Проблемы с Boeing 737 Max унесли жизни 346 человек, кроме того они обошлись авиастроителю как минимум в 18,7 миллиарда долларов.
Ориентировочная стоимость кризиса, который Boeing изложил для инвесторов в январе, включает в себя 8,3 миллиардов долларов в качестве компенсации клиентам авиакомпании и 6,3 миллиарда долларов в виде увеличения расходов на строительство самолетов. Boeing замедлил производство, когда Федеральная авиационная администрация (ФАА) запретила полеты 737 Max, после второй из двух катастроф, и полностью прекратил его в январе. Компания заявила, что рассчитывает потратить на 4 миллиарда долларов больше, чем предполагалось ранее, на строительство самолетов, как только получит разрешение на это.
Многочисленные факторы могут еще больше увеличить расходы авиастроителя. Прежде всего, пока неизвестно, сможет ли компания заручиться одобрением ФАА на то, чтобы самолеты 737 Max снова ввели в эксплуатацию к середине года. Сейчас это под вопросом, учитывая новые проблемы, связанные с найденным мусором в топливных баках самолетов 737 Max. В ФАА заявили, что это одобрят воздушное судно, только когда будут уверены в его безопасности.
Чем дольше длится кризис, тем больше вероятность того, что авиакомпании отменят или отложат доставку заказанных ими самолетов, особенно теперь, когда индустрия находится на спаде из-за вспышки коронавируса. Недавнее падение цен на нефть, особенно цен на авиатопливо, снижает стимул для авиакомпаний покупать более экономичные 737 Max. И как только Boeing пропустит даты доставки на год, их клиенты смогут отменить или отложить покупку без уплаты штрафов. «Это дает возможность пересмотреть условия сделки и оказывает финансовое давление на Boeing», – сказал Ричард Абулафия, аэрокосмический аналитик из Teal Group.
Читайте также: Проблемы обнаружены в 70% проверенных самолетов Boeing 737 Max
Кроме того, Boeing планировал построить еще один самолет, который бы являлся конкурентом Airbus A321neo XLR. С этим самолетом компания должна была дебютировать в прошлом году, но авиастроителю пришлось переключить все внимание на то, чтоб вернуть 737 Max в воздух. «Что еще они могли сделать, если бы не кризис 737 Max? Что бы это значило в их конкуренции с Airbus?», – задается вопросом Рональд Эпштейн, аналитик Bank of America. «A321neo XLR справился очень хорошо. Boeing ничего не смог сделать».
Баланс Boeing остается сильным, отчасти потому, что компания смогла занять деньги на рынках капитала. Их долг в основном удвоился с конца марта 2019 года, увеличившись до 25,3 миллирада долларов в конце 2019 года с 12,6 миллиардов долларов. В феврале в Boeing сообщили, что подписали соглашение с ведущими банками страны о привлечении до 13 миллиардов долларов под новую кредитную линию. Хотя сделка имеет хорошую ставку, Boeing увеличит процентные расходы за счет заимствований.
Оценка стоимости кризиса не включают увеличение процентных расходов, которые Boeing придется заплатить за годы восстановления после кризиса. При этом оценка не включает стоимость судебных разбирательств. А среди них не только иски, поданные семьями жертв катастрофы, но и иски от акционеров и даже некоторых групп сотрудников авиакомпании, например, пилотов Southwest Airlines, которые хотят компенсировать потерю заработной платы.
Читайте также: Boeing выберет лучший летающий автомобиль. Кто получит миллион долларов?