Proman продолжает цикл материалов с Владимиром Михайловичем Спиваковским, президентом корпорации «Гранд», председателем Всенародного конкурса «Бренд года Украины», писателем, ученым, основателем первой в Украине международной школы-лицея «Гранд», дважды рекордсменом Книги рекордов Гиннеса.
Вся современная система образования строится на концепции развития человека в сторону интеллекта. Плюс художественное образование (искусство) и физическая культура. Почему такая концепция, по вашему мнению, не подходит или устарела?
Потому что в современном мире уже принята концепция множественных типов интеллекта. Мы говорили о них в предыдущий раз, поэтому напомню вкратце: вербальный, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинетический, внутриличностный, межличностный и кинетический.
Итак, я как ученый задумался вот о чем. Если что-то между ними происходит, а они не могут не взаимодействовать в пределах одного человека, значит, возникают какие-то новые качества мыслительного, продуктового и производственного процессов.
Читайте также: Владимир Спиваковский: менеджерский интеллект — звучит странно?
Именно такие размышления привели меня к новой системе образования. Это обучение не с помощью предметов, придуманных Яном Амосом Коменским, – чешским теологом, педагогом, публицистом.
Большой заслугой Коменского было то, что он впервые собрал и систематизировал все сведения по педагогике, а также разработал революционные для того времени идеи, в частности к таковым относится идея классно-урочной системы. Но это происходило в XVII веке! То есть мы до сих пор занимаемся в системе координат, родившейся 4 века назад. Вам не кажется это странным?
А какая была система образования до Коменского?
До него знания выглядели, как песок на пляже. Приходил в аудиторию какой-то ученый и делился просто тем «кусочком», который знает. Кто-то рассказывал о геометрии, кто-то – об астрономии, кто-то – об алхимии.
Но информация стала увеличиваться, конечно, не такими темпами, как сейчас, но уже тогда возникла потребность в некой системе, куда будут укладываться будущие «пазлы». И эти знания некоторым образом нужно передавать дальше – ученикам, молодым ученым.
Но за 400–500 лет человечество совершило громадный скачок в развитии. А менеджеры, возвращаясь к теме бизнеса, приходят на работу, подготовленные в парадигме «история-алгебра-геометрия-правоведение», понимаете?
Это не может не накладывать отпечаток на менталитет, наше поведения, решения. Мы все пока что являемся заложниками крайне устаревшей системы образования.
Читайте также: Украинцам раскроют 7 секретов образования будущего
Что же делать? Современные ученые осознают эти проблемы?
Однажды на вручении Нобелевской премии я имел наглость подойти к одному из лауреатов и с ним поговорить. Я задал ему вопрос: «Как вышло, что имея такое количество гениальных ученых во всем мире, мы не можем придумать, как преодолеть кризисы, которые сотрясают наше человечество: энергетический, экологический, финансовый, моральный?».
Его ответ меня, тогда еще молодого человека, поразил. «Молодой человек, мы не только не знаем, как преодолеть эти кризисы, мы не можем даже их сформулировать и как поставить задачу».
Тогда я понял, что нужно разрабатывать совершенно новые подходы к обучению. Конечно, я не могу отойти полностью от современной системы образования в одиночку. Я ввожу новые идеи и методики в систему обучения молодежи.
Хорошо. Сейчас на планете существует небольшое количество очень умных и очень богатых людей – владельцев империй, выросших на интеллектуальных решениях – Марк Цукерберг, Илон Макс, Билл Гейтс. Можно ли применить их опыт успеха, самореализации?
Правильный вопрос. Они вкладывают деньги в экологию, благотворительные проекты. В новые экологические проекты. Почему бы им не вкладывать деньги в революцию образования? Где усилия мирового сообщества в том, чтобы система образования начала, наконец, меняться?
Двести лет назад. Вы заходите в класс. Там – парты, доска, мел, учитель. Вы заходите сегодня в класс. Что там? Парты, доска, мел, учитель. И всё даже на тех же самых местах. Учительский стол –у окошка.
Я стал искать картины художников XVI–XVIII веков, где бы изображался «школьный» класс, – один к одному!
В мире университетском образование уже поставлено хорошо – Кембридж, Оксфорд, Сорбонна – они уже знают, что делают. В Украине – нет.
Задумайтесь: наше образование вообще не слышало слова «маркетинг». Поясню на другом примере: вот сейчас пейджеров практически уже нет. Они применяются только отдельными службами в мире для специфических задач. Итак, технология шагнула вперед, а пейджер,
CD-ROM, кассета VHS остались позади. Почему этого не происходит в системе образования? Это –неправильно.
Читайте также: Эксперт по образованию рассказал, как выпускнику удачно выбрать себе профессию
Зачем тогда вообще учиться в системе устаревшего образования? Сейчас всё чаще родители обучают детей дома.
Важнейший вопрос! Зачем учиться? Надо задуматься, ведь на него бывают совершенно разные, и притом правдивые и правильные, ответы.
«Хочу много знать. Хочу много зарабатывать. Хочу – карьеру. Хожу в школу, потому что все ходят, и мои друзья – тоже. Хожу в школу, потому что мама заставляет». В зависимости от по-настоящему правдивых ответов, ответом и должен быть разный контент, разное содержание.
Хочешь карьеру – одна технология. Хочешь много зарабатывать – другая. Логично? Я привнес из мира бизнеса в систему образования самые главные вопросы.
Мой слоган в системе образования трансформирован из мира бизнеса: «Больше знаний за меньшее время». Я взял его, используя слоган – «больше товара с меньшими затратами». И это работает.
Грубо говоря, если тебе нужна таблица Менделеева, раньше ты ее учил три года. Теперь я знаю, как ее можно выучить за три недели на память. Навсегда. Есть новые технологии.
Да, можно дать любому из нас больше знаний за меньшее время.
Получается, что система бизнес-образования нуждается в капитальной реформе? Ведь она – наследник классической системы образования.
Совершенно верно! Возьмем MBA. Эта система обучения умирает. Что дает эта система формально –диплом, и с ним потом иди куда хочешь. Но все понимают, что главное, что дает эта школа, – связи.
Все идут туда ради связей. Не важно, сразу ли они отработают твои инвестиции. Но ты попадаешь в среду людей твоего уровня. Вот эта информация в десять раз важнее, чем конспекты.
Это не значит, что преподаватель, информация в MBA не важны! Важно понимать, что ты потом будешь делать с дипломом и иметь ответы на вопросы, почему ты идешь туда и тратишь немалые деньги: «Карьера. Сменить место работы. Папа послал. Выйти замуж», т.д. Ты должен для себя иметь ответы на важные вопросы, можешь никому и никогда не показывать лист бумаги, на котором ты записал цели.
Но ты должен быть честен перед самим собой, выработать настоящие мотивы для получения образования и им следовать.
Ты получишь знания, но никакая MBA тебе не может обеспечить успех. Большинство бизнес-изданий не затрагивает глубинную, личностную мотивацию.
Если ты молодая красивая девушка и у тебя стоит цель удачно выйти замуж, – что в этом плохого? Такие вещи надо писать в изданиях. Часто люди ищут ответы на свои вопросы не технические, а относящиеся к сфере эмоционального, глубоко личного. Мы – люди.
А о том, как выбрать подходящую систему образования, ответив себе на честные вопросы, мы продолжим говорить в следующей беседе.
Proman будет продолжать публиковать материалы о выдающемся ученом, педагоге и бизнесмене Украины – Владимире Спиваковском.