Рубрики
Бизнес

Владимир Спиваковский — о мировом кризисе системы образования, и как его преодолеть лично вам

Proman продолжает цикл материалов с Владимиром Михайловичем Спиваковским, президентом корпорации «Гранд», председателем Всенародного конкурса «Бренд года Украины», писателем, ученым, основателем первой в Украине международной школы-лицея «Гранд», дважды рекордсменом Книги рекордов Гиннеса.

Вся современная система образования строится на концепции развития человека в сторону интеллекта. Плюс художественное образование (искусство) и физическая культура. Почему такая концепция, по вашему мнению, не подходит или устарела?

Потому что в современном мире уже принята концепция множественных типов интеллекта. Мы говорили о них в предыдущий раз, поэтому напомню вкратце: вербальный, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинетический, внутриличностный, межличностный и кинетический.

Итак, я как ученый задумался вот о чем. Если что-то между ними происходит, а они не могут не взаимодействовать в пределах одного человека, значит, возникают какие-то новые качества мыслительного, продуктового и производственного процессов.

Читайте также: Владимир Спиваковский: менеджерский интеллект — звучит странно?

Именно такие размышления привели меня к новой системе образования. Это обучение не с помощью предметов, придуманных Яном Амосом Коменским, чешским теологом, педагогом, публицистом.

Большой заслугой Коменского было то, что он впервые собрал и систематизировал все сведения по педагогике, а также разработал революционные для того времени идеи, в частности к таковым относится идея классно-урочной системы. Но это происходило в XVII веке! То есть мы до сих пор занимаемся в системе координат, родившейся 4 века назад. Вам не кажется это странным? 

А какая была система образования до Коменского?

До него знания выглядели, как песок на пляже. Приходил в аудиторию какой-то ученый и делился просто тем «кусочком», который знает. Кто-то рассказывал о геометрии, кто-то об астрономии, кто-то об алхимии.

Но информация стала увеличиваться, конечно, не такими темпами, как сейчас, но уже тогда возникла потребность в некой системе, куда будут укладываться будущие «пазлы». И эти знания некоторым образом нужно передавать дальше ученикам, молодым ученым.

Но за 400500 лет человечество совершило громадный скачок в развитии. А менеджеры, возвращаясь к теме бизнеса, приходят на работу, подготовленные в парадигме «история-алгебра-геометрия-правоведение», понимаете?

Это не может не накладывать отпечаток на менталитет, наше поведения, решения. Мы все пока что являемся заложниками крайне устаревшей системы образования.

Читайте также: Украинцам раскроют 7 секретов образования будущего

Что же делать? Современные ученые осознают эти проблемы?

Однажды на вручении Нобелевской премии я имел наглость подойти к одному из лауреатов и с ним поговорить. Я задал ему вопрос: «Как вышло, что имея такое количество гениальных ученых во всем мире, мы не можем придумать, как преодолеть кризисы, которые сотрясают наше человечество: энергетический, экологический, финансовый, моральный?».

Его ответ меня, тогда еще молодого человека, поразил. «Молодой человек, мы не только не знаем, как преодолеть эти кризисы, мы не можем даже их сформулировать и как поставить задачу».

Тогда я понял, что нужно разрабатывать совершенно новые подходы к обучению. Конечно, я не могу отойти полностью от современной системы образования в одиночку. Я ввожу новые идеи и методики в систему обучения молодежи.

Хорошо. Сейчас на планете существует небольшое количество очень умных и очень богатых людей – владельцев империй, выросших на интеллектуальных решениях – Марк Цукерберг, Илон Макс, Билл Гейтс. Можно ли применить их опыт успеха, самореализации?

Правильный вопрос. Они вкладывают деньги в экологию, благотворительные проекты. В новые экологические проекты. Почему бы им не вкладывать деньги в революцию образования? Где усилия мирового сообщества в том, чтобы система образования начала, наконец, меняться?

Двести лет назад. Вы заходите в класс. Там парты, доска, мел, учитель. Вы заходите сегодня в класс. Что там? Парты, доска, мел, учитель. И всё даже на тех же самых местах. Учительский стол у окошка.

Я стал искать картины художников XVIXVIII веков, где бы изображался «школьный» класс, один к одному!

В мире университетском образование уже поставлено хорошо – Кембридж, Оксфорд, Сорбонна – они уже знают, что делают. В Украине нет.

Задумайтесь: наше образование вообще не слышало слова «маркетинг». Поясню на другом примере: вот сейчас пейджеров практически уже нет. Они применяются только отдельными службами в мире для специфических задач. Итак, технология шагнула вперед, а пейджер,

CD-ROM, кассета VHS остались позади. Почему этого не происходит в системе образования? Это неправильно.

Читайте также: Эксперт по образованию рассказал, как выпускнику удачно выбрать себе профессию

Зачем тогда вообще учиться в системе устаревшего образования? Сейчас всё чаще родители обучают детей дома.

Важнейший вопрос! Зачем учиться? Надо задуматься, ведь на него бывают совершенно разные, и притом правдивые и правильные, ответы.

«Хочу много знать. Хочу много зарабатывать. Хочу карьеру. Хожу в школу, потому что все ходят, и мои друзья тоже. Хожу в школу, потому что мама заставляет». В зависимости от по-настоящему правдивых ответов, ответом и должен быть разный контент, разное содержание.

Хочешь карьеру одна технология. Хочешь много зарабатывать другая. Логично? Я привнес из мира бизнеса в систему образования самые главные вопросы.

Мой слоган в системе образования трансформирован из мира бизнеса: «Больше знаний за меньшее время». Я взял его, используя слоган «больше товара с меньшими затратами». И это работает.

Грубо говоря, если тебе нужна таблица Менделеева, раньше ты ее учил три года. Теперь я знаю, как ее можно выучить за три недели на память. Навсегда. Есть новые технологии.

Да, можно дать любому из нас больше знаний за меньшее время. 

Получается, что система бизнес-образования нуждается в капитальной реформе? Ведь она – наследник классической системы образования.

Совершенно верно! Возьмем MBA. Эта система обучения умирает. Что дает эта система формально диплом, и с ним потом иди куда хочешь. Но все понимают, что главное, что дает эта школа, связи.

Все идут туда ради связей. Не важно, сразу ли они отработают твои инвестиции. Но ты попадаешь в среду людей твоего уровня. Вот эта информация в десять раз важнее, чем конспекты.

Это не значит, что преподаватель, информация в MBA не важны! Важно понимать, что ты потом будешь делать с дипломом и иметь ответы на вопросы, почему ты идешь туда и тратишь немалые деньги: «Карьера. Сменить место работы. Папа послал. Выйти замуж», т.д. Ты должен для себя иметь ответы на важные вопросы, можешь никому и никогда не показывать лист бумаги, на котором ты записал цели.

Но ты должен быть честен перед самим собой, выработать настоящие мотивы для получения образования и им следовать.

Ты получишь знания, но никакая MBA тебе не может обеспечить успех. Большинство бизнес-изданий не затрагивает глубинную, личностную мотивацию.

Если ты молодая красивая девушка и у тебя стоит цель удачно выйти замуж, что в этом плохого? Такие вещи надо писать в изданиях. Часто люди ищут ответы на свои вопросы не технические, а относящиеся к сфере эмоционального, глубоко личного. Мы люди.

А о том, как выбрать подходящую систему образования, ответив себе на честные вопросы, мы продолжим говорить в следующей беседе.

Proman будет продолжать публиковать материалы о выдающемся ученом, педагоге и бизнесмене Украины Владимире Спиваковском.

Total
116
Shares
Поделиться 116
Tweet 0
Pin it 0