Аудитор, управляющий партнер «Бентамс аудит» Светлана Слугина в колонке для PROMAN Ukraine рассказала о недостатках и преимуществах законопроекта по организации азартных игр.
Игорный бизнес – это целая индустрия. Десять лет назад, а именно, в 2009 году, во времена премьерства Юлии Тимошенко, этот вид бизнеса был объявлен на территории Украины вне закона. Это не означает, что он исчез! Это означает, что вся игорная индустрия перешла в подполье. Не для кого не секрет, что огромное количество открытых заведений под вывеской «Лото» или «Компьютерный клуб», или просто без всяких вывесок, на самом деле представляли из себя игровые залы.
Предприниматели давно уже поняли, что бизнес становится прибыльным и большим тогда, когда в него вовлечен «мелкий» потребитель. Не трудно догадаться, что огромная сеть таких «лотерейных, компьютерных» заведений была рассчитана на простых обывателей. На тех, кто готов последние деньги поставить, лишь бы попытаться спасти своё финансовое положение или подзаработать.
Азартные игры всегда порицались в христианстве. Коран их строго запрещает. Психологи утверждают, что лудомания (зависимость от игр) – это патологическая зависимость, такая же, как зависимость от алкоголя и наркотиков. Но сотни лет огромное количество людей играет в азартные игры, и остановить этот процесс так же невозможно, как искоренить алкоголизм и наркоманию. Но если исходить из принципа «не можешь победить — возглавь», этот вид бизнеса принет в бюджет немалый доход! Вопрос легализации игорного бизнеса снова оказался актуален.
Есть несколько причин, по которым стоило бы вернуть игорный бизнес в правовое поле.
Преимущества
Во-первых – защита людей. Прописав и узаконив правила пользования игорными заведениями, а также увеличив наказания и штрафы за несоблюдение законности в этом виде бизнеса, можно защитить потребителей от обманов, манипуляций с выигрышами. Дать им защиту от государства в случае спорных или криминальных ситуаций.
Во-вторых – борьба с коррупцией. Не трудно догадаться, почему все эти годы расширялась сеть подпольных игральных залов. Существовал элементарный подкуп правоохранительных органов, которые «не замечали» на вверенной им территории существования чего-то незаконного.
В-третьих – любой бизнес предполагает создание новых рабочих мест, и как следствие, уменьшение безработицы и увеличение отчислений по заработной плате.
В-четвертых – наполнение государственного бюджета страны за счет лицензирования и налогообложения этого вида дохода.
Но, к сожалению, не все так гладко в «украинском королевстве».
16 января 2020 в первом чтении принят законопроект о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (N 2285-д). Рассмотрим «за» и «против».
Подростки
В тексте законопроекта есть правильный пункт об увеличении минимального возраста игроков с 18 лет до 21 года и старше. И это правильно, потому что у подростков риск сформировать игорную зависимость намного выше, чем у взрослых.
Площади для залов игровых автоматов и казино
Согласно нормам этого законопроекта, залы игровых автоматов будет разрешено размещать только на территории отелей от трех- и до пяти звезд, казино — только в пятизвездочных отелях. Посмотрим на статистику таких отелей в Украине. По данным Туристической палаты Украины, наше государство на сегодня располагает только 23 отелями уровня 5 звезд. Если не учитывать отели, расположенные на временно оккупированных территориях, то количество и того меньше.
Причем, не каждый из них имеет ресурсные площади, позволяющие собственникам или арендаторам создать там казино. А ведь казино предполагает большие площади: по условиям лицензирования в нем должно быть определенное количество игровых столов и автоматов. Привлечение же крупных западных инвесторов на строительство гостиниц и казино – перспектива сомнительная. Потому что мы имеем неурегулированное украинское налоговое законодательство и его фискализацию. Тенденция, которая так явно наметились в последнее время.
Большинство теневых игроков вряд ли смогут выполнить такие требования. Поэтому процесс «легализации» подпольного бизнеса будет похож на создание нового, и вполне возможно существующего параллельно, бизнеса с другими игроками и другими правилами.
«Крышевание»
Правда, согласно новому закону, усилено наказание за нелегальную игорную деятельность и её «крышевание» вплоть до десяти лет тюрьмы. Вроде бы, договариваться теперь станет намного дороже. Но кого у нас в Украине это останавливало?
Глядя на работу нашей правоохранительной и судебной систем не факт, что этот процесс дойдет до логического конца. Поэтому напрашивается вывод: «черный» и «белый» игорный бизнес, вполне возможно, будут работать параллельно.
Негативный момент, что комиссию, регулирующую работу легального игорного бизнеса, хотят сделать коллегиальным органом, подчиняющимся напрямую Кабинету Министров. Страна мечтает ликвидировать коррупцию, а здесь такая плодородная почва для неё! Ведь следить за работой этой комиссии будет некому: нигде не прописан аудит этого ведомства, сроки его создания.
Банковские гарантии и лицензирование
Еще более сложный вопрос относительно норм размера банковской гарантии для разных типов азартных игр: для лотереи – 100 тыс. минимальных зарплат, для казино и букмекеров – 7,2 тыс., для залов игровых автоматов – 200 минимальных зарплат.
С такой огромной разницей самые выгодные условия получают интернет-казино и букмекеры. Кроме того, согласно новому закону, букмекерские конторы могут сами осуществлять деятельность в своих пунктах, а могут передавать это помещение в право пользования другому лицу. И эта лазейка позволит появиться вместо фиктивных лотерей фиктивным букмекерским конторам, а, по сути, — все тем же игорным залам.
В новом законе отсутствуют перечни по видам букмекерской деятельности, а это значит, что можно симулировать игры казино, не имеющие отношения к букмекерской деятельности на законных основаниях. При этом нет ограничений по количеству букмекерских лицензий, хотя для других видов азартных игр есть.
Очень важный вопрос касается лицензирования того оборудования, на котором происходит игра. Если это положение не ввести, то нет гарантий ни на «честную игру», ни на контроль над игорными заведениями.
Налогообложение выигрыша
Интересный вопрос касается налогообложения выигрыша. Для того, чтобы идентифицировать возраст нужен паспорт или водительские права при себе. А для налогообложения в случае выигрыша – нужен еще и идентификационный код. Выходит, что, если вы собрались развлечься в подобных заведениях, не забудьте выходя из дома прихватить все свои документы. Кто будет уплачивать этот вид налога: казино вычитывать при расчете в случае выигрыша или сам налогоплательщик? Что будет являться базой налогообложения? Потому что де факто человек может за вечер проиграть больше, чем выиграть.
И это далеко не полный перечень вопросов — административных и налоговых, юридических, которые возникают в случае легализации такого не простого и объёмного вида бизнеса как игорный. Только очень серьезный подход, тщательный анализ каждого аспекта, серьезнейшая проработка каждого спорного момента, очень глубокий анализ и, конечно, контроль со стороны государства может помочь безболезненно вернуть «игру» и государству, и гражданам.
Потому что «закон что паутина: муха проскочит, а шмель увязнет». А хотелось бы иметь прозрачный гибкий и удобный для всех механизм законного регулирования игорного бизнеса. И для бизнесменов, и для людей.