Наталия Тищенко, управляющий партнер юридической компании Nobili, на онлайн-марафоне Big Money рассказала об особенностях процедуры банкротства в соответствии с новым законодательством. И почему нельзя бояться процедуры банкротства, особенно в кризис.
Моя компания на рынке уже 13 лет и занимается исключительно темой банкротства. Мы начали свою деятельность на «хайпе» 2008 года, когда массово начались банкротства. Затем прошли кризис 2014 года и понимаем все задачи, которые придутся на этот кризис.
Учитывая, что появилось новое законодательство, очень хочется рассказать о том, что ждет бизнес в этой связи и как это будет выглядеть на практике.
В ноябре у нас появился новый Кодекс Украины по процедурам банкротства, который сделал банкротство доступным для любого сегмента рынка. Появилось банкротство физических лиц, теперь нет сумм, ограничивающих вхождение в процедуру банкротства: раньше была сумма в 300 минимальных заработных плат, нужно было также получить решение суда. Ситуация была такова, что кредитор обходил все судебные инстанции, тратил кучу денег и времени, и часто оказывалось, что на предприятии уже ничего нет и все было выведено до этого момента.
На сегодняшний день этому инструменту банкротства установлен срок в три года, то есть любую сделку за три года до банкротства компании можно признать недействительной.
Приведу кейс в пример. Суть его была в том, что с кредитором не рассчитались: должны были 800 000 грн, ответ должника был такой: «долги платят только трусы». Далее пошел иск в рамках банкротства о признании договора недействительным по зданию: единственному активу, который был выведен до процедуры банкротства за месяц. После этого здание было возвращено в ликвид-массу, и собственник все-таки решил погасить долг за счет собственных средств. Угроза потеря здания стоимостью 3 000 000 дала старт расчетам по данной процедуре. Но скажу честно, что процедура не закончилась, потому что в деле появились новые кредиторы.
Ваш юрист в банкротстве не разбирается
Если поставщик вошел в процедуру банкротства
Во-первых, нужно во все вникать. Большинство компаний не вникают: появилась процедура банкротства, и оно «как-то там идет».
Во-вторых, нужно понимать, что ваш юрист в этом не разбирается. Я очень ответственно это говорю: процедура банкротства настолько специфическая, регулируется подзаконными актами, практикой Верховного суда, Высшего хозяйственного суда… В банкротстве разбираются только арбитражные управляющие.
Разберем условный кейс
У вас есть поставщик, который должен деньги либо поставку. Он заходит в процедуру банкротства. Что делать в первую очередь?
- Требовать документы и изучать их.
Процедура начинается с процедуры распоряжения имуществом и в этой же процедуре появляется арбитражный управляющий, назначаемый «рулеткой», как и судьи.
Вы обращаетесь к арбитражному управляющему и требуете документы. Как кредитор вы имеете на это право. Если же вы понимаете, что он делает какие-то не те вещи, возможно, он что-то нарушает, вы имеете право его заменить.
- Следить за предприятием.
Вы как кредитор должны обращать внимание на деятельность предприятия и понимать, что если предприятие выводит имущество или деньги со счетов, а вы в последствии не можете получить свои деньги обратно, надо делать выводы. Сразу же писать в суд ходатайство о наложении ареста на имущество. Писать весь набор документов, которые не позволят вывести имущество.
Получение денег обратно регулируется очередью, Кодексом Украины по процедуре банкротства, а не тем, кто первый напишет заявление.
На сегодняшний день Кодекс разрешает подать заявление кредитору в 30-дневный срок. В чем преимущество нового Кодекса? В том, что раньше тот, кто не подал заявление за этот месяц, он опоздал и становится в последнюю очередь.
Сейчас вы можете подать заявление позже, но вы лишаетесь голоса в комитете кредиторов.
На сегодняшний день ответственность бенефициара, также будет, если ее доказать: он тоже будет нести финансовую ответственность в случае, если у должника не хватит денег рассчитаться со всеми кредиторами. Но тут важен вопрос доказательной базы, она будет строиться в первую очередь на финансовом анализе арбитражного управляющего, который будет в вашем процессе.
Читайте по теме:
Вячеслав Климов, сооснователь “Новой Почты”: “Типичные ошибки во время кризиса 2020”
Что делать предприятию, которое хочет завершить свою деятельность
Прежде всего понять, что банкротство — это не что-то унизительное. Это рабочий инструмент для бизнеса. Он очень широко используется в Европе, но пока нет такого понимания. Вспомним Трампа, который банкротился четыре раза…
В этот кризис я думаю, мы неоднократно увидим банкротство физических лиц. Это не дешевая процедура, поэтому я думаю мы заметим только бенефициаров каких-либо серьезных компаний. Сейчас произошел очень серьезный «банкопад», поэтому ждем, что будет дальше.
Итак, во-первых, я рекомендую рассмотреть инструмент досудебной санации. В чем она заключается? Когда собственник понимает, что у него есть долги. Он должен собрать кредиторов и решить вопрос с отсрочкой своих долгов. Но кредиторов много, не все довольны, не все готовы ждать, а если еще налоговая инспекция выставляет санкции — это проблема.
Досудебная санация — когда должник сам пишет план санации, согласовывает с основными кредиторами и подает его в суд. Суд утверждает план санации и впоследствии должник получает все инструменты, которые идут в судебной санации: мораторий на взыскание долга, рассрочки, замена или продажа каких-либо ненужных активов и так далее.
Главное, чтобы был объявлен мораторий – каникулы. Не у всех есть способности договариваться. Особенно в кризис. Мы наблюдали такие ситуации, когда люди образованные, высокоорганизованные, но особенно в кризис это тяжелое испытание. И собственник кладет все документы на стол и говорит: все, оно мне все не нужно. А мораторий дает шанс сесть, подумать, все рассчитать и грамотно выйти из кризиса.
Сегодня собственник – банкрот, а завтра он будет открывать новый бизнес
Банкротство как законный инструмент
Банкротство — единственный законный инструмент выхода из рынка с долгами компании. Еще есть один важный момент: сегодня информационное пространство очень быстро изменяется. Мы можем узнать о каждом собственнике, о каждом руководителе достаточно быстро. Сравниваем 2008 год, 2014 год и понимаем, что «кидалова» будет меньше. Сегодня собственник – банкрот, а завтра он будет открывать новый бизнес, но у него уже будет определенная репутация.
Еще одно новшество — активы собственника продаются только через систему ProZorro. Больше нет ручных торгов с молотка, когда это делалось в некой отдаленной деревне, куда никто не мог доехать.
Очень частая практика, когда после банкротства собственник отдыхает, а потом через год генерирует более мощный, более успешный бизнес. Это у нас очень частые случаи, поэтому процедуру банкротства бояться не надо. Надо принять новую реальность, осознать, что это все — совершенно нормальная часть жизни бизнеса, честная и законная.
В ближайшем будущем, уверена, до наших бизнес-кругов дойдет это важное осознание.