Рубрики
Бизнес

Илон Маск устраивает любовные свидания прямо на заводе: вся правда о работе в Tesla

Миллиардер и изобретатель Илон Маск любит говорить о своей одержимости и трудоголизме. Однако, эти жизненные принципы должен взять на вооружении каждый, кто хочет работать в Tesla. А также быть готовым к тому, что реальность окажется гораздо страшнее…

Миллиардер и изобретатель Илон Маск любит говорить о своей одержимости и трудоголизме. Однако, эти жизненные принципы должен взять на вооружении каждый, кто хочет работать в Tesla. А также быть готовым к тому, что реальность окажется гораздо страшнее и прозаичней ожиданий, а с культом Маска придется смириться.

Журналисты Business Insider поговорили с 42 сотрудниками Tesla, чтобы узнать, как работать в одной из самых амбициозных и спорных компаний в мире. Все, с кем общались представители издания, либо в настоящее время работают в Tesla, либо работали в прошлом году. Они занимали различные должности: от рабочего на конвейере, до менеджеров в области производства и продаж. Они работали в разных местах: штаб-квартире Fremont и на заводе «Gigafactory» в Неваде. Некоторые, соглашались разговаривать на условиях анонимности, другие были уполномочены компанией и их заявления были хорошо подготовлены.

ЭПАТАЖ

Однажды, весной 2016 года Илон Маск, генеральный директор Tesla, пришел на свой завод во в Фремонте, штат Калифорния. Он был не один.

Рядом с ним была привлекательная брюнетка, в платье и туфлях на каблуках, которые громко стучали, когда пара прогуливалась по предприятию. У них не было защитной одежды – касок или очков – они просто совершали променад по заводу. Озадаченный сотрудник наблюдал, как пара вошла в конференц-зал, где их ждал романтический ужин для двоих.

Огромный завод Fremont, где Tesla производит свои электромобили – одно из самых передовых автомобильных предприятий в мире, на котором трудятся около 10 000 человек. Именно он сейчас, когда компания пытается справиться с озвученными ее генеральным директором задачами – центр большой драмы.

Читайте по теме 
«Самый трудный год в моей карьере»: у Илона Маска серьезные проблемы

Для Маска Tesla – личное царство, где границы дома и работы размыты, а безумные методы управления зачастую непонятны для большинства.

«Илон всегда делает то, что хочет. Причем, всякий раз, когда захочется», – рассказывал один из очевидцев этой прогулки (в самой Tesla утверждают, что это был всего лишь бизнес-ужин, на который и была приглашена девушка).

Впрочем, для сотрудников Tesla такие ситуации в порядке вещей. Маск пользуется абсолютным доверием большинства сотрудников, которые считают, что они действительно могут сделать невозможное, если Илон их об этом попросит. Миллиардер, в 47 лет бросивший вызов скептикам и решивший изменить мир с помощью электромобилей, делает ставку на свою волю и упорство. Те, кто работают с Маском, сравнивают ситуацию с наркотической зависимостью.

Сотрудники Tesla заявляют, что им нравится миссия компании: создавать красивые электромобили и мощные солнечные батареи, помогая таким образом миру и меняя его. Это благородная цель, которая вдохновляет многих.

«Это будущее, – говорит Брантон Филлипс, сотрудник Tesla Production Control на объекте Fremont- Мне нравится все, что мы делаем и наша миссия. Мы творим историю».

Это похоже на голодную «стартап-культуру», которая сейчас стремится потеснить крупные и стабильные корпорации. Но в этом и слабость Tesla. Чувственная компания, построенная на образе и имидже Маска несет в себе многие из недостатков своего создателя. Это место, где долгие часы работы, хаос, бессердечие руководителей и противоречивые поступки босса просто перемалывают исполнителей. Во всяком случае, так говорят многие сотрудники.

Стремясь достичь высоких задача в производстве, поставленных Маском, Tesla сожгла невероятную массу денег и материалов – 3,4 миллиарда долларов в 2017 году и еще 1,05 миллиарда в первом квартале этого года (это стало известно после публикации отчета о рекордных убытках). Расходы, по-видимому, снижаются, но многие опасаются, что до конца года компания все еще будет ощущать нехватку денег. Маск уже попытался изменить ситуации, заявив о желании сделать Tesla полностью частной компанией. Свою идею он раскрыл постом в Twitter.

Сейчас, стиль управления Маска оказался под пристальным вниманием, и все большее число сотрудников и инвесторов задаются вопросом: пришло ли время для роста компании.

ДЛИННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ, ЗАНЯТЫЕ ТУАЛЕТЫ

Джонатан Галеску – сварщик, который работает на конвейере Tesla Model X, начинает свою смену в 5:50 вечера, а следующие 10-12 часов тратит на устранение дефектов автомобиля. Tesla тестирует и исправляет автомобили на сборочной линии по мере их производства. Галеску говорит, что часто ему приходится просто бежать рядом с лентой, выполняя свою работу.

Джоната пришел в Tesla четыре года назад и видел, как мечты и амбиции многих идеалистов, столкнувшихся с реалиями работы на предприятии, рушатся.

«Люди уходят либо уже после первых пару часов, либо чрез неделю, – рассказал Галеску. – Был один парень, который пришел свежим прямо со старшей школы в 18 летнем возрасте. Это была его первая работа, и он был рад: «Я хочу работать семь дней в неделю, 12 часов в день!». Примерно на пятый день он лежал на полу, плача. Парень ушел вскоре после этого».

Галеску – один из членов группы, которая настаивает на создании профсоюза в Tesla. Он действительно истощен, и говорит о том, что сыт по горло работой в невероятных условиях.

Читайте по теме 
Илон Маск: от «Железного человека» к злодею

По словам инсайдеров, дела действительно обстоят не лучшим образом. К примеру, на объекте Gigafactory Tesla трудится огромное количество народу, слишком мало туалетов. По словам одного из сотрудников, однажды кто-то просто справил нужду рядом с туалетом прямо на бумагу, поскольку потерял надежду дождаться своей очереди.

Но надо быть честными: многие сотрудники быстро адаптируются к гигантскому объекту. «Да, вы стараетесь не пользоваться туалетом за 15 минут до начала смены, – говорит Джордж Стюарт, руководитель направления по производству батарей в Gigafactory. – Разве что в столовой чувствуется, что средней школе действительно много народу».

Сама работа – быстрая и непредсказуемая, основана на принципе взаимозаменяемости. Сотрудников могут быстро перебросить на другой участок, заставив их тренироваться прямо во время производственного процесса на незнакомом им конвейере. Иногда конвейер ускоряют, что понять, может ли вся система работать на других оборотах.

Самые счастливые сотрудники Tesla, включая Стюарта, называют себя трудоголиками, которые хотят работать по 70 с лишним часов в неделю. «Вы получаете массу страстных, конкурентоспособных людей. Это почти похоже на самонадеянное поведение в баре», – говорит Барта, один из менеджеров. Он работает так много, что иногда просто ночует на работе.

К тому же, этот тяжелый труд действительно неплохо оплачивается. «Многие говорят, что здесь сложно, но я начал с легкой задачи и минимальной зарплатой, просто таская 50-60 килограммовые коробки вверх, – рассказывает Мигель Каррера, который, как и многие здесь, работает по 70 часов в неделю. – Но это того стоило. Два года назад я жил в машине, сейчас готов купить дом. Для меня это действительно лучшая работа в мире».

Но для того, чтобы действительно понять, как работает Tesla, вы должны узнать отношение сотрудников к своему боссу.

 «КУЛЬТ ИЛОНА»

Пришло время ежеквартальной встречи. Сотрудники, разбившись на группы, нервно переминаются с ноги на ногу в ожидании своего знаменитого генерального директора. Когда он идет к импровизированной сцене, все они взрываются бурными аплодисментами.

«Здесь большой культ Илона, – говорит один из инженеров-программистов. – Ни в одной компании, в которых я работал ранее, на ежеквартальных встречах не провожали выход генерального директора для выступления аплодисментами».

В Tesla Маска можно увидеть везде и всюду: стоящим за спиной у рабочего возле конвейера, прогуливающимся по предприятию или за окном своего кабинета. Многие из его поклонников стараются даже специально попасть ему на глаза или сделать все, чтобы увидеть босса.

Маск действительно выглядит внушительно – высокий и широкоплечий, он словно генерирует вокруг себя массу энергии. «Я сталкивался с ним пару раз, – говорит один из бывших сотрудников PR-отдела. Он создает «силовое поле». Ты почти физически чувствуешь невероятную энергию». По словам сотрудников, Маск бывает разным: злобным и кричащим, дружелюбным и эмоциональным.

Илон проводит столько времени на производстве, что практически у всех сотрудников есть истории о том, что они видели его с подушкой и одеялом или спящим: у конвейера, под столом в конференц-зале, личном кабинете. Сам Маск признавался, что он был настолько истощен, что использовал снотворное.

Некоторые сотрудники признавались, что боятся Маска, а их непосредственные руководители предупреждали о запрете подходить близком к Илону или фотографировать его. Но в тоже время, как рассказал один из менеджеров, несколько раз встречавшийся с Маском, «если у вас есть идея, которая принесет пользу Tesla, Илон не колеблясь начнет ее реализацию».

Читайте по теме 
Уходите с совещания, если вам нечего сказать. Илон Маск раскрыл 6 главных секретов продуктивности

«Человек может выполнять работу быстрее робота? Да, робот проиграет, – говорит Джулиас Батисте, руководителей одного из направлений по производству Model3. Однажды команда, занимающаяся эргономикой автомобилей, предложила установить специальные пазы стульев работников конвейере, чтобы они могли сидеть во время работы. «Маск согласился. Но обычно он всегда на 10 шагов впереди вас, заставляя вас думать быстрее и в более широком направлении», – рассказал один из бывших сотрудников.

Маск обещает, казалось, невозможное и добивается поставленных целей. Он создал два огромных предприятия в капиталоемких областях – электромобили и космическое кораблестроение, превратив их в жизнеспособные предприятия.

Генерируя столько противоречий, Маск заставляет людей выходить из зоны комфорта, создавая новые способы решения различных задач. «Илон – удивительный провидец. Он был настолько прав, что его идеи актуальны и спустя пять или десять лет. Он вдохновляет. Он бросает вызов и подталкивает людей к тому, что они начинают выполнять и делать то, о чем даже не могли подумать. В некотором роде это действительно здорово», – говорит анонимный инженер-программист.

«ЖИЗНЬ TESLA»

Некоторые из сотрудников называют работу в компании жизнью, а это может означать, что вы потеряете жизненный смысл, когда цели будут достигнуты. Но справедливости ради стоит отметить, что такое восприятие не слишком отличается от работы в других технологических компаниях Силиконовой долины. Но напряжение в Tesla намного больше. «Илон обычно говорит: «Мы внедряем это сегодня или через пару недель, – рассказывает бывший инженер компании. – Если ты читаешь его письмо, или публикацию в социальной сети, ты знаешь, что обязан сделать это».

Все эти резкий перемены влияют на все операции компании: от программного обеспечения до самого конвейера. Вначале, есть определенный азарт: цель заключается в том, чтобы создать новые продукт, или внедрить действительно инновационную технологию. «В Tesla постоянно новые идеи, новые подходы и новые принципы. Это похоже на наркотик, без которого нельзя жить. Вы знаете, что это неправильно, но вы наслаждаетесь моментом, поскольку Маск говорит вам, что вы меняете мир и вклад каждого имеет значение».

Но зачастую сроки, установленные Маском, нервируют или даже злят тех, кому поручено внедрять в жизнь его придумки. «Однажды он заказал нам проект, на который требовалось 10 недель. Когда Илон услышал об этом, он заявил: «У вас есть шесть». А спустя две недели скажет: «Нам нужно сделать это на две недели раньше. В итоге, вместо 10 недель на реализацию проекта вы получите четыре. Это невероятная нагрузка. Он «сжигает» людей, словно сумасшедший», – рассказал инженер-механик.

По словам пользователей Glassdoor, баланс производительности и времени в Tesla составил 2,6 из 5, что намного ниже, чем у других автомобильных компаний. Средний срок пребывания сотрудника в компании Маска составляет 2,1 года, что значительно меньше, чем, например, у Apple, где каждый сотрудник в среднем проводит пять лет.

Страх перед увольнением также чувствуется в атмосфере. Один из инженеров сказал, что Маск легко расстается с людьми. Однажды Маск уволили целую команду, работавшую на конвейере. «Мы как-то шутили с приятелем, – рассказал один из менеджеров по продажам солнечных батарей. – Встречаясь, мы улыбались и говорили: «О, какой сюрприз. Мы снова встретились тут, я думал, что он уволит кого-то из нас».

«ПИСЬМА «СЧАСТЬЯ»

Многие сотрудники рассказали, что Маск действительно одержим, но, как и другие «гении мира», он «не лучший лидер». Другие считают, что, соглашаясь на работу в Tesla, вы принимаете образ жизни и принципы Маска. «Вы не должны быть творческими, вы обязаны просто выполнять свою миссию, – рассказал один из инженеров. – Если вы этого не понимаете, говорите о своих чувствах и проблемах, вас, вероятно, уволят».

По словам бывшего вице-президента компании, «Маск ужасен при операционной деятельности и в управлении. Вся структура управления в Tesla бессильна и ужасна. Есть исключения, но в среднем большинство менеджеров компании понятия не имеют, что они делают».

Маск говорит, чтобы любой сотрудник любого уровня писал ему напрямую о своих мыслях или проблемам. Многие говорят, что им нравится такой подход. «Tesla открыта для коммуникаций на любом уровне, – говорит Шерил Блэквелл, менеджер службы безопасности. – Нет никакой иерархии. Я никогда не чувствую, что не смогу подойти к нему со своими идеями».

Читайте по теме 
Самоотдача высшего уровня: Илон Маск признался, что ночует на заводе Tesla

Но некоторые сотрудники считают, что такая система может принести больше вреда, чем пользы. По их словам, Маск может переправить письма сотрудников одному из вице-президентов с простой трехбуквенной директивой: «WTF». «Это вызовет огромные ссоры, и вы будете тратить дни, решая какую-то проблему, которая таковой не является, – говорит один из руководителей. – Предоставление сотрудникам доступа к электронной почте Маска создала массу проблем в повседневной работе. Есть много причин, почему существует цепочка команд».

СТРАХ ПЕРЕД «ТВИТАМИ»

Но это еще полбеды. Иногда «твиты» Маска вызывают настоящую панику в компании, учитывая, что о своих идеях или планах Илон предпочитает заявлять публично, а большинство этих идей озвучиваются до того, как непосредственные исполнители узнают о них. Читая «твиты» Маска, некоторые сотрудники раздражаются и злятся: «О, так это то, что мы делаем сейчас?».

К примеру, в июне Маск сообщил в соцесети, о специфике создания электрического пикапа. Уровень детализации был неожиданностью почти для всех.

Один из рабочих вспомнил другой инцидент. «Один из парней, с которыми я работал, был в команде по расчете производительности автомобиля. Зачастую утром он качал головой: «Вы видели последний «твит» Илона? Он хочет добавить ракеты в машину прямо сейчас».

И это действительно правда. 5 июня во время ежегодного собрания акционеров Tesla Маск действительно объявил, что инженерам компании придется поставить ракетные двигатели на новую версию Roadster, которая появится на рынке в 2020 году. Непредсказуемость комментариев Маска в Twitter заставила некоторых членов совета компании призвать его воздержаться от такого рода сообщений.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Некоторые сотрудники рассказали журналистами, что они обеспокоены не только эмоциональным выгоранием. Производственная безопасность в Tesla является одной из самых спорных и закрытых тем. По данным Центра расследований, общий коэффициент травматизма в Tesla  был значительно выше, чем по всей стране. Да, завод вряд ли может считаться полностью безопасным местом, однако в Tesla заявляют, что сейчас ситуация значительно лучше. «Не должно быть абсолютно никаких сомнений в том, что мы глубоко заботимся о благополучии наших сотрудников, и что мы стараемся изо всех сил стараться поступать правильно и реже терпеть неудачи, – говорилось в заявлении. – Когда дело доходит до безопасности, наши показатели сравнимы с данными других автомобильных компаний. Мы улучшаемся с каждым месяцем и будем продолжать делать это, пока у нас не будет самый безопасный заводов в мире».

Среди нововведений, сенсорные костюмы работников, чтобы отслеживать их передвижения и свести к минимум часто повторяющиеся несчастные случаи. Тем не менее, некоторые из рабочих, с которыми поговорили журналисты издания, отметили, что они либо были свидетелями несчастных случаев в те годы, когда там работали, либо травмы случались у них самих. Филлипс, который входит в число сотрудников, добивающихся создания профсоюза, заявил, что только за последние пару лет он стал лично видел, как несколько сотрудников получили травмы на производстве.

Читайте по теме 
Cекретный проект Илона Маска: как работает школа Ad Astra, которую он построил для своих детей

Этому есть и доказательство. В докладе Департамента полиции, полученном Business Insider, отмечено более 300 звонков на номер «911», совершенных с объекта Fremont в период с января 2016-го по март 20180-го, по поводу различных проблем: от порчи имущества до угроз самоубийства.

К примеру, за тот же период с завода General Motor, расположенном в Лейк-Орион и на котором работают 1200 человек, производящим конкурента Tesla – электромобиль Chevy Bolt EV, на номер «911» поступило всего девять звонков, включая сообщения о пожаре на мусорной свалке. Да, вряд ли эти производства можно сопоставить, но тем не менее отличие разительное.

Несколько инсайдеров заявили, что, по их мнению, причина состоит в том, что Tesla нанимает на работу много специалистов без опыта, обучая их непосредственно на производстве. По словам сотрудников, такой подход помогает компании развивать и расти нестандартно. Но у него есть и недостатки.

«В целом, каждое производство по-своему опасно, особенно если у вас есть сотрудники, никогда ранее не работавшие на заводе. Или же вы пригласили людей, чей трудовой опыт ограничивается McDonald’s или Starbucks. Но в Tesla всегда беспокоятся о технике безопасности.

В случае любого инцидента сотрудники должны вызвать службу внутренней безопасности. Работники последней, при необходимости, оказывают первую помощь или же забирают пострадавшего в клинику медицинское отделение. Уже оттуда медсестра может вызвать службу «911».

Плохая новость заключается в том, что, несмотря на то, что конвейер Tesla всегда останавливался на время оказания помощи пострадавшему, потом он снова запускался. Если же несчастный случай или травма были достаточно серьезными, свидетелей произошедшего могут отправить домой – никто не может полностью сосредоточиться на работе, видя, как с кем-то случилось что-то ужасное».

ПЕРСПЕКТИВЫ

В то время как самые счастливые сотрудники Tesla любят компанию, как вторую семью, не все так счастливы. Компания сталкивается с рядом судебных исков со стороны сотрудников, обвиняющих ее в нарушении техники безопасности, притеснениях, и многих других наказуемых вещах. В Tesla отрицают наличие судебных процессов, выдвигая встречные обвинения, а также пытаясь максимально усложнить дело своими исками.

Но, к примеру, два сотрудника Gigafactory сейчас пытаются стать официальными информаторами SEC, а один из них подает иск к Tesla с обвинениями в хакерстве. И, как прогнозируют эксперты, не исключено, что в случае доказанности обвинений, компания может оказаться под внешним управлением, или даже погрязнуть в различных судебных разбирательствах.

Те, кто тесно сотрудничал с Маском, говорят, что выход из сложившейся ситуации довольно просто: пусть Илон остается идейным вдохновителем, но обычные ежедневные управленческие функции передаст другому человеку. К слову, так как это происходит в SpaceX. По словам хороших знакомых Маска, он никогда не мог отказаться от контроля, но управление даже на микроуровене – абсурдно.

Другое дело, что поиск операционного директора, который мог бы качественно выполнять свою работу, не опасаясь Маска и увольнения, не произойдет, если сам Илон не захочет этого. В совет директоров Tesla, как и в других компаниях основанных Маском, входят его сторонники, включая брата Кимбала, друга и спонсора Стива Юрвесона и одного из первых больших инвесторов компании Антонио Грасиаса. Согласно официальным заявлениям компании, двое последних, как и остальные члены правления – «независимые директора», согласно требованиям законодательства. Но, как известно, Юрвесон и Грасиас инвестировали в другие компании Маска – SpaceX и SolarCity.

После того как наружу всплыли финансовые проблемы Tesla, совет директоров, возможно, получил дополнительную мотивацию, найти квалифицированного операционного директора, независимо от того, будет ли Макс возглавлять компанию, пишет The New York Times. По словам одного из инженеров Tesla, «лучшее, что мог сделать Маск, отказаться от должности генерального директора, сосредоточившись на новых разработках, однако он все еще думает о производстве».

Но для многих других сотрудников, слезы и многочасовой труд – неизбежная часть создания нового продукта. «Tesla делает то, что не делают другие. Мы принимаем вызовы, потому что хотим придать ускорение миру в развитии устойчивой энергетики, – говорит менеджер по робототехнике Дженнифер Лью. – Если вы думаете присоединиться к Tesla и готовы к интенсивной работе, могу сказать, что это будет действительно хорошим опытом, который вы не получите нигде, несмотря на пока еще существующие проблемы с запуском новых производственных мощностей».

Total
2
Shares
Поделиться 2
Tweet 0
Pin it 0