Статистика свидетельствует о том, что ежегодно в нашей стране фиксируется более ста тысяч инсультов. Именно от болезней систем кровообращения и кровоснабжения чаще всего умирают украинцы, а ежегодная динамика распространенности заболевания весьма тревожна. «Если человек хотя бы единожды фиксировал у себя сам или во время медицинского осмотра повышенное артериальное давление, он не имеет права махнуть на это рукой и думать, что все в порядке, поскольку «ничего не болит», – убежден врач-нейрохирург по оказанию ургентной помощи Олег Серкиз. Что же должен знать каждый о таком коварном заболевании как инсульт? Как распознать его первые проявления и какие профилактические меры следует предпринимать украинцам, вне зависимости от возраста, чтобы не стать жертвой болезни? Мы встретились с доктором за чашкой кофе после его напряженной рабочей смены, чтобы получить ответы на эти вопросы и узнать о тонкостях такой сложной, но очень нужной профессии.
Инсульты: корень возникновения
Основными причинами возникновения ишемического инсульта, как нарушения мозгового кровообращения, являются: гипертоническая болезнь; атеросклероз сосудов, снабжающих головной мозг; наличие проблем с сердцем в виде аритмии и (или) протезированных клапанов, что может обуславливать образование тромбов и их миграцию в мозговые сосуды; проблемы с кровью.
Читайте по теме:
Инсульт передается по наследству – ученые
Если говорить о геморрагических инсультах, которые вызваны кровоизлиянием в мозг, то в этом случае распространенной причиной возникновения болезни являются врожденные аномалии человека. По этой причине возникают порядка 5-15% инсультов данного типа. В частности, речь идет о генетически обусловленных дефектах в развитии сосудов, которые во взрослом возрасте приводят к развитию кровоизлияний. Такого рода инсульты в основном затрагивают пациентов в возрасте от 40-60 лет, однако могут встречаться и у молодых людей 25-35 лет. Если же речь идет о гипертонических кровоизлияниях, то в этом случае проблема касается людей пожилого или старческого возраста.
Кстати, существуют наблюдения, согласно которым прием женщиной оральных контрацептивов может провоцировать развитие венозных и артериальных тромбозов. На сегодняшний день это не столь распространенная причина возникновения инсультов, но тем ни менее подобного рода случаи имеют место быть. И в литературе, и на практике.
Стресс как косвенная причина
Одной из причин, которая может провоцировать возникновение гипертонического криза (и, как следствие – закончиться инсультом), является такой спутник повседневной человеческой жизни как стресс. В этом контексте регулярные физические нагрузки – must have для каждого человека. Это может быть что угодно: пробежки, пешие прогулки, плавание, езда на велосипеде… Именно спорт служит мощнейшим противодействием стрессу и сводит его уровень до минимума. Заметьте, перечисленные виды спорта не сопряжены со значительными финансовыми тратами – они требуют лишь наличия желания у человека и немного времени ежедневно. Конечно, если человеку приятнее занятия гольфом или посещение яхт клуба – это его право, но в целом спорт не предполагает существенных денежных трат.
Диагностика: как распознать болезнь
Уметь распознать первые признаки инсульта должен (нет, просто обязан!) каждый человек. Тревожным сигналом должно стать наступление одного (или целого комплекса) внезапно возникших нарушений организма. Таких как: нарушения речи, зрения, движений и чувствительности в конечностях. Повторюсь: даже один из перечисленных выше моментов должен послужить к незамедлительному обращению к врачу. Оперативная консультация невролога даст возможность понять, влияет ли возникшая неврологическая симптоматика на мозговое кровообращение и определить дальнейший сценарий медицинских действий.
«Золотым стандартом» в вопросах диагностики является проведение томографии головного мозга. Более доступным и быстрым в выполнении методом является компьютерная томография. В качестве метода полной диагностики производится магнитно-резонансная томография. Кроме того, пациент в обязательном порядке должен быть осмотрен кардиологом (для исключения кардиальных причин возникновения инсульта и обследования сосудов головного мозга).
Читайте по теме:
Нейробиолог о способности людей самоисцеляться: «То, что раньше считалось чудом, сейчас уже – норма»
SOS: что должен знать и делать каждый?
Существует понятие доврачебной помощи, первой медицинской помощи и квалифицированной помощи в специализированных учреждениях. Базовыми знаниями доврачебной помощи обязан владеть каждый человек. Обнаружив симптомы инсульта у себя или любого другого человека – будь-то родственник или случайный прохожий на улице, необходимо сразу же вызвать скорую медицинскую помощь. Именно это действие, этот звонок должен быть первоочередным. Любые другие меры и занятия будут потерей драгоценного времени для человека и в последствии могут привести к плачевному результату.
При наличии у человека нарушения дыхания, остановке сердца (отсутствии пульса на сонных артериях) – необходимо незамедлительно начать реанимационные мероприятия, то есть действия, направленные на поддержания функций кровообращения и дыхания. В частности, речь идет об искусственном дыхании и непрямом массаже сердца. Конечно же, далеко не каждый из нас – реаниматолог, но тем не менее каждый, имеющий среднее образование человек, должен владеть базовыми медицинскими знаниями и уметь проводить основные реанимационные мероприятия. Благо, на сегодняшний день существует множество курсов по оказанию первой медицинской помощи, в том числе – и бесплатных. Я бы не советовал пренебрегать такими знаниями: каждый из нас в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации и крайне важно понимать алгоритм действий при наступлении форс-мажоров со здоровьем.
В случае, если вопрос о реанимационных мероприятиях не стоит и человек с признаками инсульта чувствует себя относительно нормально, необходимо сопровождать его в машине скорой помощи до больницы.
Профилактика: действия на предупреждени
Согласитесь, вряд ли все люди завтра пойдут и сделают себе ангиографию, чтобы обнаружить аневризму или врожденную мальформацию. А вот соблюдение элементарных профилактических мер по отношению к своему здоровью– это реально. Более того – это просто необходимо.
В первую очередь следует начать с коррекции образа жизни. Поясню, что конкретно имеется ввиду. Во-первых, отказ от курения. Во-вторых, соблюдение корректного питания. Заметьте, я не употребляю словосочетание «правильное питание» или «диета», а имею виду такой рацион, который соответствует физической активности человека и его энергетическим потребностям. Конечно же, не следует переедать, поскольку это негативно отражается на пищеварении, состоянии сосудов и как следствие – приводит к нарушению снабжения мозга и сердца. Соблюдение вот таких на первый взгляд элементарных вещей– это уже профилактические меры возникновения инсультов. Кроме того, не следует пренебрегать профилактическими кардиологическими осмотрами.
Крайне важно также осуществлять контроль артериального давления как базового мероприятия для профилактики инсульта. Особенно это касается людей, которые преодолели 40-летний возрастной рубеж. Если речь идет о пациентах с зафиксированной гипертонией, то такой контроль должен производиться ежедневно, в тесном взаимодействии с врачом – кардиологом. Очень часто пациенты допускают грубую ошибку, игнорируя необходимость коррекции лечения. Иными словами, если врач-кардиолог 20 лет назад (условно говоря) назначил вам прием определенного препарата и вы продолжаете пить его по сей день, а давление измеряете хаотично и нерегулярно – это путь в никуда.
В целом, если человек хотя бы единожды фиксировал у себя сам или во время медицинского осмотра повышенное артериальное давление, он не имеет права махнуть на это рукой и думать, что все в порядке, поскольку «ничего не болит». Это аксиома, которую должен принять и усвоить каждый. Ведь если люди будут ответственно относиться к своему здоровью, это поможет решить львиную долю их проблем!
Языком цифр: тревожная статистика
Статистические данные говорят о том, что в Украине происходит около ста тысяч инсультов в год. «Мировая» цифра впечатляет еще больше: порядка 17 млн населения планеты ежегодно «знакомятся» с этой болезнью и ощущают на себе ее пагубное действие. Кроме того, следует отметить, что в мире наблюдается тенденция к старению населения (в том числе – как следствие роста технологий и инновационного прогресса). Соответственно, со старением населения растет и число инсультов как болезни, характерной для людей определенного возрастного сегмента.
Привести статистику заболеваемости по гендерному распределению достаточно сложно, в этом случае показатели зависят и от возраста человека, и от конкретной страны, и от других факторов.
Динамика заболевания как в мире в целом, так и в Украине в частности, отрицательная: число инсультов стремительно растет. Так, в некоторых странах показатель заболеваемости вырос на 50-70% по сравнению с 10-летней давностью. В этом контексте следует думать не только о лечении, но и о диагностике заболевания. Ведь инсульт – это не всегда парализованный пациент, у которого отсутствуют движения в руке, ноге и речь; часто болезнь не проявляет себя такой серьезной клинической симптоматикой.
“Инсульт – это не всегда парализованный пациент, у которого отсутствуют движения в руке, ноге и речь; часто болезнь не проявляет себя такой серьезной клинической симптоматикой“
Конечно же, показатель заболеваемости по инсультам и смертности от них напрямую коррелирует с уровнем экономического развития страны. Соответственно, чем лучше уровень работы служб, которые осуществляют борьбу с инсультом, чем выше культура профилактики и диагностики заболевания, тем ниже уровень смертности населения в этом контексте.
Новшества в отрасли нейрохирургии
При всем сказанном выше (я имею в виду скорость «распространения» болезни по нашей стране и мире в целом), нейрохирургия – одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей в медицине. Это дает надежду на изменения статистических данных в лучшую сторону. Существенный прорыв мы наблюдаем в таком направлении как эндоваскулярная нейрохирургия, которая позволяет эффективно и наименее травматическим путем лечить пациентов как с ишемическими инсультами, так и с кровоизлияниями в мозг.
Кроме того, стремительно развиваются технологии в ракурсе разработки новых имплантов, позволяющих осуществлять коррекцию сосудистых поражений при инсультах. Уже на сегодняшний день внедрены технологии, которые дают возможность в течении нескольких минут произвести полноценную диагностику инсульта и определить его причину. Не стоит на месте и диагностика сосудистых заболеваний – и в качественном, и во временном аспекте.
Отдельное внимание стоит обратить на разработку новых аппаратов – ангиографов. К сожалению, такие разработки осуществляются не в Украине, поскольку в нашей стране имеет место большая проблема с научно-промышленным комплексом, который мог бы обеспечить конкурентное развитие отрасли в сравнении с другими странами – Америкой, Японией, Кореей, странами Западной Европы. Наиболее обидный для меня, как для врача, тот факт, что многие инновации изначально были изобретены на территории бывшего СССР, в том числе – и украинскими специалистами, однако эти изобретения не были взяты в разработку. В отличии от выше перечисленных стран, мы не воспользовались должным образом своим умственным потенциалом.
Тонкости профессии
О психологии, смерти и неравнодушии. Во всех профессиях есть вещи, которыми их обладатель гордится, а есть и такие, которые отягощают. Одной из граней обратной стороны профессии нейрохирурга является необходимость сообщать родственникам о смерти близкого человека. Специальные приемы, которые бы облегчили врачу эту участь, мне не известны. Думаю, что к данной грани профессии нужно относиться без героизма, но и без пренебрежения, ведь последнее очень чувствуется родственниками умершего пациента. Безусловно, врач не должен уподобляться роботу, выдающему справки о смерти – общечеловеческая психологическая составляющая должна присутствовать. Другое дело, что грань между равнодушием врача и моральным участием, то есть пропуском через себя патовой ситуации – очень тонка: одному врачу после сообщения о смерти человека нужно два часа медитации, другой же забудет об этом, закрыв дверь в ординаторскую. Мне на данном этапе удается держать баланс – я не медитирую, но и не отпускаю быстро каждую сложную медицинскую ситуацию, едва лишь выйдя за стены больницы и сев за руль автомобиля.
Читайте по теме:
Разрушительница медицинских мифов: 12 главных «разоблачений» Ульяны Супрун
О самом сложном клиническом случае. В своей практике медикам больше всего запоминаются случаи, в которых они допустили серьезную ошибку, оказались не эффективными для пациента или в принципе были бессильны.
Буквально недавно у меня была пациентка – молодая, симпатичная и приятная в общении девушка. Таких пациентов медики называют «социально адаптированными». То есть такими, которым невозможно предьявить, что они не измеряют давление, не следят за собственным здоровьем, пренебрегают профилактическими осмотрами и так далее. Я встретился с абсолютно сознательным человеком, который на протяжении двух последних лет боролся с раком. К нам в отделение девушка поступила с острой неврологической симптоматикой – подозреваемым инсультом. К сожалению, в результате обследования обнаружилось обширное метастатическое поражение головного мозга, не подразумевающее возможность лечения. Такие случаи, когда врач осознает последствия болезни, но при этом бессилен, – встречаются нередко. Очень тяжело видеть перед собой молодого, вполне «сохранного» пациента и понимать, что он обречен. Это тяжело психологически и наиболее откладывается в памяти. Тяжесть данного приведенного случая была еще и в том, что пациентка имела определенное отношение к медицине, осознавала реальное положение вещей и «перспективы» дальнейшего течения болезни. Это было действительно трагично.
О самообразовании. Никто в медика не вложит никакие профессиональные навыки, пока он сам этого не сделает. Поэтому самообразование для врача – основа его профессионального роста. Если есть цель и желание достичь высокого уровня в своих знаниях и умениях, нужно вкладывать в это время, усилия и деньги. Мое самообразование заключается в том, чтобы регулярно пополнять и обновлять ту теоретическую базу знаний, которая находится в голове, а также соотносить ее с тем, что происходит в мире.
Кстати, ведущие европейские клиники абсолютно открыто принимают коллег из Украины, и воспользоваться такой возможностью – просто must have для врача-нейрохирурга.
Читайте по теме:
Нейрохирург Игорь Курилец о тайнах мозга, самых сложных операциях и звездной болезни врачей
О «врачебном» стиле жизни и поддержании здоровья. Безусловно, медикам крайне сложно содержать себя в «оранжерейных» условиях, работая в столь напряженном графике. Самые большие сложности возникают с соблюдением режима питания, сна и отдыха. Однако, я стараюсь придерживаться здоровых подходов в образе жизни – регулярно занимаюсь спортом, 3-4 раза в неделю посещаю спортзал, плаваю, люблю пешие прогулки. Я не нахожу для себя приемлемым табакокурение, поскольку считаю его бессмысленным, алкоголем не злоупотребляю. Вообще, желание врача развиваться и «профессиональный» подход к алкоголю соотнести сложно – это вещи абсолютно не совместимые.
Стараюсь не ущемлять права своей семьи и работы в отношении моего времени и ресурсов. Конечно же, успеть все и угодить всем невозможно: от близких людей зачастую слышу, что уделяю недостаточно времени ребенку или родителям, от коллег – что нужно сделать еще «вот это и это». Однако, в сутках всего лишь 24 часа и даже если на сон выделять лишь три, то все равно все не охватишь и не успеешь. Я это понял и принял.
Не так давно имел возможность провести замечательный уик-энд в Карпатах со своей либимой девушкой. Поднялись на гору Петрос, от чего получили невероятный заряд энергии. Я не психолог, но могу сказать однозначно – поход в горы благотворно влияет на «отключение» человека от его повседневных проблем. Также я люблю проводить свободное от работы время со своей любимой дочерью. Кроме того, я страстный любитель музыки: дома слушаю произведения разных стилей и направлений – рок, джаз, блюз, рок-н-ролл и стараюсь посещать всевозможные концерты, которые, к счастью, нередко проходят в нашем городе.
О медицинском юморе. Не буду лукавить и говорить, что врачи не позволяют себе шутить на специфические темы. Ведь юмор занимает огромную долю в нашей повседневной работе. Думаю, это своего рода психологическая врачебная защита: когда человек длительно пребывает в стрессовых ситуациях, ему необходима разрядка и отдушина, которую он находит в юморе. Зачастую шутки врача воспринимаются позитивно и пациентом, и его родственниками.
Другое дело – что у врача должно быть чувство такта и здравого смысла, чтобы не смеяться над вещами, над которыми смеяться не допустимо.
Любимых «медицинских» анекдотов в моем арсенале нет, а вот смешной случай припоминается. Не так давно я делал ангиографию двум пациентам, находящимся в одной палате. В таких ситуациях мы просим родственников понаблюдать за близким человеком хотя бы до конца дня и в случае каких-то тревожных сигналов сообщить об этом врачу. Так вот, ко мне подошла супруга одного из мужчин, которые лежали на соседних койках в одной палате, со словами: «Доктор, вы не против, если жена второго пациента посидит ночью с двумя?!». На что я ответил: «Если жена не против, то и я – тоже. Но за остальное – не отвечаю!»