Ученые рассказали, какие клетки в мозгу убивает алкоголь

Алкоголь не только повреждает работу мозга в общем, но и уничтожает нейрональные стволовые клетки – регенеративный материал нашей нервной системы. К такому выводу пришли американские ученые.

Команда исследователей под руководством доктора Пин Ву (Ping Wu) из Медицинского колледжа при Техасском университете в Галвестоне провели серию экспериментов на мышах и обнаружили, что этанол нарушает дифференцировку нейрональных стволовых клеток (НСК).

«Взрослый мозг продолжает продуцировать стволовые клетки, которые дают начало новым функциональным нейронам, замещают поврежденные клетки и строят новые связи. Воздействие на этот тонко настроенный процесс дает нам новый подход к решению проблем, связанных с нейродегенеративными заболеваниями», — говорит доктор Ву.

Для изучения судьбы НСК у «пьющих» лабораторных мышей ученые применили новейшую технологию генетического картирования. Метод позволяет отслеживать ДНК клеток из поколения в поколение.  «Из трех зон, содержащих нейрональные стволовые клетки – субвентрикулярной, субгранулярной зоны и таницитового слоя – субвентрикулярная зона боковых желудочков мозга оказалась наиболее подверженной хроническому воздействию алкоголя. Здесь клетки были наиболее восприимчивыми, нарушалась их дифференциация и восстановительные процессы», — заявляют ученые.

Согласно выводам доктора Ву, этанол со временем убивает подавляющее большинство НСК, лишая центральную нервную систему возможности нормально регенерировать и адаптироваться.

Как насчет разницы между женщинами и мужчинами? Опыты на грызунах ярко продемонстрировали, что самки гораздо более восприимчивы к воздействию спиртного по сравнению с самцами-алкоголиками. Симптомы алкогольной интоксикации у них развивались быстрее, а нейрональные стволовые клетки истощались гораздо более высокими темпами.

«Вероятно, самый интересный вывод работы заключается в том, что пол играет решающую роль в прогнозировании реакции НСК на употребление этанола. Тем не менее конкретные механизмы и причины разной восприимчивости мужчин и женщин требуют дальнейшего изучения», — говорится в заявлении Ву.

Основная гипотеза: из-за различий в активности ферментов организм мужчин и женщин по-разному обезвреживает этанол, и молекулы его метаболитов поступают в головной мозг в разных концентрациях. Как бы то ни было, всем любителям горячительных напитков есть о чем беспокоиться. Теряя восстановительные резервы, мозг становится более подверженным деменции, а при инсультах или черепно-мозговых травмах шансы на полное восстановление его функций резко сокращаются.

Подробности этой научной работы сообщает журнал Stem Cell Reports.

По материалам: medbe.ru