Proman Ukraine продолжает рубрику, в которой рассказывает о ярких представителях различных профессий. Ранее мы писали о лайфстайле киевских балерин, а в этот раз решили устремить взгляд в небо и узнать, чем живут, с какими трудностями в работе сталкиваются украинские стюардессы, а также, как они отмечают семейные праздники на борту самолета и урегулируют конфликты подогретых алкоголем пассажиров.
Под прицелом нашего внимания – 32-летняя экс – бортпроводница Анна Загария. На протяжении четырех лет она работала стюардессой в разных авиакомпаниях: сначала – в «Аэросвит», затем – в «WizzAir Ukraine». На счету Анны – порядка 3800 часов летного времени и колоссальный приобретенный опыт. Отдав приоритет нуждам семьи, девушка рано «сложила крылья» и спустилась на землю. Сегодня Анна – успешная бизнесвумен и мама двоих детей.
Как все начиналось
С детства я рассматривала белые полосы на небе и мне было интересно, что же они означают. При этом желания стать стюардессой не было, оно возникло уже в достаточно зрелом возрасте и продиктовано было необходимостью что-то менять. Я просто отправила резюме и буквально через пару дней мне перезвонили из компании «Аэросвит». Все сложилось очень быстро и само собой – как складывается пазл. Во время собеседования пришло осознание, что «небесная» профессия – именно то, чего я хотела. Хотя было непросто, учитывая конкурентность позиции – в день собеседования из 100 человек отобрали всего 20. Комиссия проверяла наличие знаний о разных странах, моделировала всевозможные непредсказуемые и стрессовые ситуации, чтобы посмотреть, способен ли претендент найти выход прямо здесь и сейчас.
Читайте по теме:
CEO лучшего украинского стартапа для путешественников поделился лайфхаками для авиаперелетов
Требования к внешности и здоровью
В первую очередь, на претендента смотрят, оценивая внешность, «общую картинку» – волосы, состояние кожи, рост, отсутствие татуировок и т д.
Волосы, как правило, у бортпроводников должны быть зачесаны назад (это либо хвост, либо пучок). Допускается также аккуратная стрижка, при которой волосы не достают до плеч. Сейчас критерии относительно прически не такие жесткие, как во время моей работы, поскольку бортпроводники не имеют непосредственного контакта с питанием для пассажиров. Рост – не менее 165-170 см, берется во внимание также пропорции между ростом и весом. Хотя в нашем коллективе были девушки разных параметров и разных комплекций.
Еще одним критерием отбора является жизнерадостность претендента. Она отображается во всем – как он говорит, как улыбается, насколько позитивно он будет воспринимать общение с людьми. Обязательным является умение плавать и свободное владение английским языком.
По здоровью – отдельные требования. Необходимо пройти Врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). Скрыть проблемы со здоровьем от ВЛЭК невозможно. Для девушек обязательным является прохождение таких специалистов как ЛОР, гинеколог и психиатр. Были случаи, когда посещение психиатра было настолько стрессовым для претенденток, что у них пропадало желание идти в профессию. Лично у меня все прошло гладко – с членами комиссии мы беседовали о произведении Льва Толстого «Война и мир», о самых известных украинских писателях юмористического жанра.
Отдельная история – это ЛОР. Из-за перепадов давления на борту и невозможности его правильного распределения через ухо-горло-нос, малейшие искривления переносицы являются запретом доступа к профессии. Поэтому некоторые претенденты на позицию бортпроводников прибегали к хирургическому вмешательству и делали операции по выпрямлению переносицы.
Дерматолог, в свою очередь, пристально осматривает каждого на предмет наличия татуировок. Был случай, когда девушка во время прохождения ВЛЭК скрыла наколку, находящуюся на шее и прикрытую волосами. Однако, во время рейса кто-то из коллег заметил наличие нательной живописи, вследствие чего бортпроводница была вызвана «на ковер» и потеряла работу.
Читайте по теме:
Топ 5 рекомендуемых авиакомпаний бизнес-класса
Где учиться на стюардесс?
Наличие высшего образования – одно из обязательных требований для бортпроводников. Можно иметь диплом юриста, филолога, экономиста – это не имеет значения, поскольку на базе каждой авиакомпании функционирует школа и спецкурсы для будущих представителей профессии. В «Аэросвите» такой образовательный процесс рассчитан на полтора месяца, в «WizzAir Ukraine» – на два. Это ежедневное обучение, с понедельника по пятницу, с 9 утра и до 6 вечера. Фактически, как полноценный рабочий день. На спецкурсах все учащиеся получают знания по различным процедурным дисциплинам, безопасности на борту, опасным грузам, усовершенствуют знания английского языка. Но самые интересные занятия – это так называемые медицинские практикумы. В качестве реквизита мы использовали муляжи младенца и взрослого человека, к которым подключались специальные датчики. Каждый из нас учился делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Кроме того, работали с кислородными баллонами, чтобы понимать, с какой скоростью в каждом конкретном случае нужно подавать пассажиру кислород.
Читайте по теме:
Как живут киевские балерины: жесткая диета, поклонники и гастрольные путешествия
О форс-мажорах на борту
Помню рейс в Пекин и очень высокого китайца, который ходил по салону, после чего внезапно упал. У него начался приступ эпилепсии, конвульсии, западал язык. Силами экипажа этому пассажиру была оперативно оказана медицинская помощь и все разрешилось благополучно.
Не знаю – к сожалению или к счастью – но на борту самолета нет никаких ампул для уколов, только аптечка с четким перечнем медицинских препаратов, сертифицированных авиакомпанией. Выходить за рамки этого перечня мы не имеем права. Иными словами, я могу предложить пассажиру свою личную таблетку, но только под персональную ответственность. Кроме того, бортпроводники не имеют права констатировать смерть на борту самолета.
Опытные стюардессы рассказывали, что в своей практике они сталкивались и с летальными случаями на борту, и с более радужными сценариями – например, родами. Бортпроводники всегда должны быть готовы к форс-мажорам, уметь принимать решения в считанные секунды.
Конфликты и курьезы в небе
Конфликтные ситуации на борту связаны по большей части с употреблением алкоголя. Подогретые спиртным пассажиры, как правило, начинают выяснять отношения еще на земле, у стойки регистрации. Затем конфликт переходит в «небесную» плоскость: кто-то на кого-то не так посмотрел, завязалась драка. Такие ситуации, как и вырванные пуговицы на форме стюардесс – не редкость. Учитывая тот факт, что бортпроводники – в основном девушки, то зачастую четырем стюардессам миниатюрной комплектации приходится разнимать нескольких мужчин солидной весовой категории и решать спор. Разговаривать, убеждать, находить подход к каждой из конфликтующих сторон.
Есть в профессии бортпроводницы и нотка юмора. На ум приходит несколько ярких курьезных ситуаций. Хорошо помню пьяного пассажира, который грозился «вызвать на рейс Жириновского» и такого же «подогретого» моряка, заглядывающего в иллюминатор в поисках рыбы. Отдельный случай был связан с пассажиром-французом, летевшим бизнес-классом рейса дальнего следования и переборщившим со спиртным. Шатаясь в разные стороны, он открыл одну из полок для ручной клади и этой полкой начал бить себе по пальцам. Бить с такой силой и энтузиазмом, что был слышен хруст. Наутро рука этого француза была ярко синего окраса, а сам он ничего не помнил.
География рейсов: «скучные» и «веселые» направления
Самыми тихими, спокойными и размеренными рейсами во время моей летной практики были рейсы восточных направлений. Большую часть пассажиров, летящих в Харьков и Донецк (до оккупации этой территории, – Прим.авт.), составляли бизнесмены. Такой публике на борту самолета, кроме воды и спокойствия, как правило, больше ничего не нужно. Бизнесмены открывали свои ноутбуки и погружались в личные дела, а самолет превращался в своего рода офис.
Первенство среди всех «веселых» направлений можно смело отдать Грузии, а серебро – Узбекистану. Мужчины кавказских национальностей по своей натуре очень горячие, они буквально поедают глазами стюардесс. Кавказцы берут на борт гитару, чачу, предлагают бортпроводницам пожениться в небе. После таких рейсов я находила массу записок от поклонников – с телефонами, личными посланиями, благодарностями.
Читайте по теме:
«Глухой человек может всё»: как неслышащий 19-летний парень из Киева покоряет модельный бизнес
О мужчинах в профессии
Процентное соотношение мужчин и женщин в профессии примерно следующее: 30% – парни, остальные 70% – представители слабого пола. Вообще в нашей профессии отсутствует разделение по половому признаку как таковое. Все бортпроводники – абсолютно одинаковые, «бесполые существа», которые являются членами одной сплоченной команды.
Но не смотря на такую «бесполость», служебные романы все же имеют место – между пилотами и стюардессами заключается очень много браков.
Как проходит подготовка к рейсу
Перед каждым рейсом экипаж собирается на брифинг. Происходит это в переговорной комнате, которую представители профессии называют «большим летным домиком». Старший бортпроводник доносит участникам всю информацию о рейсе – относительно его продолжительности, количества зарегистрированных пассажиров, наличии животных на борту, опасных грузов, почты, пассажиров с ограниченными возможностями, переломами конечностей и т д. Во время брифинга бортпроводники также восстанавливают знания по оказанию медпомощи и процедурным моментам на случай аварийных ситуаций.
Личная подготовка стюардессы к рейсу заключается в постоянном состоянии «боевой готовности» и всегда собранном чемодане.
«Небесный» стиль жизни и борьба со стрессом
Для стюардесс очень важно регулярно принимать витамины, чтобы поддерживать иммунитет. Употреблять как можно больше фруктов, рыбы, пить достаточное количество жидкости. В соблюдении диеты у меня потребности не было, поскольку отсутствовала проблема лишнего веса.
Физическое и эмоциональное восстановление после рейсов происходит благодаря отсутствию необходимости общаться с большим количеством людей. Вопрос о каком-то социальном и шумном времяпровождении в выходные дни вообще не стоит. С накопленным стрессом помогает справляться йога, пешие прогулки и пробежки. Бег не только расслабляет, но и развивает работу легких. А вот на спортзал с таким насыщенным графиком времени катастрофически не хватает. Конечно, если ты – одиночка, то времени будет хватать на все. Но если есть семья, дети, приходится расставлять приоритеты и чем-то жертвовать, выбирать ритуалы восстановления, не требующие большого количества времени и каких-то перемещений – принятие ванной, медитация, приготовление чего-нибудь вкусного.
Небо и семья. Тайм-менеджмент стюардессы
Когда я начала работать бортпроводницей, моему сыну было 2,5 года. Это был период времени, когда он практически не ходил в детский сад. Большую часть своего времени он проводил с бабушкой, живущей в другом городе. Я, как мама, практически отсутствовала в жизни сына. Тайм-менеджмент при этом был просто сумасшедший: случались ситуации, когда я после рейса сразу же ехала к ребенку, мы проводили время вместе, после чего я возвращалась «в небо». Фактически не было времени отоспаться, прийти в себя.
График стюардесс настолько нестабильный, что крайне сложно что-то планировать и быть уверенной в намеченных выходных. Испытываешь сильнейший стресс, если понимаешь, что в силу графика не можешь попасть на день рождения ребенка, на его утренник. К счастью, в моей летной практике таких случаев было не много: практически все бортпроводники «Аэросвита» имели семьи, и мне удавалось поменяться рейсами с кем-то из коллег, чтобы не пропустить важное семейное мероприятие.
Новогодние праздники вне дома
Встреча семейных праздников вне круга близких людей – одна из граней профессии стюардессы. Однажды, в канун нового года, я находилась в «домашнем резерве» (промежуток времени, в пределах которого бортпроводник должен быть дома и быть готовым улететь в рейс, – Прим. авт). Все пили шампанское, поздравляли друг друга, а я могла позволить себе лишь оливье. В итоге так никуда и не улетела!
А вот Рождество 2012-го года пришлось встречать вдали от дома и семьи – я как раз должна была улетать в Таиланд. Накануне этого Рождества украинцы поддались всеобщей панике относительно скорого наступления конца света. Помню, я была очень огорчена тем фактом, что не смогу встретить праздник со своими близкими и даже опасалась, что этот самый апокалипсис наступит. Панику подогревала и моя подруга-стюардесса, с которой мы обслуживали рейс: она даже припасла баночку мясной консервы на случай Армагеддона. В итоге этот продуктовый запас, вместе с шампанским, был открыт на крыше одной из гостиниц Бангкока. Таким образом, мы с коллегой встретили Рождество.
Самые необычные заграничные покупки
Стюардессы имеют большой бонус – они не сдают свои чемоданы в багаж, следовательно, есть возможность привезти какие-то хрупкие вещи. Из Таиланда я всегда привозила статуэтки слонов из дерева и невероятно ароматный тайский рис. Такого риса в Киеве я нигде не могу найти!
Самый лучший шопинг – в Китае. Там делала разные покупки: от одежды до чая. Покупка китайского чая – особенный процесс. Подкупает само времяпровождение – знакомство с владельцами фабрик, их отношение, процедура дегустации и, конечно, качество самого чая.
О романтике, бонусах и обратной стороне медали
Самый большой бонус профессии – иметь возможность увидеть мир. Попадаешь в такие уголки планеты, куда бы, наверное, и не думал поехать. Еще одна преференция – это покупка рождественских билетов для семьи на льготных условиях. А вот обратная сторона медали – эмоциональное выгорание и своеобразная социофобия, задерганность, желание закрыться от всех и просто молчать.
На борту стюардессам приходится очень много общаться, пассажиры считают бортпроводниц роботами: красивая, дает кушать и пить, выдает, как Google, в любое время информацию. Будучи стюардессой, ты становишься психологом, овладеваешь навыком «считывания» людей, их настроения. Хорошо работает память, концентрация внимания.
Профессия бортпроводника очень дисциплинирует – ты становишься настолько пунктуальным, что не можешь позволить себе куда-то опоздать и в земной жизни.
Говорят, что профессия стюардессы – очень романтична. Это действительно так. Помню свой первый рейс: я шла по Московской улице в Киеве, в форме стюардессы, с гордо поднятой головой и собирала восторженные взгляды встречных людей. Но через несколько месяцев, когда накапливается усталость, романтизм угасает. Внимания и взглядов уже не хочется, опускаешь голову вниз и стараешься быть незаметной.
Советы путешественникам
Самое первое – это избегать употребления алкоголя до и вовремя рейса. Из-за нехватки кислорода, сухости воздуха на борту, алкоголь обостряет проблемы здоровья, особенно, если есть неполадки с сердцем, суставами и т.д.
Во время полета нужно пить воду, но при этом учитывать индивидуальные особенности организма. С одной стороны – вода обладает восстанавливающим эффектом, с другой – если рейс длинный, а количество потребляемой жидкости велико, возникает отечность, повышается давление.
Если пассажир знает, что его слабое место в организме – ЖКТ, не следует перед и во время рейса употреблять яблочный и томатный соки, повышающие кислотность. На длинные рейсы не лишним будет взять запасную пару носков, снять обувь, дать ногам отдохнуть. Я всегда беру с собой такие носочки, потом их можно просто выбросить.
Совершать регистрацию на рейс лучше заранее в онлайн-режиме. Это даст возможность выбрать удобное место в салоне, избежать конфликтов на стойке регистрации и на борту самолета.
Ранний «спуск на землю»
Я приняла решение, что после декрета не буду возвращаться в профессию. Поначалу меня сильно тянуло в небо, были слезы и расстройства. Чтобы отвлечься, я начала учить еще один иностранный язык – испанский, заниматься спортом. Как можно больше времени уделяла детям.
После того, как ностальгия прошла, пришло понимание, что нужно куда-то вкладывать скопившуюся энергию. На сегодняшний день я работаю на позиции административного директора юридической фирмы, в тандеме со своим супругом (муж Анны – управляющий партнер одной из ведущих украинских юридических фирм, – Прим.авт.). Стереотип, что работа мужа и жены в одном месте негативно сказывается на браке – ошибочен. Наоборот – это еще больше сплачивает, появляется больше общих тем для разговоров.
Решение о выборе «земной» профессии было по большей части требованием семьи. Поскольку работать бортпроводницей, будучи замужем и имея двоих детей – крайне сложно.