Рубрики
Здоровье

Репродуктолог: «ЭКО не только дарит жизнь, но и спасает браки»

Более одного миллиона украинских семей имеют проблемы с репродуктивным здоровьем. Современная медицина предлагает все возможности для диагностики и лечения бесплодия, в частности – зачатие ребенка «вне тела» матери. Хоть экстракорпоральное оплодо…

Более одного миллиона украинских семей имеют проблемы с репродуктивным здоровьем. Современная медицина предлагает все возможности для диагностики и лечения бесплодия, в частности – зачатие ребенка «вне тела» матери. Хоть экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и существует уже несколько десятков лет, мы по-прежнему знаем о нем не достаточно. Что в вопросах ЭКО является правдой, а что – мифом? Сколько стоят дети «из пробирки»? Готовы ли украинцы – морально и финансово, прибегать к вспомогательным репродуктивным технологиям? В этих вопросах нам помог разобраться акушер-гинеколог, ведущий репродуктолог медицинского центра Medical Plaza (г. Днипро) Павел Коломоец.

Беседовала: Юлия Сахарова

– Павел Владимирович, по статистике, более 6,5 млн людей в мире родились на свет с помощью ЭКО. В то же время, этот метод по-прежнему вызывает споры и порождает слухи. Назовите, пожалуйста, несколько основных мифов об ЭКО.

– Миф №1: ЭКО – очень болезненная процедура. На самом деле болезненной является лишь пункция фолликулов (яйцеклеток). Но данная процедура осуществляется под наркозом, поэтому пациентки не ощущают боли.

Миф №2: после гормональной стимуляции яичников в рамках протоколов ЭКО, эти женские половые железы истощаются. Дозировка гормональных препаратов подбирается медиками индивидуально, а уровень развития репродуктивной медицины позволяет с уверенностью говорить, что стимуляция яичников не повлияет на дальнейшее женское здоровье.

Миф №3: Беременность в результате ЭКО заканчивается кесаревым сечением. У каждого способа родоразрешения существуют медицинские показания и противопоказания; ЭКО, само по себе, не служит показанием к проведению кесарева сечения.

Миф №4: ЭКО – это всегда многоплодная беременность. Действительно, в результате искусственного зачатия многоплодная беременность встречается чаще, чем при естественном. Но говорить о том, что ЭКО в 100% случаев приводит к рождению нескольких детей, – не корректно.

Миф №5: Дети, рожденные в результате ЭКО, – слабые и болезненные. Это ложная мысль, не имеющая никакого доказательного подтверждения. Скорее, напротив: после генетической диагностики, проводимой в рамках ЭКО, женщине подсаживают только здоровые эмбрионы, а значит, рождается здоровое потомство.

– Чего, как правило, боятся пациентки перед ЭКО? Какие ложные стереотипы вам, как врачу, приходилось слышать из уст женщин и семейных пар относительно вспомогательных репродуктивных технологий?

– Чаще всего семейные пары интересуются тем, будут ли они биологическими родителями ребенка, рожденного в результате ЭКО. В таких случаях я объясняю, что для искусственного оплодотворения берется биологический материал пары (в виде яйцеклетки у женщины и сперматозоида – у мужчины). Следовательно, ребенок, появившийся на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям, биологически их.

Еще пациенты опасаются наличия у плода генетических отклонений, а также – сложностей протекания беременности, наступившей в результате ЭКО, и родоразрешения путем кесарева сечения. Как я уже говорил ранее, многие ошибочно полагают, что беременность путем ЭКО всегда подразумевает проведения женщине кесарева.

Еще один ложный стереотип заключается в том, что в рамках ЭКО подсаживается несколько эмбрионов – три или четыре, чтобы увеличить вероятность их выживания и наступления беременности. Именно так считают многие пациенты, которые обращаются к нам за консультацией и помощью. На самом деле подсаживают, как правило, два эмбриона, а очень часто – и один.

– Говорят, что дети «из пробирки» стоят дорого, то есть процедура искусственного оплодотворения по карману лишь очень состоятельным людям. Так ли это? О каком порядке цифр идет речь и сколько стоит процедура ЭКО в вашей клинике?

– В нашей клинике существует множество программ вспомогательных репродуктивных технологий. Минимальная программа стоит 40 тыс грн. Думаю, что эта сумма по карману достаточно большой части населения страны.

Следует сказать, что цена варьируется в зависимости от причин бесплодия и возраста пары. Если нужно делать преимплантационную генетику эмбрионов, проводить какие-либо дополнительные лечебные манипуляции и вмешательства одному или другому партнеру – это, безусловно, повлияет на конечную цифру. В целом, к каждой паре необходимо подходить индивидуально, разрабатывать схему лечения и взаимодействия с учетом экономического благосостояния пациентов.

Читайте по теме 
Молодость и долголетие под елку: медики составили ТОП самых здоровых подарков

– Есть ли разница ценовой политики проведения ЭКО в столичных клиниках, по сравнению с региональными? Насколько ценовая вилка на подобного рода медицинские услуги в Украине отличается от зарубежной?

– За границей, к примеру, в странах Европы, отсчет на подобного рода услуги начинается с десятков тысяч долларов. Что касается нашей страны, то  представители клиники («Medical Plaza», – Ред.) состоят в Украинской ассоциации репродуктивной медицины, регулярно осуществляют мониторинг цен на программы ЭКО, и я могу сказать, что стоимость их примерно одинакова по всей Украине.

– А существует ли взаимосвязь между популярностью ЭКО среди населения и географией последнего? Другими словами, просматривается ли вектор «столичности» и провинциальной предвзятости к вопросам, связанным с применением вспомогательных репродуктивных технологий?

– Как показывает практика, в столице циклов ЭКО происходит больше. Очень многие люди по-прежнему тяготят к Киеву в надежде на то, что получат лучшее медицинское обслуживание и сервис. Но на самом деле программы ЭКО везде одинаковые, и результат во многом зависит от опыта и квалификации конкретного врача, а не от географии клиники.

Кроме того, на периферии, качество предоставляемых медицинских услуг частными клиниками (в том числе – в репродуктивной отрасли) не хуже столичного уровня. Это как минимум. Люди из провинции, кстати, становятся все более осведомленными и прогрессивными. Когда они сталкиваются с проблемой бесплодия, начинают изучать вопрос, читают множество полезной информации, анализируют и приходят к нам уже подготовленными. Они задают осмысленные и грамотные вопросы. Ведь когда человек находится в тяжелом положении, он отказывается от привычного для себя сценария жизни и открывается к освоению новых знаний.

Несмотря на то, что в столице больше образованных людей, нежели в географических глубинках нашей страны, периферия стремительно подтягивается. И провинциальной предвзятости относительно вопросов, связанных с искусственным оплодотворением, становится все меньше.

– Что, как правило, становится основной преградой для людей в вопросах применения вспомогательных репродуктивных технологий – денежный аспект, или все-таки психологический?

 – Психологический аспект в виде страха неизвестности, безусловно, играет значительную роль в решении пары прибегнуть к искусственному оплодотворению. Но на первом месте – все же аспект финансовый. Стоимость ЭКО многим просто-напросто не по карману.

– Как считаете, почему люди, живущие в браке много лет и не имеющие детей, годами не решаются преодолеть психологический барьер и пойти к врачу, надеясь, что проблема рассосется сама собою?

 – Причин такого пассивного поведения может быть несколько. Некоторые пары не обращаются к специалистам по религиозным соображениям. Считая, что раз бог не дает им ребенка, значит, так и должно быть. Процент таких пар невелик, но он есть.

Существуют примеры, когда лечащие врачи на местах, из-за нежелания «потерять» пациентов, отговаривают их от обращения к другим докторам. В частности – в клиники вспомогательных репродуктивных технологий. Даже если пациент заводит речь лишь об обычной консультации репродуктолога.

Определенный процент пар игнорирует необходимость визита к специалисту, думая, что диагностика и лечение проблемы обойдется ему слишком дорого. Зачастую люди ставят себе психологические блоки и барьеры еще до того, как узнают реальную стоимость медицинских процедур.

Иногда страх врачей, ложные стереотипы и нежелание брать на себя ответственность за происходящее приводят к тому, что бесплодная пара начинает искусственно считать себя семьей – чайлдфри. Партнеры убеждают себя (и друг друга), что хотят жить свободно, без лишних забот и обязательств. Многие пары, имеющие трудности с деторождением, предпочитают уповать на судьбу и на чудо. А когда последнее не наступает, так или иначе возникают ссоры и непонимание в семье. Кстати, довольно часто именно проблемы с репродуктивным здоровьем становятся причиной расторжения брака. Даже если союз пары был многолетним и, на первый взгляд, прочным.

Вера в чудо – это, безусловно, прекрасно. Но чтобы достичь результата, к вере необходимо прикладывать усилия, а еще – уметь преодолевать свои страхи и предрассудки. В том числе – относительно визитов к медикам и возможности зачать ребенка искусственным путем. Ведь ЭКО, как вспомогательная репродуктивная технология, может не только дать жизнь, но и уберечь семью от распада.

– Как повысить осознанность украинцев в вопросах ответственного отношения к своему здоровью?

– Думаю, что создание грамотного информационного поля и медицинской культуры в обществе позволят сформировать у украинцев бережное отношение к своему здоровью. При этом очень важно выделять профилактическое звено, делать акцент на предупреждении болезней, а не на их лечении.

– В последнее время в сети Интернет все чаще появляется информация из разных источников, что в ближайшем будущем ЭКО стремительно нарастит свои позиции. Мол, к процедуре искусственного оплодотворения будут прибегать не только бесплодные пары, но и здоровые. Что думаете на счет? Каким видите будущее ЭКО в Украине и мире?

– На сегодняшний день нет предпосылок говорить о том, что в ближайшем будущем сформируется тенденция перехода здоровых пар от естественного оплодотворения к искусственному. В Украине – так точно. Понимаете, большая часть пар, которые приходят к нам, не смотря на многолетние неудавшиеся попытки зачать ребенка, все равно хотят сделать это естественным путем. Это очень важный и тонкий психологический момент, и это нужно понимать.

– Назовите основные преимущества ЭКО в современном мире: как для самих женщин, так и для семей в целом.

 – Для пар, которые имеют проблемы с деторождением, искусственное оплодотворение – это единственная альтернатива иметь своего, биологически здорового, ребенка и испытать счастье родительства.

Кроме того, ЭКО подразумевает возможность «выбрать» пол ребенка. Дело в том, что в рамках генетической проверки эмбриона специалисты, помимо хромосомных аномалий, могут диагностировать и пол ребенка. Таким образом, по желанию будущих родителей, на этапе переноса эмбрионов, медики имеют возможность подсадить эмбрион выбранного пола. Это будет сопряжено с определенными дополнительными тратами, но это возможно.

Total
1
Shares
Поделиться 1
Tweet 0
Pin it 0
Materinstvo.Info
2019-02-14 22:07:51
Фолликул — яйцеклетка в окружении клеток эпителия. У женщин ограниченное число фолликулов, заложенное при рождении. Каждая девочка рождается с запаcом из 400 000 – 500 000 ооцитов, фолликулов. Репродуктивный срок женщины длится примерно 40 лет. Когда фолликулы заканчиваются, у кого-то это происходит в 35 лет, у кого-то в 55 (средний статистический возраст наступления менопаузы — 51 год 6 месяцев, но известны факты, когда фолликулярный запас начинает снижаться и с 27 лет), то запустить процесс по-новой, заставить организм женщины производить еще фолликулы, невозможно. Репродуктологи шутят: любящие родители должны дарить дочери на совершеннолетие не бриллиант Graff в 10 карат, а сертификат на криоконсервацию яйцеклеток.