Британские и американские ученые в ходе различных экспериментов пришли к выводу, что быть везунчиком можно научиться. В результате исследований выяснилось, что наиболее удачливые люди обладают определенным набором навыков и умением использовать любую возможность. Они каким-то образом научились превращать любую жизненную ситуацию в свою пользу.
Везение может показаться синонимом случайности. Называя кого-то везунчиком, мы как бы отрицаем значимость его таланта или прикладываемых им усилий для достижения цели. Как утверждает профессор по общественному пониманию психологии Хердфордширского университета Ричард Уайзман, счастливые люди «кажутся наделенными сверхъестественными способностями оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы получить больше чем обычные».
Читайте по теме
Как бизнесмен из Израиля приучил миллиардеров сдавать Ferrari и картины Пикассо в ломбард: история успеха Йоси Дина
Но что такого есть у этих людей, чего нет у всех? Оказывается, именно умение “видеть больше” – их ключевой навык. Демистификация составляющих удачи стала личным проектом Кристин Картер – социолога и старшего научного сотрудника Калифорнийского университета, пишет Nautilus .
Несколько лет назад она создала онлайн-курс по воспитанию счастливых детей. В ходе работы Кристин наткнулась на забавную маленькую вещь, которая, казалась, слишком запутанной – удачу. «Что касается научного обоснования, то я всегда скептически относилась к любой концепции, связанной с удачей, – вспоминает Картер. – Нельзя, будучи социологом, утверждать, что всем счастливым людям просто повезло. Мы ведь знаем, что это не так».
Картер изучила работы профессора Ричарда Уайзмана, который также исследовал принципы удачи. Ученый, начинавший карьеру иллюзионистом, затем занялся необычными проблемами психологии. В частности, он изучал типы людей, которые сами определили себя в везунчики или неудачники. «Его методы очень забавные, – говорит Картер. – Он просто бросает на пути людей 20 долларов. Везунчики их замечают и забирают, неудачники – не видят».
Такой подход кому-то может показаться поверхностным и даже странным, но, тем не менее, аналогичные результаты Уайзман получал и в результате других своих исследований, длившихся на протяжении 10 лет – с 1993-й по 2003- гг. В одном из экспериментов ученый раздал участникам газету и попросил подсчитать, сколько в ней фотографий. На второй странице было размещено объявление: «Прекратите считать, в этой газете – 43 фотографии». На пятой объявление почти дублировалось: «Прекратите считать, скажите, что вы видели и выиграйте 250 долларов!». В итоге, эти объявления замечали счастливчики, тогда как неудачники, старательно считая снимки, пропустили их, а вместе с ним и возможность разбогатеть.
Читайте по теме
Профессор нейропсихологии о том, что происходит с мозгом и телом при нехватке сна
В итоге Уайзман предположил, что удача может иметь какое-то отношение к выявлению возможностей, и не остановился на полпути. Руководствуясь результатами экспериментов, он создал «школу удачи», где люди могли изучать методы, способствующие привлечению фортуны и основанные на четырех главных принципах: максимизация возможностей, умение доверять интуиции, ожидание удачи и превращение неудачи на благо. Программа обучения включала в себе медитацию, визуализацию удачи и общение как минимум с одним незнакомым человеком каждую неделю. Через месяц Уайзман провел опрос своих учеников: 80% из них заявили, что стали более счастливыми.
Читайте по теме:
Как прокачать свой мозг: проверенные способы стимулировать умственную деятельность
«Я думала, что если Уайзман сможет научить людей стать «везунчиками», то вы сможете научить этому и своих детей. Но даже если нет, ваши дети все равно получат массу полезных «побочных эффектов», – считает Картер. Она создала несколько основных стратегий обучения, главные принципы которых – открытость, умение поддерживать социальные связи, расслабленность в учебе и отсутствие боязни от встреч с незнакомцами.
Эти стратегии действительно действенны. Чем больше вы наблюдаете за своим окружением, тем выше вероятность, что, в конце концов, вы получите ценный ресурс, или сможете избежать трагедии. Удачливые люди отнюдь не волшебным образом привлекают новые возможности и фортуну. Они живут с широко открытыми глазами. Иначе говоря: все, что оказывает влияние на наше физическое или эмоциональное состояние, также влияет и на так называемое «наше счастье». При этом беспокойство – физическое или эмоциональное – лишает нас случайных возможностей.
Читайте по теме
Откровенное обращение психолога к женщинам: «Научитесь отдавать самый вкусный кусок торта себе!»
«Если вы беспокоитесь о том, что не сможете найти место для парковки, то в буквальном смысле сужаете ваш кругозор. Вы теряете свое периферийное зрение, больше полагаясь на бинокулярное», – говорит Картер. «Закрытые» или подверженные тревоге люди, как правило, с меньшей долей вероятности согласятся на разговор с незнакомцем, считая такую встречу потенциальной угрозой. «Мы учим наших детей не разговаривать с незнакомцами, тем самым учим их бояться других людей. Это не только уменьшает их возможности в социуме, но и вносит тревогу в их жизнь», – говорит Картер.
Идея относительно проста: уменьшить страх и беспокойство детей ко встрече с новыми людьми, и, следовательно, открыть их для возможных выгодных связей, которые могут дать люди.
По словам Картер, изучение закономерности удачи было и остается нелегким делом. Но как только вы это поймете, то сможете увидеть положительные вещи даже в, казалось бы, самых сложных ситуациях. И именно это может изменить ваше отношение к несчастью.
Картера писала в «Huffington Post»: «Мои дети и я обожаем книгу Джона Мута «Дзен в коротких штанишках», в которую входит древняя притча о сыне фермера, сломавшем ногу. Когда его соседи говорят: «Какая неудача!», фермер отвечает: «Может быть». Оказывается, сломанная нога спасает его сына от войны…».