Известный украинский нейрохирург Игорь Курилец, за плечами которого восьмилетняя медицинская практика и более 500 проведенных операций, работающий на данный момент в Международном центре нейрохирургии, во время выступления на TEDxLviv рассказал, почему каждый современный человек должен постоянно самообразовываться .
По словам специалиста, в условиях современности развитие мозга – главное условия выживания человека. «Постоянное развитие мозга есть обязательным условием вашего существования в мире будущего. Каждое наше движение, чувство, мысли, эмоции, переживание, вера – есть не что другое, как работа мозга», – отметил Курилец.
Читайте по теме:
Нейробиолог: «Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы»
Назвал специалист и главное отличие человеческого мозга от самых современных и мощных компьютеров. «Мозг – это 100 миллиардов нервных клеток, которые объединены в различных комбинациях и между которыми пробегают нервные импульсы. Эти клетки очень энергозатратные: имея массу 2% от общей массы тела, мозг потребляет более 20% всей энергии. Но мозг – это не компьютер. Компьютер – это примитивная версия мозга. Последний умеет менять свою структуру в зависимости от его способа использования. Ни один компьютер не умеет пока это делать».
“Компьютер – это примитивная версия мозга”
Читайте по теме
Нейрохирург Игорь Курилец о тайнах мозга, самых сложных операциях и звездной болезни врачей
Врач наглядно обьяснил, почему от того, чем человек “кормит” свой мозг зависит качество его жизни.
«Как объяснить реальность с точки зрения работы мозга. Реальность – это совокупность всей информации, поступающей от всех наших органов и рецепторов к нашему мозгу в конкретный момент времени. Другими словами, реальность – это информация. Ее можно теоретически вычислить в гигабайтах. Реальность – это не то, что вокруг, а то, как окружающую среду оценивает наш мозг. Справляться с таким количеством информации помогают механизмы. Чтобы обрабатывать информацию, выбирая важные вещи и запоминая их. Если обобщить критерии важности для нашего мозга, я бы выделил два вида. Первые относятся к базовым потребностям. Они у нас одинаковые – мы хотим жить, чувствовать себя в безопасности и продолжать свой род. В этом нет ничего удивительного: первая задача мозга – продолжение жизни своего «хозяина».
“Реальность – это не то, что вокруг, а то, как окружающую среду оценивает наш мозг”
Вторая характеристика – эмоциональная окраска. Почему эмоции? Потому что это то, что отличает рутинную информацию от важной. Любая из известных нам эмоций приводит к лучшему запоминанию. Это связно с анатомической и физиологической особенностью мозга. Мы знаем, что участок мозга, отвечающий за эмоции, это мигдалеподобное тело. Участок мозга, который отвечает за память, а точнее перенесение информации из краткосрочной в долгосрочную – это гипокамп. Они размещены совсем рядом и между ними есть огромное количество нервных связей. Когда эмоции активируют мигдалеподобное тело, оно активирует гипокамп. И это приводит к улучшенной и ускоренной доставке информации. Другими словами, во время эмоциональной активации мы лучше запоминаем определенные вещи. Зная об этих особенностях, мы могли бы разработать более эффективные методы обучения. К примеру, методики обучения будущего должны включать аудио, видео, иллюстративные материалы, вызывающие определенные эмоции.
“Как только вы прекращаете вкладывать что-то новое в мозг, вы тупеете в прямом смысле этого слова. Объяснить это легко и на анатомическом уровне”
Развитие и обучение чему-то новому важно и на физиологическом уровне. Мы представляем наш мозг, как жесткий диск, который прокачиваем на протяжении всей своей жизни. Получили одно высшее образование, другое, прочитали 100 важных книг, просмотрели кучу видео и сходили на разные семинары. Прокачали свой жесткий диск и все – релакс, отдыхаем и пользуемся им всю жизнь. Но я скажу, что мы ошибаемся: мозг чуть не такой. И как только вы прекращаете вкладывать что-то новое в него, вы тупеете в прямом смысле этого слова. Объяснить это легко и на анатомическом уровне. Есть синоптическая пластичность мозга. Другими словами, когда мы используем какие-то его участки, каналы межнейройнной передачи, они в прямом, анатомическом смысле развиваются. Когда вы перестаете учиться чему-то новому, вы деградируете и каналы, в прямом, анатомическом смысле, тоже. Мозг – гениальное изобретение миллионов лет эволюции. Он защищает нас с самого рождения, контролирует наши действия, делает нас людьми и является основной нашего «я». В мире будущего, где огромное количество специальностей заменят роботы, человек должен быть готов к постоянному самообразованию, развитию и самосовершенствованию, чтобы иметь какие-то преимущества над искусственным интеллектом. В будущем выживет только тот, кто развивает свой мозг».