Авто
Экзамен, спасающий жизни. Что нужно пройти, чтобы получить водительское удостоверение в Норвегии
В Украине уровень смертности от ДТП – один из наиболее высоких в Европе. С 2011 года в нашей стране произошло 170 тысяч автомобильных аварий, в которых погибло почти 27 тысяч человек.
Среди причин могут называться плохие дороги, необустроенные дорожные переходы и так далее. Но не меньше аварий происходят из-за отсутствия культуры вождения и владение водительскими правами людьми, которым велосипед доверить страшно, не то, что автомобиль.
В Норвегии права не купишь, зато надо запастись деньгами на психолога, который понадобится после окончания автошколы. Большие пластмассовые лоси, масло на дорогах, проведение показательных аварий с участием манекенов и опыты по физике – только часть из того, что увидит начинающий автомобилист.
Украинец, живущий в ОслоАлександр Седышев поделился своим опытом получения прав в Норвегии. После его рассказа понимаешь, почему аварий в этой стране меньше, а пьяные мажоры не устраивают гонки, сбивая людей. Публикуем его пост без изменений.
Все заново
Расскажу немного об опыте получения водительских прав в Норвегии.
В Норвегии использовать украинские права можно всего три месяца. Потом сдавай и теорию, и практику с нуля. Поначалу мне это очень не нравилось. Во-первых, это дорого, это очень дорого, это неприлично дорого. Во-вторых, это занимает несколько месяцев.
В общем, поворчал немного, что-то вроде: «Чем вам наши права не нравятся?», «Три месяца значит умел водить, а тут вдруг разучился?». Но в чужой монастырь со своим уставом не лезут. И я пошел в школу. Поначалу было немного завышенное мнение. Мол, дайте я вам покажу, что умею водить – и отстаньте от меня. Но никто такой опции не предоставляет. Все заново от А до Я.
Про теорию рассказывать особо не интересно. Читаешь, заучиваешь и сдаешь. Экзамен — 45 вопросов. Можно сделать 7 ошибок. Все без проблем.
А вот практика — это конечно… есть, о чем написать. Целая наука! Расскажу о том, что запомнилось.
Первая медицинская помощь
На занятии рассказывают, что нужно делать в случае, если ты стал свидетелем аварии. Кстати, если ты проехал мимо аварии и не остановился помочь – тюрьма и лишение прав. Были подобные случаи.
На уроке зазубривают наизусть алгоритм. Увидел аварию. Остановился. Надел жилет. Вышел. Поставил треугольник. Убедился в безопасности места аварии от новых аварий. И только после этого бежишь, осматриваешь пострадавших.
Звонишь 113. Существует даже мобильное приложение с одной большой красной кнопкой. Нажимаешь, и служба уже видит, где ты находишься на карте и т.д. Службе нужно ответить всего на три вопроса. Как тебя зовут, где ты находишься и сколько пострадавших (если они в сознании, то на что они жаловались). И все!
Я думал, что нас будут учить оказывать первую помощь. Не было этого. Считается, что неопытный человек чаще может навредить, чем спасти (помогать только в исключительных ситуациях). Скорая помощь приезжает очень быстро, на это и рассчитано. А сам лучше не лезь. Кстати, сам был свидетелем, как пробка на дороге рассасывалась по сторонам, давая проехать «скорой помощи» посередине.
Практика
Потом после теории была практика. Разделились на две группы. Одни разыгрывали пострадавших в машине, а остальные училась спасать. Нужно было оперативно выполнить все шаги выученного алгоритма действий. Расспросить пострадавших что болит, а потом позвонить в скорую.
Были постоянные «косяки», казалось бы, в элементарных вещах и приходилось повторять несколько раз. Например, одна из основных причин смертей в авариях – внутреннее кровотечение. Если человек жалуется на боль в животе и просит пить, то пить ни в коем случае не давать.
Если человек без сознания – мы учились фиксировать правильно голову чтобы освободить дыхательные пути. Ну и кучу еще разных нюансов. Очень познавательно.
Вождение на скользкой дороге
Существуют специальные оборудованные площадки, где дороги измазаны маслом для скольжения.
Сперва учились чувствовать на своей шкуре, как это, когда машину заносит и что нужно для этого делать. Например, на одном повороте при 40 км/час я проехал нормально, а уже при 45 км/час – вынесло с полосы на встречку. У водителей был специальный пульт, с помощью которого на дорогу выезжал из кустов пластмассовый лось, человек или машина.
Нужно было вовремя среагировать и объехать. Повторяли много раз на разных скоростях. При определенной скорости, ты уже понимал, что не успеваешь среагировать и сбивал условного лося или человека. Или наоборот, успевал крутануть руль, но тебя заносило и терялся контроль над управлением.
Постепенно после N-ной попытки начало получаться. Практиковали скользкие поверхности на подъеме и на спуске. И многое другое.
Засекали за сколько секунд машина разгоняется до 80. Для того, чтобы уметь определять, сколько у тебя есть времени, чтобы выехать со второстепенной дороги на главную и никому не мешать.
Уметь рассчитывать дистанции до ближайших машин. Стоит выезжать или все же не успеешь и лучше пропустить.
В Конце даже дали попробовать, (больше для развлекухи) полицейский разворот — мне понравилось).
Наглядные примеры
Зачем нужен ремень безопасности. Имитировали столкновение. Садились в макет салона машины, пристегивались. Машина под углом (приблизительно 25-30 градусов) съезжала по рельсам (пару метров) и резко останавливалась. Ощущения были очень неприятные. Резкий рывок туловища вперед и ремень прямо впивался в туловище.
Потом спросили, мол, как вы думаете, с какой скоростью вы ехали. Я подумал, что ну точно километров 60, а оказалось всего лишь 10 или 15. Еще раз повторюсь – при резкой остановке было очень неприятно, что уж говорить о более высоких скоростях.
Подголовники. Показали с помощью макета на пружине, что происходит с головой во время столкновения авто с подголовником и без него. Очень наглядно.
Наука
Немного науки. Чем масса отличается от веса. Иными словами, вес твоей головы в покое одно, а вес в движении гораздо больше, в разы. Дали подержать макет головы (приблизительно 5 кг). Становились на различные специальные весы – сколько ты весишь при 30 км/час, при 60 при 90. У меня и за тонну зашкаливало)
Поиграли в куколки. Нужно было показать инструктору, что ты умеешь усаживать ребенка в детское кресло. И вообще, умеешь с креслом работать. Не умеешь – учись прямо сейчас. Вместо ребенка была кукла. Да и с куклой легче. Настоящий орал бы наверняка и уссался бы еще. Учились правильно крепить велосипед сзади машины. Тут это очень популярно.
Езда в темное время суток
Показывали на примерах, играясь с ближним и дальним светом, как хорошо видно человека в темной одежде и в светоотражающем жилете. Показывали на разных скоростях различные комбинации. Вроде ты это все знаешь и читал, и видел. Но все равно преподаватели знали, как наглядно показать еще раз, казалось бы, очевидные вещи. В некоторых школах даже использовали манекен в темной одежде, который сбивали (для всех сидящих это был сюрприз, кроме инструктора конечно же).
Выводы такие: Ночью в темном не ходить. Носить светоотражающие брелоки и жилеты. Кстати, все поголовно и носят. Надевают на собак. Велосипедистов даже оштрафовать могут.
Другие нюансы
Несмотря на всю мою самоуверенность и браваду, что, мол, чего меня учить, я и так уже столько лет водил машины. Но «щемили» меня преподаватели будь здоров. Заставляли переучивать и выполнять до совершенства любые мелочи и отучали от вредных привычек.
Особые трудности были даже с такими элементарными вещами как помеха справа (порой в Норвегии это тяжело определить), круговые движения, как своевременно перестраиваться, уметь анализировать дорожную ситуацию заранее и т.д. И так раз за разом. Дорожная обстановка новая, непривычная.
Учись или плати
Я концентрируюсь на чем-то одном, но упускаю из вида другие вещи. Так как каждое занятие очень дорогое, то садился и просматривал видеоролики, прогонял все эти ситуации еще раз в голове, чтобы уже в следующий раз у инструктора к тебе не было замечаний и тогда тебя допускали к следующему уровню.
Велосипедисты тоже люди
Совсем не было привычки к тому, что здесь везде есть велосипедные дорожки и что велосипеды тоже люди (т.е. равноправные участники движения). Я очень часто забывал проверять их наличие или отсутствие. Раз машин нет, то можно ехать. А что это за хруст? Ах да, про велосипедиста я забыл) Но тут так нельзя.
Были и смешные случаи. Я всегда знал, что у инструктора две педали (тормоз и сцепление). В один день, когда я особо и не жал на газ, машина вдруг резко стала набирать скорость. Через секунду я конечно сообразил в чем дело, но эта секунда стоила мне седых волос. Оказывается, у инструктора тоже есть педаль газа)
Тоже интересно то, что тут заставляют думать не только о машинах, которые впереди, но и о задних тоже. Т.е. если сзади едет редиска, который ни фига не соблюдает дистанцию, то это и твои проблемы тоже. Ты должен своими маневрами исправить эту ситуацию (но не так как у нас это делают).
Дети и природа
Понравилось, как учат школьников. Маленькая девочка, стоявшая перед пешеходным переходом, не спешила переходить и ждала «зрительного контакта» с водителем, и лишь убедившись, что водитель на нее посмотрел. Оба друг друга видят — она начала переходить пешеходный переход.
В Норвегии большое внимание уделяется заботе об окружающей среде и количеству выбросов выхлопных газов. Расходуй бензин экономно! Соответственно нужно уметь ездить на правильной скорости, лишний раз не выжимать сцепление (с этим у меня были большие проблемы), использовать нужную скорость, резко не тормозить и не газовать. Инструкторы об этом помнят и постоянно говорят. В теории кстати тоже попадаются вопросы на эту тему.
Штрафы за превышение скорости. На 5 км/час — 90 баксов и так далее, может достигать 1300 баксов. Красный свет тоже около штуки баксов.
Экзамен
Сам экзамен автоматизирован. Выбираешь на сайте время и место. Бронируешь и идешь сдаешь. Экзамен проходит полтора часа со всеми парковками, обгонами, и т.д. В течении всего экзамена экзаменатор постоянно что-то записывает на планшете.
Ошибки делятся на мелкие, средние и грубые. Тебе предоставляется потом полный отчет о твоем вождении, все замечания и комментарии. В результате тебе говорят сдал или нет. Водительские права приходят через день, по почте, конвертом.
Эпилог
Кстати первые два года вождения самые «стремные» – при любом серьезном нарушении – права забираются и заставляют проходить и теорию и практику заново. А я уже говорил, что это неприлично дорого и долго. Поэтому эти два года должен ездить тише воды, ниже травы. Можно вообще два года подождать) Потом уже наказания помягче.
После того, как получил права — чувствуешь себя как как выжатый лимон. И устал, но и доволен, что это издевательство наконец-то закончилось.
Авто
Что происходит в мировом автопроме: какая марка признана самой надежной, и почему все помешались на кроссоверах
Где продается больше всего автомобилей, какая марка признана самой надежной, зачем Volkswagen потребовалось сажать обезьян в газовые камеры и почему Илон Маск остался без зарплаты в Tesla ?
Forbes рассказал о важнейших событиях в мировом автопроме.
Самые популярные в мире машины
Люди помешались на кроссоверах: это самый быстрорастущий класс, проникший во все сегменты рынка, включая люкс — где он успешно теснит классические лимузины и спорткары. Кроссовер Jaguar, кроссовер Porsche, Bentley — кажется, мы живем в эпоху господства SUV. Однако если взглянуть на глобальные продажи, картина иная.
Бал, как и раньше, правит седан Toyota Corolla: 1 225 000 проданных машин. На втором месте полноразмерный пикап Ford F-Series — 1 076 000 единиц. Замыкает тройку Volkswagen Golf – 925 000 проданных машин. Кроссовер Toyota RAV4, опередив лидера прошлых лет Honda CR-V, занимает лишь четвертую строчку — 807 000 автомобилей.
Читайте по теме:
Почему машина не заводится в мороз: "золотые" советы по эксплуатации автомобиля зимой
Опыты над животными и гиганты индустрии
Toyota, Ford и Volkswagen являются крупнейшими производителями: в 2017 году они выпустили 8, 7 и 6 млн автомобилей, соответственно. Но вот из ТОП-3 крупнейших компаний Ford выпадает, список выглядит так: Volkswagen Group, Toyota M.C. и Renault-Nissan Allians. Любопытно, что позиции Volkswagen остаются непоколебимыми, несмотря на непрекращающуюся череду скандалов: не успел еще отгреметь «дизельгейт», как The New York Times обвинил производителя в негуманных исследованиях.
Токсичность выхлопа дизельных автомобилей проверялась на обезьянах, запертых в герметичных «газовых камерах» — чтобы животные не паниковали, им показывали мультфильмы. Немецкий концерн признал ответственность за опыты.
Половина всех автомобилей продается в Китае и США
В 2017 году было реализовано 95 млн автомобилей, причем почти половина продаж пришлась всего на две станы — Китай (28,9 млн) и США (17,2 млн). Лидерами китайского рынка является Volkswagen — 3,1 млн, Honda — 1,4 млн и Geely — 1,2 млн машин. В США тройку лидеров образовали Ford (2,4 млн), Toyota (2,1 млн) и Chevrolet (2 млн). Для сравнения: общий объем российского рынка в 2017 году составил 1,5 млн автомобилей.
Читайте по теме:
Автоисторик сфотографировал в Киеве редчайший Maybach, стоимостью $900 000
Покровительственная окраска
Компания Axalta, являющаяся крупнейшим в мире поставщиком автомобильных эмалей, опубликовала исследование, согласно которому самым популярным в мире цветом автомобиля является белый: так окрашивается 39% всех машин — 26% в чистый белый цвет и еще 13% — с перламутровым оттенком. На втором месте, ожидаемо, черный — 16% автомобилей, из которых только 3% окрашены в чистый черный, остальное — черный перламутр. На третьем месте серебристый: 11% всех машин. Согласно исследования Ford, вкусы россиян не слишком расходятся с мировыми: у нас доминируют белый, черный и серые цвета.
Лучшие из лучших и худшие из худших
На сто автомобилей приходится 110 поломок за два года — таков результат самых надежных, согласно рейтингу американской компании D.J. Power, автомобильных марок – Lexus и Porsche. На втором месте Toyota — 123 поломки, на третьем Buick – 126. В ТОП-5 входит Mercedes-Benz (131 поломка) и Hyundai – с результатом 133 неисправности. Это, кстати, лучше, чем у BMW, которая заняла 6 сточку — 139 поломок.
Что касается самых ненадежных марок, это Fiat — 298 неисправностей, Jeep (209) и Infinity – 203. Последнее примечательно, ведь Infinity является премиальным суббрендом Nissan, результат которого гораздо лучше — 170 поломок на 100 машин за два года.
Читайте по теме:
Крепость на колесах: самые безопасные автомобили 2017 года
Tesla ушла в минус
Фанатам Илона Маска есть от чего прийти в уныние: первая автокомпания Кремниевой долины индустрии в 2017 году показала убыток в $671 млн. Кроме того, выяснились неприятные факты: до 90% электромобилей Tesla Model S и X сходят с конвейера, имея различные дефекты — от сколов лакокрасочного покрытия до отсутствия ряда запчастей.
Так что компании буквально разоряется на доделках. Нельзя не отметить, что Маск и в этой ситуации увидел отличный повод для рекламы: он объявил, что лишает себя зарплаты до тех пор, пока компания не начнет расти в цене. За 10 лет себестоимость Tesla должна увкличится в 10 раз.
Подушка замедленного действия
Одной из самых неприятных проблем прошлого, как и позапрошлого и, видимо, нынешнего года остаются подушки безопасности японский компании Takata Corp. Проблема в том, что они могут взорваться и серьезно ранить или даже убить водителя — таких бракованных изделий Takata успела произвести 285 млн штук.
Причем в компании знали о дефекте, но скрывали информацию. Продукция Takata использовалась BMW, Chrysler, Ford, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Nissan, Honda и Toyota. Отзывы транспортных средств продолжаются до сих пор — так, в январе было объявлено об отзыве мотоциклов Honda Gold Wing в США, которые оборудованы водительской подушкой.
Авто
Airbus запустил в воздух первые летающее такси: фото
Разработанный Airbus пассажирский VTOL-самолет Alpha One поднялся на высоту 5 метров и продержался в воздухе 53 секунды. Совершенствовать эти показатели компания будет в ближайшие три года. Первое летающее такси под брендом Vahana должно выйти на рынок к 2020 году.
Первое летное испытание беспилотного электрического аппарата Alpha One состоялось в городе Пендлтон, штат Орегон. Небольшой летательный аппарат совершил вертикальный взлет на высоту 5 метров, продержался в воздухе 53 секунды, после чего опустился на землю.
В испытаниях участвовала полномасштабная модель Alpha One шириной 6,1 м, длиной 5,6 и высотой 2,8 м. Аппарат весит 744 кг и вмещает одного пассажира.
«Мы давно хотели создать одноместный VTOL-самолет на электротяге, который решил бы проблему городского транспорта», — отметил руководитель проекта Зак Ловеринг в блоге на Medium.
Читайте по теме:
Boeing представил концепт гиперзвукового боевого самолета
Ранее Airbus сообщала, что планирует использовать аппараты Vahana в качестве «летающих такси». Пользователь сможет вызвать БПЛА через приложение и добраться из одной точки в другую как в черте города, так и за его пределами. К примеру, из Сан-Хосе в Сан-Франциско можно будет долететь за 18 минут, оплатив $77 за 77 км пути, пишет Хайтек.
Как сообщает Verge, выпустить готовую к эксплуатации модель Alpha One компания планирует к 2020 году, а обслуживать пассажиров Vahana собирается начать в 2022 году.
Число проектов, ведущих разработку «летающих автомобилей», растет с каждым годом. Недавно Intel инвестировала в стартап Joby, который работает над прототипом летательного аппарата с технологией вертикального взлета и посадки. Миниатюрные пассажирские VTOL-самолеты также создают компании SureFly, Volocopter и Workhorse.
Читайте по теме:
Первые летающие машины поступят в продажу уже в 2018 году
Со временем разработчиков летающих такси станет еще больше. В конце января онлайн-школа Udacity открыла прием заявок на курс по разработке «летающих автомобилей». Обучение делится на два семестра, за каждый из которых придется заплатить по $1200.
Авто
Автоисторик сфотографировал в Киеве редчайший Maybach, стоимостью $900 000
В Киеве, оказывается, был один из редчайших автомобилей Maybach SW38 Convertible. Его фото с украинскими номерами запечатлел на улице Золотоворотской известный автомобильный историк Леонид Гоголев.
Правда, это фото он сделал еще в конце 40-х годов, когда в Киеве было много трофейных автомобилей после Второй мировой войны. Как сообщил AUTO-Consulting, сам Леонид Гоголев, в те времена Maybach тоже был редким автомобилем, но в Киеве такой автомобиль был, притом еще и в частном пользовании, судя по номерным знакам. Он частенько был запаркован на улице Золотоворотской, где его и удалось сфотографировать.
Раскатывать на таком дорогом кабриолете могли только высшие армейские чины, иначе его бы тут же конфисковали. А вот как попал в Киев такой редчайший автомобиль, да еще и был поставлен на частный учет? – это загадка.
В самой Германии на этой модели могли ездить только высшие руководители государства или армейские маршалы и даже не генералы. Чей же именно Maybach был потом в Киеве? – также не известно. Как не известно, куда же потом он подевался.
Для понимания, аналогичный экземпляр сейчас продается в США за $900000, а тогда по Киеву спокойно раскатывал такой раритет.
Maybach SW38 в исполнении кабриолет выпускался с 1938 по 1941 год. Он комплектовался двигателем HL 38 140 л.с. и имел 6 цилиндров. Объём двигателя 3817 см3, а максимальная скорость – 200 км\ч. По тем временам – это была просто невероятная скорость для серийного автомобиля. Хотя, слово серийный к Maybach относится весьма опосредственно. Каждый автомобиль был уникален и имел отличную комплектацию, а зачастую и оригинальный кузов.
-
Образование2 недели назад
Как поступить в 10 вузов США и учиться в Гарварде с дочерью Обамы: история Георгия Солодко
-
Woman2 месяца назад
Психолог рассказал, с какими женами мужчины добиваются успеха, а с какими деградируют
-
Woman2 месяца назад
Чем отличается секс с 20-летним, 30-летним и 50-летним: откровения женщин и советы мужчинам
-
Наука3 недели назад
Теория невероятностей: украинка открыла научный способ просчитать свои взлеты и падения
-
Woman3 недели назад
Украинская художница заработала тысячи долларов, создавая уникальные энергетические картины
-
Здоровье2 месяца назад
Эксперты из США рассказали, когда мобильные телефоны вызывают опухоли
-
Здоровье1 месяц назад
Как начать таять на глазах: названы 6 лучших способов ускорить метаболизм
-
Лайфстайл1 месяц назад
Гуру астрологии Оскар Хофман о будущем Украины, особенностях Трампа и превратностях судьбы