Хочется верить, что Илон Маск (Elon Musk) при выборе названия модели руководствовался аналогией с баварскими внедорожниками, но, думаю, не всё так просто. Если кто ещё не знает, господин Маск — учредитель 3-ёх компаний — PayPal, Tesla Motors and SpaceX, их главный исполнительный директор (англ.chief executive officer — CEO) и главный директор по технологиям (англ.chief technology officer — CTO).
Согласно рейтингу Forbes среди богатейших людей планеты активы Илона Маска в 2015 году составили $12 млрд (100-е место) Одна из них, SpaceX, разрабатывает и производит космические ракеты-носители, основываясь на продвинутых ракетных технологиях. Она обошла всемогущую NASA, выиграв государственный тендер на доставку грузов в космос. Возможно, поэтому Маск так любит символ «X». Это знак умножения в математике, и благодаря ему глава TeslaMotors приумножает свой успех. Мы с вами живем, наверное, в самое интересное время, когда научная фантастика становится реальностью и электрический SUV (маркетинговый термин для обозначения внедорожников) разгоняется быстрее Porsche 911. 29 сентября 2015 года, традиционно в Калифорнии, явился миру серийный Tesla Model X. Миссия TeslaMotors-ускорение перехода на экологически чистый транспорт, и это у них получается лучше, чем у всех остальных вместе взятых.
Команда Tesla усердно поработала над новым детищем, основной посыл которого: не динамика, не показатели запаса хода, главным является комфорт и практичность.
Безопасность
Пожалуй, самое важное в автомобиле — это безопасность.
Tesla Model X, на сегодняшний день, самый безопасный SUV в мире. Это первый внедорожник, получивший 5 звёзд во всех категориях. Таких впечатляющих показателей удалось достичь благодаря уникальному дизайну и архитектуре автомобиля. Обычно в авто впереди установлен массивный, стальной блок двигателя, при ударе вдавливающийся в салон и очевидно наносящий травмы водителю и пассажирам. В случае Model X, двигателя под капотом нет, и всё пространство под капотом является буфером, при ударе сила распределяется и гасится. При боковом столкновении Model X в 2 раза превосходит по показателям следующих в рейтинге внедорожников. Благодаря самому низкому центру тяжести в своем классе за счет расположения батарей в полу, склонность к опрокидыванию в 2 раза меньше, чем у любого другого внедорожника или минивэна. Конечно, самая лучшая защита — это не попадать в аварии,поэтому здесь разработана система активной безопасности. Радары, ультразвуковые сенсоры – всё в базовой комплектации.
Создатели Tesla пошли еще дальше и разработали систему безопасности чистоты воздуха! Она представляет собой первый высокоэффективный фильтр по удержанию вредных частиц. И, по утверждению Илона, это продлит вам жизнь. Хороший аргумент для жителей Пекина или Гуанчжоу, где из-за смога не видно солнца, и нахождение целый день на «свежем» воздухе приравнивается к выкуренной пачке сигарет. В машине есть кнопка защиты от биологического оружия, и это — не шутка. Так нас подготавливают к апокалиптическому сценарию.
Что ж, перейдем к самой машине:
Двери и окна
Подходишь к машине, и дверь сама открывается, садишься за руль, и дверь закрывается автоматически, как будто невидимый шофёр. Инженеры настроили датчики таким образом, чтобы распознавать водителя и открывать перед ним дверь. Правда, на презентации было видно, что система ещё сырая и требует доработки. Лобовое стекло, переходящее в крышу, по ощущениям напоминает вертолётную кабину, предоставляя удивительный обзор. В салоне есть специальный бокс, предназначенный для подключения девайса «вслепую», не глядя. В машине есть переходники для всех видов телефонов.
Все мы знаем о мерседесовских дверях «крыло чайки», устанавливаемых на флагманских моделях. В Tesla использовали подобную систему и сделали задние двери, открывающиеся вверх, и назвали их «крылья сокола». Причина, по которой были созданы эти двери, не столько «крутость», а и доступ к третьему ряду сидений, если на втором ряду у вас установлены детские кресла. Также при тесной параллельной парковке можно пройти и сесть в авто. Воистину, функциональное решение. Что же произойдет, если джип от Tesla попадет в гараж с низкими потолками? На этот случай на крыше установлены ультразвуковые сенсоры, определяющие допустимую высоту и автоматически рассчитывающие траекторию поднятия дверей.
Производительность
Сухие цифры, до сих пор не укладывающиесяся в голове: запас хода — 414 км, полный привод, меньше пяти секунд до 100 км/ч , максималка — 250 км/ч и это не самая мощная модификация. А вот P 90 D едет так быстро, что это почти нереально: 0-100 км/час за 3,2 с.В добавление, этот «монстр» может перевозить 7 человек, огромное количество багажа, тянуть за собой прицеп весом до 2,3 т.
Запланирован выпуск порядка 50 тыс. автомобилей в год. Если вы уже хотите себе такой, боюсь разочаровать, придётся подождать около года, количество предзаказов превышает производственные мощности. Но, думаю, игра стоит свеч, да и система электрозаправочных станций в Украине к этому времени достигнет необходимого уровня благодаря усилиям Tesla Club Ukraine. Похоже, главная идея о возможности сделать любой автомобиль электрическим, реализована на 100 %. Илон Маск утёр нос всем скептикам, доказав, что невозможное — возможно!
Текст: Денис Гафаров