28 апреля вступил в силу Закон “О финансовом мониторинге”. В предыдущем материале с управляющим партнером “Бентамс аудит” Светланой Слугиной мы разобрались в его основных моментах, ключевых фактах, новых требованиях и исключениях из правил. Сегодня мы продолжаем подробный анализ Закона, субъектах и операциях, подлежащих финансовому мониторингу, учитывая уже имеющиеся знания о финансовых взаимодействиях, с учетом новых правил игры.
Суть финансового мониторинга
Финансовый мониторинг — это комплекс мер, которые вводятся государством для раскрытия и противодействия сомнительным денежным потокам. Как правило, эти потоки связаны с определенными действиями:
– финансированием распространения оружия массового поражения;
– отмыванием (легализацией) денежных средств, полученных преступным путем;
– финансированием терроризма.
Основной массы бизнесменов и предпринимателей касается второй пункт — отмывание (легализация) денежных средств. Согласно новому Закону, под финансовый мониторинг попадают все рисковые операции клиентов на сумму свыше 400 тысяч грн.
Кто является субъектом финансового мониторинга?
В перечень субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) еще до принятия Закона входили банки, страховщики, ломбарды, платежные системы, биржи, нотариусы, адвокаты и аудиторы.
С новым Законом в этот перечень добавляются:
- бухгалтеры;
- налоговые консультанты;
- адвокаты индивидуальной практики;
- консультанты в сфере купли-продажи недвижимости и поставщики услуг, связанные с оборотом виртуальных активов;
- лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности и управлению юридическими лицами;
- юристы ФОП, оказывающие бухгалтерские услуги.
Исключение — выполнение таких обязанностей в рамках трудового договора с предприятием. В Законе указано: “Бухгалтеры, субъекты хозяйствования, которые оказывают услуги по бухгалтерскому учету”. Иными словами, это могут быть:
- независимые специалисты по бухгалтерскому учету, зарегистрированные как предприниматели без создания юридического лица;
- самозанятые лица, осуществляющие деятельность в сфере бухучета по гражданско-правовым договорам;
- юридические лица СПД, ведущие бухгалтерский учет.
Физические лица, выполняющие точечные услуги по бухучету, не являются бухгалтерами.
Таким образом, норма “Закона о финансовом мониторинге” по сути коснется не бухгалтеров (если они являются сотрудниками предприятий, а не ФОП), не физлиц, а только юрлиц ФОП, оказывающих бухгалтерские услуги, и бухгалтеров-предпринимателей.
Причем если у юридического лица или предпринимателя есть заявленный КВЭД на ведение бухучета, но по факту он таких услуг не оказывает, то эта норма Закона его тоже не касается, потому что важным является именно факт оказания услуг, а не намерение.
Признаки рисковых операций
Кроме того, что увеличена пороговая сумма финансовой операции, подлежащая обязательному финмониторингу, новый Закон уменьшил количество признаков, по которым финансовая операция подлежит обязательному мониторингу. К ним относятся:
- операции с участием офшоров;
- операции с участием ПЭПов (публичные люди, политики и члены их семей);
- операции с наличными средствами;
- операции с лицами, которые имеют место регистрации в странах, внесенных в “черный” список, связанный с легализацией (отмыванием) денег, финансированием терроризма и распространением оружия.
Действия ФОПов и ответственность
Согласно Закону, ФОПы и юрфирмы, которые ведут бухучет, обязаны встать на учет в Госфинмониторинг. Это прописано в ч. 2 ст. 8 Закона.
Новых нормативных актов по постановке на учет пока не существует. Кабмину необходимо в течение трех месяцев с момента принятия Закона привести нормативные акты в соответствие с новым Законом.
А пока они не приняты, СПФМ рекомендовано регистрироваться и предоставлять информацию в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины от 05.08.2015 № 552* (“Порядок представления информации для взятия на учет (снятие с учета) субъектов первичного финансового мониторинга”) и приказа Министерства финансов Украины от 29.01.2016 № 24** (“Об утверждении форм учета и представления информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга, и инструкции относительно их заполнения”).
Читайте по теме: Что ждет денежные переводы с 28 апреля – аудитор
СПФМ при постановке на учет обязаны подавать “Форму учета субъекта первичного финансового мониторинга”.
Штрафы для руководящих лиц за несоблюдение требований Закона стартуют от 5,1 и до 34 тысяч грн.
За неподачу в Госфинмониторинг информации предприятиям и предпринимателям грозит штраф до 340 тысяч грн.
На что обращать внимание при проведении финмониторинга?
Госфинмониторинг требует обращать внимание и сообщать о подозрительных операциях, таких как:
- операции с векселями;
- дорогой экспорт или дешевый импорт;
- перечисление благотворительной помощи;
- продажа по цене дороже рыночной;
- покупка товаров (услуг) по цене дороже рыночной;
- возвратная финансовая помощь;
- транспортные, ремонтные, юридические или консалтинговые услуги;
- бестоварные операции и т. д.
Выводы, насколько успешной будет работа финмониторинга по новым правилам, делать будем, когда они заработают. Но то, что ФОПам юристам и бухгалтерам значительно прибавится работы, обязанностей, отчетности и ответственности — очевидно. С каждым вновь принятым нормативным актом привлекательность упрощенной формы ведения учета для предпринимателей уменьшается в разы. По сути стирается грань между общей системой учета и упрощенной.
*Кабiнет Мiнiстрiв України. Постанова вiд 5 серпня 2015 р. № 552 “Деякi питання органiзацiї фiнансового монiторингу”.
** Мiнiстерство фiнансiв України. Наказ від 29.01.2016 р. № 24 “Про затвердження форм облiку та подання iнформацiї, пов`язаної iз здiйсненням фiнансового монiторингу, та iнструкцiї щодо їх заповнення”.
Напомним, ранее аудитор назвала подводные камни скандального закона № 1210.