Сегодня, в период экономического кризиса и вынужденного локдауна — изоляции на время карантина, рост показателей депрессии и высокий уровень тревожности — одна из главных проблем психического здоровья человека. С чем связаны неврозы, как вернуть себе эмоциональную устойчивость, какие книги стоит почитать и почему при первых неприятных симптомах нужно обращаться к специалисту — рассказывает Виктор Первый, врач-психиатр клиники “Медикал Плаза” (г. Днепр), психотерапевт с 27-летним стажем, доктор медицинских наук, член Ассоциации психотерапевтов и психоаналитиков Украины.
Проблема современных бизнесменов во всем мире — хроническая неспособность расслабляться. Несмотря на финансовую независимость, доступ к качественному отдыху, хорошим заведениям, развлечениям, предприниматели не могут полностью избавиться от напряжения. А в разгар мирового экономического кризиса и подавно.
Современные люди разучились отдыхать. Никто не учит тому, как расслабляться. Большинство популярных тренингов нацелены на то, чтобы стимулировать и мотивировать человека на продуктивную работу, а вот как правильно расслабляться, не учит никто. Между тем, мозг такой же “мускульный” орган человеческого тела, как и остальные, и он поддается тренировке и нуждается как в нагрузках, так и в отдыхе.
Избежать стресса сегодня невозможно — он повсюду. И если стресса нет извне, мы находим его внутри себя. А сопутствующая тревога — один из феноменов, который запускает основной каскад любых невротических расстройств, будь то вегетативная соматоформная дисфункция (вегетососудистая дистония. — Ред.), паническое расстройство или депрессивное состояние невротического уровня. Тревога есть везде, она является осевым симптомом невроза.
По моему опыту, у деловых людей не так часто случаются депрессивные расстройства, как проявляется тревожная симптоматика. Часто встречаются панические атаки, к чему приводит хронический стресс. Невроз у любого умного человека — это “горе от ума”: чем умнее человек, тем выше вероятность какой-то невротической декомпенсации.
Присущий таким людям перфекционизм, повышенная требовательность проявляется везде — в работе, дома, в отношении к другим и к себе. Родные часто обвиняют их в том, что это “деспоты и тираны”. Но важно понимать, что делают это невротики абсолютно бессознательно.
“Не читайте форумы и не ставьте себе диагноз самостоятельно”
Неврозы сейчас молодеют. То, что люди стали меньше читать, играет на руку невротической симптоматике. Когда человек читает, в его рассуждениях и поведении больше логики, чем эмоций. Но современные люди больше ориентированы на картинку, на впечатление, то есть логических операций у них меньше и больше эмоциональных всплесков.
Люди на территории постсоветского пространства боятся слов “психиатр” и “психотерапевт”. Страшатся утратить в глазах окружающих свой социально приемлемый статус, поэтому такие вещи, как необходимость обратиться к специалисту, тщательно скрывают. Тратят огромное количество сил на утаивание проблемы, делают все возможное, чтобы никто не догадался о их депрессии, тревоге.
Читайте по теме: Первые «звоночки» депрессии: психиатр назвала симптомы, на которые каждому нужно обратить внимание
Симптоматика расстройств редко существует в чистом виде. Обязательно присутствуют компоненты из другого полюса. Так, депрессивный фон может наблюдаться и при панических атаках. Существует отдельный диагноз — смешанное тревожно-депрессивное расстройство, который сейчас часто встречается.
Классическое паническое расстройство часто напоминает клиническую картину некоторых соматических болезней, к примеру, хроническую сердечно-сосудистую недостаточность. Потому что при панической атаке прежде всего наблюдаются или тахикардия, или брадикардия (ускорение или замедление частоты сердечных сокращений). Естественно, человека это сильно пугает. Как минимум в 60% таких случаев присоединяется танатофобия — навязчивый страх смерти.
Он фиксируется, и в дальнейшем любое ускорение ритма сердца мгновенно провоцирует реакцию оживления страха. Человек постоянно ждет повтора этих приступов, но чем дольше он пытается сопротивляться, тем сильнее его охватывает тревожная симптоматика. Проходит время, он адаптируется, ведь уже знает примерно, когда будет этот приступ. Пытается уединиться, создать комфортные условия, чтобы сносно пережить очередной эпизод.
В скором времени включается такой феномен. Состояние относительного психического спокойствия начинает его пугать, мол, затишье перед бурей и после этого “хорошо” будет какое-то “очень-очень плохо”. Люди начинают себя изматывать. Происходит то, что Карен Хорни (австро-американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма; 1885-1952. — Ред.) описала как “невротическая игра в катастрофу”. То есть наблюдается катастрофизация событий в прогнозе.
“Пациенты боятся говорить о своей алиенофобии — страхе сойти с ума”
Есть еще одна фобия, о которой не любят говорить пациенты. Специалисты, работающие в области пограничной психиатрии, знают, что одним из ведущих эквивалентов любого тревожного расстройства, особенно панического, является тщательно скрываемый от окружающих страх сойти с ума (алиенофобия). Этот страх усердно утаивают, пока врач сам не начнет его “вытаскивать”, и если его не проработать, резких прорывов в терапии ждать не приходится.
Внутренние конфликты есть у всех. Некоторые из них дезактуализируются со временем, другие — напротив, хронифицируются.
При появлении первых тревожных симптомов стоит обратиться к специалисту. Главное: ни в коем случае не изучайте информацию в интернете, не ставьте себе диагноз самостоятельно! Не читайте то, что пишут на форумах, особенно пациенты. Не забывайте, среди них много людей с так называемыми эндогенными заболеваниями (шизофрения, биполярное аффективное расстройство), и такие случаи не релевантны конкретным невротическим расстройствам.
При неврозах мы стараемся минимизировать фармакологическую коррекцию и выводить пациента на то, что ему надо работать либо с психотерапевтом, либо самостоятельно прорабатывать эти вещи. С помощью препаратов невозможно решить базовые вопросы. Лишь в отдельных случаях, когда человеку надо дать передохнуть и восстановить нарушенный биохимический баланс, могут назначаться анксиолитики и антидепрессанты. При этом дозировка назначается меньше той, что указана в аннотации к препарату, где подразумеваются так называемые средние терапевтические дозы.
Как изящно в свое время пошутил Альфред Адлер (австрийский психолог, психиатр и мыслитель; 1870-1937. — Ред.), невротик сначала идет к психотерапевту не для того, чтобы ликвидировать невроз, а для того, чтоб его усовершенствовать. Действительно, попытки манипулировать специалистом на первых порах часто имеют место в практике. К тому же людям сложно четко сформулировать проблему.
“20% пациентов нужен лишь толчок, чтоб они начали двигаться самостоятельно”
Часто бывает так: человек считает, что у него есть мегапроблема, которая является “корнем зла”, и если ее решить — станет хорошо. Но по факту описанная им симптоматика — это уже следствие, а причина совсем в другом. Образно говоря, наша задача — перекрыть подачу электричества с генератора напряжения на этот симптомокомплекс. Тогда человеку становится легче, так мы высвобождаем его из цепких лап невроза.
Надо помнить, что в кабинете психотерапевта, как говорил Эркюль Пуаро, мы либо говорим все, либо не начинаем разговор вообще. Если человек настроен говорить намеками и недоговаривать, то ничего хорошего из этого не получится. Это не работа, а “игра в психотерапию”. У психотерапевта не нужно раскрывать свои паспортные данные: никто у вас этого не спросит в частных клиниках, вы можете оставаться инкогнито, если пожелаете.
Не обязательно говорить со специалистом языком терминов. Можно просто прийти и сказать: “Я не смогу грамотно сформулировать, что со мной”. И описать все своими словами. Диагностическое интервью помогает выявить, структурировать, обозначить и предложить разные варианты работы. Тем более что арсенал терапевтического воздействия огромен.
“Всегда рекомендую пациентам полезные фильмы и книги”
Я считаю, если человек уже зашел в кабинет к психотерапевту, то как минимум на 30% победил свое состояние. Это не так-то просто: совладав со страхом, разрешить себе приоткрыть завесу своей “невротической тайны” перед посторонним лицом. Но по моему опыту, примерно каждому пятому пациенту нужен только толчок, чтобы он начал двигаться самостоятельно. Например, порекомендовать почитать полезную литературу.
Я рекомендую всем пациентам, чтобы они помимо терапии кое-что читали самостоятельно. Если вы проводите много времени в дороге, за рулем — подойдут аудиокниги. Назову трех авторов и их работы, которые точно будут полезны.
Читайте по теме: Негативное мышление повышает риск болезни Альцгеймера —ученые
Панорамное описание всей невротической композиции мы можем встретить только у Карен Хорни. Она полномасштабно, в четырех книгах описывает все происходящее в неврозе. Как он формируется, как проявляется, как может хронифицироваться, как декомпенсироваться. Ее четыре работы:
Невротическая личность нашего времени
В работе предложен эффективный алгоритм анализа и преодоления внутренних комплексов и конфликтов.
Невроз и личностный рост
Автор демонстрирует, что искусственные стратегии защиты, изобретаемые человеком, – не что иное, как инструмент, помогающий личности справляться с тревогой, которую порождают отсутствие ощущения безопасности, любви и признания.
Самоанализ
Практическое руководство по психоанализу, помогающее людям преодолевать внутренние проблемы. Одна из основных работ ученого-психоаналитика. Актуальна для всех нас, независимо от возраста и поколения.
Наши внутренние конфликты
Книга является завершающей в серии о теории невроза, в ней рассматриваются определенные приемы: как грамотно анализировать происходящее внутри психического аппарата для того, чтобы не перегружаться чувством вины и стыда.
Следующий автор — Эрих Фромм. У него огромнейшее наследие, но две центральные книги:
Бегство от свободы
Возможно ли исцеление при помощи силы мысли? Научные исследования, основанные на открытиях в области нейробиологии, психологии, гипноза, доказали: мозг не воспринимает разницу между воображаемым переживанием и реальностью.
Анатомия человеческой деструктивности
Философское переосмысление природы агрессивности и разрушительного начала в личности, социуме и в истории.
Это работы с более философским взглядом, глубокие и панорамные. Если Хорни углубляется в анатомию, каркас невроза, то Фромм описывает глобалистические процессы — что происходит с личностью в условиях рыночной экономики. Для Украины это сейчас особенно актуально.
“Психотерапевтический потенциал заложен в любом акте человеческих взаимоотношений”
Третий автор — Ирвин Ялом. У него тонкое чувство юмора. К тому же он упрощает задачу читателю, приводя свои работы в более литературный формат в виде новелл, эссе или романов. Читайте:
Лжец на кушетке
Эрнесту нравилось быть психотерапевтом. День за днем пациенты открывали ему самые сокровенные тайники своей жизни. Книга не перегружена терминологией, очень легко и интересно написана.
Когда Ницше плакал
Вена XIX в преддверии зарождения психоанализа. Один из лучших психотерапевтических романов.
Жизнь без страха смерти
Работа о страхе смерти и практическая инструкция по борьбе с этой проблемой.
Помимо книг я настоятельно советую читать афоризмы. Они дисциплинируют мышление. Если вы занимаетесь бизнесом, есть необходимость полчаса в день посвящать простому просмотру (хотя бы по диагонали) афоризмов, а в процессе отобрать для себя парочку фаворитов. Не надо зубрить их наизусть — просто скопируйте в блокнот, все само отложится в памяти.
Так снимается нагрузка с эмоционального компонента мышления. Для человека, который работает в бизнесе, время — деньги. Он всегда должен быть четким, последовательным и логически взвешенным. А это может воспитываться на афористических высказываниях. Так тренируется способность четко формулировать свои задачи, цели, мысли, заключения.
Читайте по теме: Без врача: названы 5 естественных способов улучшить свое психическое здоровье
Из фильмов рекомендую “Малыш” с Брюсом Уиллисом. В картине нам демонстрируют, что опыт прошлого никуда не девается, просто со временем болезненные ассоциации обрываются, и человек иногда не может понять, где корни его нынешнего состояния.
Еще один фильм, который достойно снят, — “Кушетка в Нью-Йорке”. Там показана хорошая идея о том, что психотерапевтический потенциал заложен в любом акте человеческих взаимоотношений. То есть люди могут не мыслить как психоаналитики и не говорить на их языке, но в то же время оказывать психотерапевтическое воздействие. Негативное или позитивное — другой вопрос, но так или иначе это факт.
“Делайте разминки и дыхательные упражнения”
Для поддержания бодрости духа делайте дыхательные упражнения. Они необходимы любому человеку — даже без психической патологии.
Во-первых, синхронизация дыхания снимает нагрузку с коры головного мозга, становится комфортнее. Во-вторых, так блокируется появление тахикардии или брадикардии, выравнивается дыхание.
Любые дыхательные техники, которые предлагаются в восточных единоборствах (кунг-фу, дзюдо, карате), — это эффективно. Цигун — тоже замечательно. А вот с йогой нужно быть осторожным: она подходит далеко не всем.
Что касается физических нагрузок, то нужно хотя бы периодически вставать и разминаться в течение дня: потянуться, нагнуться, присесть, в конце концов. Походы в спортзал — это замечательно, но для гармонизации психических процессов этого недостаточно.