Что красноречивее всего говорит о профессионале? Его звания и титулы? Нет. Главнее всего – доверие людей, которым ты даришь свою работу. Именно даришь, а не выполняешь какую-то обязательную рутину, потому что так кому-то надо. Герой нашего интервью принадлежит к творческой категории мастеров своего дела, поэтому его совета просят очень часто. Правда, званий и титулов хватит на целый коллектив. Основатель компании «Стиль Котэ», известный украинский мастер, победитель и призер многих самых престижных соревнований по парикмахерскому искусству, судья международной категории Котэ КАВЕЛАШВИЛИ знает, какого труда стоит завоевать высокую репутация и сколько усилий надо, чтобы ее сохранять. Об этом и не только – наш разговор.
— Существует мнение, что многие мужчины еще в молодости выбирают прическу и потом уже не меняют ее никогда. Сохранилась ли эта тенденция сейчас?
— На самом деле это не так. Все мы меняемся. И то, что нравилось нам в юности, в зрелом возрасте уже воспринимается совсем по-иному. Также смена имиджа зависит и от профессионального рода деятельности человека, и от правильности подхода специалиста, у которого он стрижется. Если мастер, во-первых, креативен, во-вторых, умеет грамотно преподнести свою работу, убедить в правильности своего взгляда, то клиент может под этими аргументами поменять стиль прически.
— В одном из интервью вы говорили, что вам нравится стиль всех Бондов. Часто ли к вам обращаются с просьбой подстричь «под агента 007»? Может, вы сами кому-то это советуете?
— Элегантный стиль «шпиона всех времен и народов» импонирует мне из-за того, что он относится к классике, а она, как известно, идет всем. А советовать сделать прическу под кого-то – некорректно, так говорят в не очень дорогих салонах. Я же считаю, что надо индивидуально подходить к клиенту и выбирать именно тот стиль, который подойдет именно этому человеку.
— Достаточно ли при этом полагаться на интуицию: внутренний голос подсказал – и только его надо слушать?
— Чем отличается профессионал от непрофессионала? Второй будет всегда ориентироваться на свою интуицию, но у него сегодня выйдет, а завтра – нет. И неизвестна закономерность: как часто он попадет в тот образ, который нужен клиенту. А профессионал будет всегда четко основываться на тех знаниях, которые у него есть. Потому он практически всегда очень качественно делает свою работу и всегда очень грамотно и доходчиво способен объяснить клиенту, какая ему прическа подходит в данный момент.
— Какими профессиональными и человеческими качествами должен обладать представитель вашей профессии, чтобы клиент ему доверял?
— 85 процентов наших мастеров, когда к ним в кресло садится человек, спрашивают: «Как вас постричь?» А настоящие профессионалы ни в коем случае не должны этого делать. В обычной парикмахерской, может быть, это приемлемо, когда клиент командует: «Мне под 11-ю насадку, впереди – чуть длиннее, сзади – чуть короче». Но мастер не должен задавать вопросов: «Как вас покрасить? Какую укладку сделать?» Он должен интересоваться другими вещами: куда дальше собирается человек – на обычную встречу или на торжественный вечер. И в соответствии с этим дать совет, какой стиль окажется наиболее выигрышным в предлагаемых обстоятельствах.
— По вашему мнению, можно ли по прическе определить характер человека, его деловую специализацию? И вообще, какому стилю больше отдают предпочтения люди разных профессий?
— Есть, конечно, определенные закономерности. Бизнесмены и политики любят аккуратность, короткие стрижки. Их жизнь – это частые поездки, встречи, в общем, график напряженный. Тут наиболее оптимальный вариант – классика. А вот люди искусства или спортсмены часто выбирают творческие работы, потому что хотят иметь запоминающийся образ, ведь они – люди публичные, дают интервью, посещают разные светские мероприятия…
— А как вы, например, оцениваете прическу олимпийского чемпиона по боксу Александра Усика?
— Шикарно. Ему этот стиль подходит, соответствует образу воина, выступающего «За Украину!» К слову, этот стиль сейчас очень популярен, его взял «на вооружение» не только Усик, но и многие другие.
— Каждый день ходить к стилисту получается не у всех. Что должно входить в минимальный «арсенал» мужчины, который он носит с собой, чтобы самому вносить «оперативные коррективы» в прическу?
— Сегодня устарел стереотип о том, что мужчина не имеет большого набора косметики, который есть у женщин. Порой баночки-скляночки в ванной у сильного пола превышают аналогичный «арсенал» прекрасной половины человечества. А из необходимых вещей, которые надо носить с собой, назову либо щетку, либо расческу. Иногда не лишним будет гель, чтобы придать прическе нужную форму.
— В парикмахерском искусстве существуют и соревнования. Вы сами участвовали и завоевывали призы различных чемпионатов, являетесь судьей международного класса. Почему нужны состязания в вашей сфере деятельности?
— В самом начале своей карьеры я спросил у опытного мастера: «Что дают соревнования?» Он ответил: «Скорость выполнения работы». Чем дольше клиент сидит, тем мокрее под ним кресло. А у меня человек должен сесть на холодное кресло и встать с него, чтобы следующий человек тоже сел на холодное кресло. Чем быстрее и качественнее мы работаем, тем больше у нас людей. Клиенты понимают, что мы профессионалы. Если процесс стрижки затягивается, то к вам придут один, два, три раза, после чего поймут, вы – непрофессионал.
А соревнования как раз вырабатывают нужные навыки. Ведь чтобы достойно выступить на турнире, вы тренируетесь – так же, как и спортсмены. И одну и ту же работу причесываете сто и больше раз. Это все потом пригодится и в салоне. Тех, кто выступал на конкурсах, видно сразу. Они знают, что они делают. Кстати, интересно слушать некоторых коллег, стоящих в рядах зрителей, бросающих реплики: мол, я тоже так могу. Я им отвечаю: «Вы переступите эту грань, станьте участником, а не зрителем. Тогда посмотрим – можете вы или нет». Познать атмосферу соревнований, достойно себя в ней проявить – вот это показатель, а просто стоять и критиковать способен каждый.
— Насколько субъективны критерии оценки участников?
— Кто сказал, что судейство базируется на субъективных принципах?! Я вам проведу параллели со спортом: на наших соревнованиях тоже есть четкие критерии. Во-первых, чтобы стать судьей, надо сдать экзамен. Во-вторых, ты должен постоянно следить за модой. В-третьих, если ты не правильно судишь, то подпадаешь под санкции: выставил оценку, которая расходится с большинством арбитров на балл, – получи желтую карточку, если на два-три – то две желтых, еще больше – красную, то есть дисквалификацию. Получается, человек долго шел к тому, чтобы стать судьей высокого класса, а тут его отстраняют. Момент, мягко говоря, не очень приятный. И неизвестно, через какое время он сможет вернуться в ряды Фемиды.
— Из каких конкретно составляющих складываются победные баллы?
— Существует целый ряд объективных моментов, на которые следует обращать внимание. Это – форма, силуэт, окраска. И самое главное – правильная «посадка» прически на конкретную голову. Ведь бывает, что прическа не подходит лицу. А если ты создал красивую форму, силуэт, оригинальное окрашивание, правильно «посадил» на лицо, то ты становишься победителем. Конечно, тут еще учитывается и элемент моды. Необходимо следовать тенденциям времени – как в одежде, где в разные сезоны используются определенные ткани и фасоны.
— Как и все спортсмены, парикмахеры накануне старта проходят подготовительные сборы? Что входит в их программу?
— Идет отработка на время. По сути, многократно моделируется соревнование. Тут на первую роль выходит тренер, его первая задача – контролировать правильное выполнение работы. Затем он учит своих подопечных замечать ошибки, ведь каждому из нас кажется, что он делает самое-самое, просто идеал создает. И наконец – самый сложный этап подготовки: научить человека самому исправлять свои ошибки. Когда этой цели достигаешь, то это приводит к очень хорошим результатам.
— К каким еще – кроме конкурсов – способам совершенствования мастерства должен прибегать стилист?
— Хороший мастер формируется только путем учебы. Она проходит не только на конкурсах и при подготовке к ним. Приведу пример из собственной практики. Я еще был начинающим мастером, но следил за модой, новыми тенденциями, у меня появилась хорошая клиентура, и мне дали отдельный кабинет. Но внизу на первом этаже была парикмахерская, там работали великолепные мастера со стажем 20 лет и больше. И когда я был свободен, всегда сидел в общем зале – во-первых, общался, во-вторых, наблюдал.
Как-то один из мастеров говорит: «Котэ, можно я понаблюдаю, как ты работаешь? К тебя такие крутые клиенты приходят. У меня стрижка стоит пять рублей, а у тебя – 25. Я хочу знать из-за чего». Когда клиент ушел, она произнесла: «Знаешь, я точно так же стригу». Я ей ответил: «Это я у вас научился». Иногда сами мастера не замечают тех вещей, которые у них есть. И надо учиться не только у признанных авторитетов, но и у своих коллег, которые работают рядом с тобой. Там возьмешь что-то, там – что-то, добавишь что-то свое и найдешь свой личный стиль. Но слепо за кеи-то повторять не стоит: это не мастерство, а копирование.
— Какие требования вы выдвигаете к специалистам, которые нанимаете на работу? Что должен знать и уметь человек, чтобы быть принятым в команду Котэ Кавелашвили?
— Эти люди перед тем, как встать к креслу, минимум три года проходят обучение. Причем, ребята не просто стоят рядом, а участвуют в процессе, конечно, они выполняют стрижки и сложные укладки, но делают, например, окрашивание.
— И часто среди учеников попадаются таланты?
— Скажу, что те, кто прошел у меня школу, нашли себя в профессии. Другой вопрос – этический. Когда мастер зарабатывает много, ученику тоже кажется, что он сразу же начнет получать столько же, стоит ему лишь уйти из салона, где он получил знания и умения, и начать самостоятельное плавание. Это самая грубая ошибка. Потому что клиенты не хотят ходить по квартирам, где надо мыть голову в ванной и терпеть ряд других неудобств. А если это салон, то там есть комплекс услуг – маникюр, педикюр, косметология, массаж… Все это тоже влияет на престижность мастера, а следовательно – уровень его оплаты.
— То есть важен комплексный подход?
— Имеют право на жизнь и ларьки-парикмахерские возле метро. Но возникают вопросы к тому, как там следят за чистотой… Можно постричься за 30 гривен и получить удовлетворение от минимальных затрат, но когда возникнут проблемы со здоровьем, то будете уже проклинать такую экономию. Я точно знаю, что хорошие салоны тратят деньги на свою репутацию. Она складывается, во-первых, из принципа «не навредить», во-вторых, из качественной услуги, которой посетитель окажется доволен, в-третьих, в том, чтобы довольный клиент рассказал друзьям о качестве обслуживания и таким образом привел новых людей.
И очень обидно, что у нас зачастую салоны открывают непрофессионалы. Им кажется, что это сверхприбыльный бизнес, что это золотая жила. А на самом деле – очень сложная, кропотливая работа, выполнять которую способны только знающие люди.