных площадок, среди которых:
Музей современного искусства – Museum of Modern Art (МоМА) и Метрополитен-музей (Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк;
Лувр (Musée du Louvre), Музей Орсе (Musée d’Orsay) и Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), Париж;
Музей Гуггенхайма в Бильбао (Guggenheim Museum Bilbao), Бильбао, Испания;
Тейт Модерн (Tate Modern) и Галерея Саатчи (Saatchi Gallery), Лондон;
«Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», Москва.
Вначале многие экспонаты покажутся настоящим безумием, но с каждой просмотренной экспозицией вы будете чувствовать себя все увереннее. Вторым и не менее действенным методом воспитать вкус является освоение теоретической базы. Помимо индивидуальных пристрастий, в профильной литературе, например, о живописных полотнах описаны общепризнанные критерии качества произведения (какими должны быть: цвет, техника исполнения, фактура, свет, композиция, перспектива). В идеале все названные составляющие направлены на гармонизацию изображения, что делает его совершенным. Зная азбуку искусства, вы непременно научитесь классифицировать стили, читать скрытые символы, понимать, какую эмоцию передает каждая из красок и как светотень создает иллюзию объема.
Читайте по теме:
Дмитрий Палиенко: «Digital art – искусство будущего, и оно ещё будет очень сильно удивлять»
Где искать?
Как правило, за первым произведением начинающие коллекционеры обращаются в любую попавшуюся галерею и нередко совершают ошибку. К выбору институции, в которой вы намерены сделать покупку, нужно подойти крайне ответственно. Авторитет галереи определяют несколько факторов: активная выставочная и издательская деятельность, участие в международных проектах, ярмарках:
Art Basel – Базель, Гонконг, Майами-Бич,
Frieze – Лондон, Нью-Йорк и 130 галерей по всему миру,
FIAC– Foire Internationale d’Art Contemporain, Париж
и аукционах:
Christie’s – Лондон, Нью-Йорк, Москва, 54 офиса в 32 странах и 12 торговых площадок по всему;
Sotheby’s – Лондон, Нью-Йорк , филиалы в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоханнесбурге, Хьюстоне, Флоренции, Москве;
Phillips – Нью-Йорк, Лондон, Париж, Женева, Москва, Гонконг, Тайбэй, Токио. Институции должно быть не менее 5-7 лет, а сам галерист, как минимум, вызывать доверие и сопровождать сделку необходимыми бумагами. Популярность набирают и интернет-покупки. В Украине уже имеются несколько аукционов, на которых вы сможете купить понравившийся предмет, не отходя от монитора. Минусом онлайн-продаж является то, что одной фотографии оказывается недостаточно, чтобы принять столь важное решение. Реальная вещь редко соответствует картинке, не говоря уже про изначальное отсутствие тактильного контакта с ней.
Читайте по теме:
YouTube назвал ТОП-10 самых популярных видео уходящего года
Цена и ценность
Эксперты сходятся во мнении, что для первого приобретения достаточно всего несколько тысяч долларов. Разумеется, стартовая цена зависит от уровня ваших финансовых возможностей и амбиций. Работы начинающих художников могут стать весьма бюджетной покупкой. Но самым безопасным вложением окажутся те, чья стоимость превышает $100 тыс. Ценность таких работ со временем растет, чего нельзя спрогнозировать в случае с молодыми авторами. Если рассматривать предмет искусства как инвестицию, то важно понимать, что она требует двух условий: исключительного качества и времени. Чем дороже ваша работа, тем дольше она будет ожидать следующего обладателя. В противном случае – быстрая перепродажа в арт-бизнесе является негласным преступлением, подрывающим рынок и репутацию коллекционера.
Форма или содержание?
Если речь идет о современном искусстве, то часто форма и содержание являются взаимоисключающими понятиями. Сложное концептуальное искусство ставит задачу отрезвить зрителя, заставить на время отказаться от потребления и уделить время социальным, политическим и философским проблемам. В то время как файн-арт предлагает то, что и искусство Ренессанса, – эстетическое удовольствие. Нужно признать, что как бы художники-мыслители ни старались, 62 % коллекционеров предпочитают наслаждаться внешним видом, окружая себя красивыми вещами, а не витиеватыми художественными высказываниями. Именно поэтому при всех стараниях искусствоведческой критики видео-арт, кинетическая скульптура и инсталляции до сих пор не являются лидерами продаж.
Читайте по теме:
Бизнесмены с Уолл-стрит назвали 10 книг, которые стоит прочитать каждому
Экспертиза
Начинающему коллекционеру может показаться, что собственных знаний недостаточно и необходимо воспользоваться помощью эксперта. Важно, чтобы им стал консультант, незаинтересованный в продаже. Часто экспертные заключения (особенно если речь идет о предметах современного искусства) являются всего лишь рекламой, заказанной дилерами или владельцами галерей. Готовясь к покупке, следует помнить, что ответственности перед законом эксперт не несет, а его оплошность может стоить вам немалой суммы. Опыт показывает, что лучше обратиться за советом к маститому коллекционеру, собирающему аналогичные вещи.
Что сигнализирует о неверной стратегии коллекционирования?
- Наличие копий/подделок в коллекции.
- Отсутствие идеи и целостности собрания.
- Отношение к искусству исключительно как к финансовому капиталу.
- Беспрекословное доверие дилеру/эксперту.
- Возвраты предметов искусства назад в галереи/аукционные дома без уважительных причин.
- Отождествление коллекционирования с декорированием.
- Ставка на одного художника.
Читайте по теме:
Что подарить на Новый год: топ-5 новых книг о бизнесе и успехе, которые помогут перезарядить карьеру
Рекомендации начинающему коллекционеру
Если вы дорожите репутацией и мечтаете создать качественное собрание, покупки предметов искусства следует совершать, не торгуясь.
Каждая галерея имеет черные списки, куда заносит излишне скупых коллекционеров, которым больше не предлагает свои лучшие работы.
Прежде, чем приступать к коллекционированию, следует продумать, по какому принципу будут объединяться приобретенные работы.
Вы можете собирать одно направление (например, поп-арт), тему, автора, жанр или предметы, созданные в одно время.
Первое впечатление – самое верное.
Откажитесь от покупки, если присутствуют малейшие сомнения по поводу ее качества или стоимости.
Собирая художника «вглубь», постепенно избавляйтесь от худших его работ.
Помните: лучше иметь хороший голландский натюрморт, чем плохого Пикассо.