Умение ставить глобальные цели и уделять внимание мелочам, страсть к обучению и лояльность к ошибкам, возможность видеть перспективу, реально оценивая собственные силы – преподаватели Гарвардской бизнес-школы назвали главные критерии сильного руководителя, который может привести компанию к успеху.
Джеффри Райпорт и Шихар Гош рассказали, что нужно сделать для того, чтобы превратить простую казалось бы идею в компанию стоимостью в миллиарды долларов, при этом еще и постоянно развивающуюся. По их мнению, если вы найдете человека, который соответствует восьми критериям, вы можете рассчитывать на успех.
ОБЪЕДИНИТЕ ОБЩЕЕ С ДЕТАЛЯМИ
Чтобы найти следующего Безоса (основатель компании Amazon), вы должны искать человека, который отлично подходит как для глобального развития ,бизнеса, так и для улучшения мелких деталей, способного сосредоточиться на людях и культуре, не теряя при этом из виду миссию компании.
Именно эти две черты есть у Безоса. Обычно в компании есть кто-то, кто отлично разбирается в мелочах, и лидер, за которым идут люди. Безос – отлично совмещает в себе эти два качества.
Читайте по теме
10 богатейших американцев обеднели за день на $20 млрд: потери Цукерберга и Безоса
2. НИКОГДА НЕ ПРЕКРАЩАЙТЕ ЖАДНО УЧИТЬСЯ
Еще одна важная черта, которая отличает лидеров-марафонцев в бизнесе (людей, которые могут из идеи создать миллиардную компания), это способность постоянно учиться. Такие люди, как Безос, являются ненасытными учениками, которые меняются с получением новой информации. Мы говорим о пользе обучения, но большинство людей забывают об образовании, как только покидают ВУЗ или школу.
3. МЕНЯЙТЕ КУЛЬТУРУ КОМПАНИИ ПО МЕРЕ ЕЕ РОСТА
Такие лидеры также могут масштабировать культуру компании. Это означает, что по мере роста бизнеса они могут создавать и управлять организационными ресурсами, которые провоцируют поведение сотрудников в соответствии с ценностями компании.
Корпоративная культура заключается не в ностальгии по старым-добрым временам, когда не было официальных встреч и отдела кадров. Это не одно и сделано. Поскольку компания насчитывает от 10 до 100, а иногда до 200 – 1000 человек, могут появиться такие ценности, как честность, прозрачность, совместная работа, подотчетность, страсть и энергия. Но это частности. Чтобы культура масштабировала, вам нужно знать, какие рычаги управления вы можете задействовать, дабы заставить людей действовать в соответствии с этими определениями. У Безоса есть физические, осязаемые ритуалы. Например, оставить пустой стул для клиента на встречах с клиентом. Или же, просьба прочитать всех прочитать до начала встречи подготовленную шестистраничную записку.
4. СТРАТЕГИЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ЕЕ РОСТУ
Приятно смотреть на этапы компании, связанные с разными периодами ее финансирования. Первый – идея, затем поиск стартового капитала и инвестиций. Как только у вас появляется осязаемый товар, это значит, что потенциальные клиенты готовы платить за ваш продукт. Таким образом вы должны увеличивать прибыль. Самый верный путь – капитализация.
5. СЛЕДУЙТЕ ПРАВИЛУ «СИЛЫ ТРОИХ»
У Гоша есть определение этому. «Когда всех сотрудников компании можно накормить двумя пиццами, лидер может контролировать все процессы. Но по мере того, как компания растет и масштабируется, вы добавляете «прослойки» в руководстве, разделяете обязанности. Как результат, сотрудники, с которыми вы начинали свой путь бизнесе, уже не могут иметь с вами настолько прямой контакт, как было раньше и как они привыкли».
Читайте по теме
Служебный роман: история любви и правила жизни Билла и Мелинды Гейтс
6. ОЦЕНИТЕ ПРОЦЕССЫ
Существует определенная битва между культурой компании и процессами бизнеса. Менеджеры приходят в компании и хотят ставить глобальные задачи, но сам процесс довольно скучен. Например, бухгалтерский учет не так привлекателен, как творческая работа. Часто этот самый формальный процесс противоречит принципам и миссии компании: например, идеи о том, что каждый должен работать 24 часа в сутки на протяжении квартала, чтобы добиться цели.
7. РАЗРЕШИТЕ ОШИБКИ
Когда компания становится больше, руководитель должен признать, что новые сотрудники будут делать все по-другому и допускать ошибки. Но если лидер не смириться с этим, компания не будет расти. «Если руководитель остается главным человеком, решающим проблемы, сотрудники, которых он нанимает, например, для работы в другом городе, никогда не станут эффективными менеджерами. Руководитель должен признать, что в таких случаях копания развивается по V-кривой. Вначале вы получаете меньше эффективности, но после того, как новые сотрудники совершат ошибки и разберутся с ними, они станут более продуктивными и выйдут на свой максимум. Если вы вмешаетесь в этот процесс, то сделаете только хуже», – говорит Гош.
8. СДЕЛАЙТЕ ОБЩИЙ СМЫСЛ СИЛЬНЕЕ ХАОСА
Поскольку компания масштабирует роль лидера, необходимо убедиться, что центробежные силы сильнее всех остальных. «Поскольку компания растет, она становится более специализированной. Конкретные бизнес-функции требуют оптимизации, что занимает время. Единственный способ сохранить функции линейной инженерии, финансов, продаж и т.д.- постоянно напоминать всем о цели компании, миссии, ценностях и желаемом поведени».
P.S. Если вы встретите кого-то, кто может все это сделать, то, вероятно, перед вами следующий Джефф Безос.