Казалось, что из государственного предприятия сделать успешную инновационную компанию тяжелая задача. Но генеральный директор «Укрпошты» Игорь Смелянский считает по-другому. В ходе вебинара #PeopleManagementLiveTalk с Аленой Жупиковой, основательницей KA Group, он рассказал, как перестроить на новый формат работу 70 тысяч сотрудников, а также поделился своими стратегиями по достижению успеха, сделав «Укрпошту» лидером по экспортной поставке в мире.
Успех «Укрпошты»
Новая «Укрпошта» – это плод усилий всей команды, нынешней и прошлой. Но стоит упомянуть, что удача проекта состояла в том, что мне дали шанс доработать и реализовать планы. Начиная работать руководителем, мне предстояли процессы по высокой диджитализации и роботизации всех внутренних процессов. Однако система сильно сопротивляется и оказалось, что проблемы слишком глубоко. Лечение этой системы – тяжелая терапия.
Деятельность во время карантина
Сейчас утро на предприятии начинается с известий о том, не заболел ли кто-то и с постановки задач по предотвращению распространения вируса. К сожалению, у нас есть случаи заражения и даже смерти. Но было принято множество мер по обеспечению безопасности сотрудников – каждому выдали все необходимое для работы в таких условиях.
На предприятии провели операцию «Паски» – доставляли их уже освященными, чтобы люди не выходили из дома. Начали доставку лекарств, запустили прием платежей дома. За «Укрпоштой» – функция доставки пенсии 4 миллионам пенсионеров, а также частные посылки от бизнесов, перешедших в онлайн.
Организацию можно сравнить не только с почтами в Украине, но и в мире. Наша команда работает над тем, чтобы организовать бесперебойную доставку грузов туда, где остальные остановили свою деятельность: Испания, Франция, Корея, Китай. Нельзя себе позволить остановится: у нас тысячи рабочих мест.
Рабочие процессы, мотивация
Всегда радует, когда есть результаты и делаются приятные вещи. Из последнего – разослали открытки-поздравления ветеранам, которых в Украине 15 000 человек. До этого, за 3 дня запустили интернет-магазин для продажи пасок. Есть вещи, делающиеся для души, а есть – для бизнеса.
В команде «Укрпошты» работают люди, ищущие решения проблемы самостоятельно. Но и их нужно держать в напряжении: относится хорошо, и контролировать одновременно. Надо понимать, что причин не сделать гораздо больше, чем сделать. К кому-то надо найти подход, с кем-то попрощаться. Я постоянно коммуницирую с сотрудниками, объясняю свои действия. Открыто говорю о том, что сейчас кризис и незаменимых нет. На место тех, кто работал здесь 25 лет, есть много молодых и готовых решать проблемы сейчас.
Моя большая беда в том, что я играю против телевизора, где говорят, что все хорошо, что все будет выплачено. Я как руководитель государственного предприятия не поддерживаю такую политику. Я не про демократию, я про результат.
Сотрудник должен быть активным, выполнять свою работу под жестким контролем в рамках существующего законодательства. Самое важное качество – стрессоустойчивость. Второе важное качество – это человечность. Ты должен понимать, что от тебя зависит жизнь людей. Ну и гореть желанием достичь результата и не откладывать на потом.
Когда другие предприятия начали закрываться на карантин, мои сотрудники интересовались, почему мы работаем. Потом эта волна прошла и они радовались, что просто есть работа. Я пытался распределить команду, отправив в отпуск некоторых людей, чтобы был резерв на случай, если кто-то заболевает или есть подозрения на коронавирус в отделении.
Корпоративная культура
Наша корпоративная культура в процессе трансформации. Как только уйдут те, кто привык работать с плохой, появятся те, кто хотят работать с хорошей. Нужно культивировать успешность. Даже с этим приходится бороться, не говоря уже о пережитках «совка».
Несмотря на то, что у каждого почтальона есть своя система вознаграждения, компания платит за каждую посылку, плюс платеж. Есть те, кто зарабатывает неплохие деньги, но они не хотят огласки, чтобы это не повлияло на других. Необходимо стараться культивировать «лучшесть»: что предприятие сможет стать цифровым, выжить и к тому же платить хорошие зарплаты, если тут будут работать активные продуктивные сотрудники.
Что ждать бизнесу после карантина в Украине
Те, кто будет быстро бежать и быстро адаптироваться – выживут. Здесь нет других секретов. Необходимо учитывать присутствие карантина и тот факт, что он изменит поведенческие привычки людей. И под них необходимо менять бизнес-модель. «Укрпошта» со своей стороны будет стараться помочь бизнесам доставлять товары даже в глубинку. Когда ослабят карантин, мы запустим экспортные школы, где люди смогут обучаться продавать на Amazon и Ebay. Это может стать возможностью начать бизнес или поднять его при помощи международных доставок. Они станут клиентами компании, и это перерастет во взаимовыгодное сотрудничество. Экспорт в Украине – это 350 миллионов долларов уже сегодня. Стоит учитывать, что «Укрпошта» также часть большого глобального рынка.
Развитие мышления
Если сравнивать с Кремниевой долиной, то в Украине политика играет против нас. Тотального мгновенного изменения в головах ждать не стоит. Учитывая поведенческие привычки украинцев, стоит ожидать сложного постепенного процесса. Сознательных и прогрессивных будет лишь небольшая группа людей, запускающих более радикальные процессы.
Мы не рассчитываем на Китай, потому что есть барьер в общении, в отличие от стран, где знают английский язык. Немногие индивидуальные примеры успешных компаний будут постепенно подталкивать ту небольшую часть людей, способную вывести страну из кризиса. Их количество, скорее всего, увеличится, и они будут попадать в органы управления, так как довольно сложно все время идти против течения. И детям в школе надо показывать правильные примеры успеха.
Джек Ма – основатель Alibaba говорит о том, что ему интересней общаться с людьми, которые что-то потеряли, потому что из их опыта можно извлечь урок. Лучше что-то попробовать и иметь результат, чем не пробовать вообще. Задайте себе вопрос «Что случится, если вы не попробуете?». Потерянные деньги, к примеру, всегда можно заработать.
Что касается собственных ошибок, то за последнее время – это кадровые ошибки. Необходимо было обновлять состав. Также присутствует фактор: «Все умные задним числом». Если было бы понимание, что в некоторых селах нет интернета – то, что-то сделал бы по-другому.
Перед директорами компаний сейчас стоит очень сложный выбор. Очевидно, что и «Укрпошта» опустилась в позициях по определенным финансовым показателям. Но есть инвестиции в будущее. И есть выбор: сократить расходы на будущее и прибавить в кадровый бюджет, или уменьшить последний и не отказываться от перспективы. Я всегда жалею о скорости, потому что я всегда хочу реализовать все быстрее, а иногда делаю с опозданием. Но, когда уже есть определенный опыт, приходит и умение просчитывать на несколько шагов вперед.
Читайте по теме:
СЕО Фонда Елены Пинчук: на плаву останутся гибкие и адаптивные
Вернутся ли пользователи в оффлайн?
Сейчас количество просмотра вебинаров снизилось. И скорее всего, что после карантина люди будут больше поддерживать живое общение. Однако, полностью оффлайн не вернется. В условиях сокращения бюджетов, если компании могут провести конференцию в Zoom, то они будут это делать. Не отрицаю ситуации, когда необходимы личные встречи.
Что касается повторного всплеска эпидемии, мы сейчас готовимся к осени, наблюдаем за циркуляцией посылок. Необходимо учитывать многофакторность каждой ситуации, являющейся последствиями карантина. Как и у любого другого бизнеса, в планах – адаптировать свою модель к меньшему количеству сотрудников, а в идеале – к бесконтактному пользованию. Есть цель сделать почтовые ящики функциональными, чтобы в них можно было бесконтактно доставить то, что необходимо клиенту, в т.ч. еду или лекарства.
Технологические инновационные изменения
В планах внедрить роботизированные терминалы. Будет убрано 80% ІТ-систем в пользу новых. Каждый почтальон получит смартфон со всеми необходимыми функциями. Цель забыть о сообщении: «Вас ожидает посылка в отделении». Вместо этого – ящик с вашим QR-кодом, который сотрудник просканирует, и пользователь получит push-уведомление в тот же момент.
Надеюсь, что примут закон о разрешении заводить почтовые банковские счета, так как 40% населения не имеют банковских аккаунтов. Кроме того, мы планируем запуск программы передвижных отделений. Их работа состоит в том, чтобы в конце дня приезжать на базу и там переводить все данные в цифровой формат. Мы к этому идем. К декабрю 2021 года стремимся максимально минимизировать количество бумаги в «Укрпоште».