Портсмут – небольшой городок с населением чуть больше 21 000 человек в американском штате Нью-Гэмпшир, похоже уже всерьез бросил вызов доллару. Здесь масса магазинов и заведений принимающих оплату в криптовалюте, а также расположен Технологический институт Blockchain – учебный центр по криптографии. Репортер Дрю Миллард прогулялся по Портсмуту, в который он приехал ради встречи с «битконин-парнями», решившими изменить мир.
СВОБОДА И ПРОТЕСТ
Жители Портсмута всегда ненавидели правила. Город, основанный в XVII веке, уже в 1864-м имел 120 баров, 30 борделей и всего троих полицейских. Именно в этом городе Энни Оукли летом давала бесплатные уроки стрельбы женщинам, и именно здесь, согласно легенде, знаменитый пират Черная Борода спрятал свои награбленные сокровища. Сегодня Портсмут – это городок, в котором внедорожник Tesla Model X, с номерами Live Free, обгоняет меня на пути к The Seacoast Repertory Theatre, в вестибюле которого находится банкомат биткоинов.
Читайте по теме:
Как живет советник по криптовалютам: путешествия, закрытые VIP-вечеринки и круглосуточная работа
Но, дойдя до нужного места, я сталкиваюсь с первым разочарованием. Оказывается, не возможно просто вставить свою кредитную карту в банкомат, чтобы перевести нужную сумму в криптовалюту. Нужно найти реальный банкомат, снять наличные, вернуться к этому месту и поменять кэш на битконин. Причем, придется “дать” машине как минимум сотню – биткоин нынче настолько дорог, что с двадцаткой вам здесь делать действительно нечего. И пусть эта криптовалюта пока еще не достигла фантастической цены в 20 000 долларов, как было совсем недавно, она все еще в фаворе. А Портсмут – непризнанная мировая столица биткоина. По данным CoinMap.org, в городе около 24 предприятий, включая рестораны, магазины одежды, бары, рестораны, студию йоги, танцевальную студию, парикмахерскую, юридические конторы, которые уже в качестве единицы расчета принимают криптовалюту.
Многие из бизнес-центров Портсмута, ориентированных на криптовалюты, сконцентрированы на небольшом пятачке, центром которого является Free State Bitcoin Shoppe, который и вовсе не принимает расчет кредитными картами или обычными деньгами. Магазин принадлежит Деррику Фримену и Стивену Цейлеру – паре энтузиастов и разработчиков криптовалюты, которые стали пионерами этого направления в городе. Объясняется все предельно просто: парни – соучредители AnyPay – приложения, которое позволяет торговым компаниям принимать криптовалюту, как расчетное средство. Цейлер, согласно его профилю в LinkedIn, два года работал разработчиком криптовалютной компании Ripple и учился в Австрийской школе экономики, которую, несмотря на громкое название, вряд ли можно назвать стандартным учебным заведением.
Для Фримена и вовсе протест – главный смысл жизни. В его биографии – создание протестных блоггов и подкастов, а также многочисленные аресты за гражданскую позицию. Он протестует против существующей системы образование, был замечен среди участников сепаратистского движения и даже пишет песни.
Планируя свою поездку в Портсмут, я предварительно связался с Цейлером и Фрименом, чтобы договориться о встрече и экскурсии в их магазин. Фримен ответил мне, что магазин открыт ежедневно с 12:00 до 20:00, однако предварительно нужно записаться.
Читайте по теме
В Словении установили первый в мире памятник биткоину: фотофакт
Он не соврал. Когда я прихожу в Free State Bitcoin Shoppe, меня встречает надпись на двери: «Вход только по предварительной записи» и номер телефона. На всякий случай, пробую войти. Заперто. Через стекло я вижу, что на стенах магазина висят фотографии Айн Рэнд, Эндрю Джексона, Эдварда Сноудена, Фридриха Хайека и Росса Ульбрихта.
Никогда в жизни я так сильно не хотел вышибить дверь, подобно Брюсу Уиллису в фильме Брюса Уиллиса, ворваться внутрь и спросить, возьмет ли их биткоин-банкомат мою кредитную карту. Но вместо этого я звоню по указанному номеру телефона. Автоответчик говорит мне текущий курс биткоина и просит оставить сообщение. Мне ничего не остается, как подчиниться.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Уходя, я размышляю о ценности криптовалют. Их сложно назвать деньгами в привычном нам смысле этого слова. По крайней мере сейчас, когда истории со взлетом и падением биктоина спровоцировали настоящую истерию. Вряд ли сегодня кто-то захочет тратить свои биткоины на покупку кошачьего корма, все рассчитывают на то, что цена на него прыгнет, и уже завтра при необходимости ты сможешь купить целый вагон этой еды.
«Подавляющее большинство людей не хотят жертвовать лояльностью бренда ради утопических идеалов», – сказал мне недавно один мой друг предприниматель. По его мнению, бренд, к которому мы все лояльны – доллар США. Но если вдруг он окажется слишком нестабильным, битктоин, наверное, готов вмешаться и занять его место.
Это не выглядит чем-то слишком утопическим. Фондовый рынок растет почти десять лет, но в какой-то момент рост должен остановиться. Технический прогресс, потенциальный кризис автокредитования, странные решения Трампа – поверьте, есть множество оснований предполагать, что американская экономика может войти в пике.
Если такой сценарий все же случиться, биткоин – валюта, созданная после финансового кризиса предыдущего десятилетия, стоимость которой не зависит от долгов, корпораций или действий правительства одной страны – может внезапно оказаться очень привлекательной формой денег. Несмотря на то, что по всему миру насчитывается от 3 до 6 миллионов активных пользователей этой криптовалюты, трудно сказать, действительно ли они тратят эти средства, или просто хранят биткоины, надеясь, что его цена по отношению к доллару будет расти. Но если бы мы все внезапно решили использовать биткоин каждый день, такой подход не имел бы значения: вместо того, чтобы рассматривать стоимость этой криптовалюты в отношении к доллару, мы рассматривали бы стоимость биткоина в отношении того, что мы покупали за доллары. И мой визит в Портсмут был в определенном смысле попыткой заглянуть в будущее.
У меня было около 55 долларов в биткоин и 20 долларов – в более дешевом Litecoin, готовых к моему приключению в Портсмуте, но из-за медленной скорости транзакций в сети биткоин (оплата может занять до 10 минут), я решил перевести свои деньги в Dash, быструю и конфиденциальную криптовалюту. Но увы, процесс транзакции останавливается в тот момент, когда я пытаюсь рассчитаться за мои круассан из омлет в одном из кафе, расположенном в нескольких кварталах от Free State Bitcoin Shoppe.
Читайте по теме
Потрясающая история, как биткоин превратился в 100 тысяч для умирающего ребенка
Интерьер заведения напоминает французские рестораны 1930-х голов. Бариста в одежде той эпохи подходит ко мне с iPad. Поскольку мой Dash в облаке, приходится рассчитываться Litecoin. Это занимает время: нужно открыть мой электронный кошелек, сканировать QR-код, показанный мне баристой на iPad, и ждать, пока мои деньги перекочуют в кассу заведения. Но это было захватывающим: одним нажатием я словно выбрался из мира банков и поддерживаемых правительством валют в совсем другой мир, где ни один человек или финансовое учреждение не может помешать мне и повлиять на мое состояние.
Но увы, есть нечто, что препятствует мне начать путь в новый и смелый мир. Дело в том, что мой телефон просто не может выполнить эту функцию и я не могу перевести свои Litecoin на счет заведения. Приходится доставать кредитную карту, чтобы рассчитаться за поздний завтрак.
Читайте по теме
Ненасытный биткоин: может ли на майнинг уйти вся производимая в мире электроэнергия
К баристе, который просит называть себя Бронте, походит девушка, назвавшаяся Зиннией, а я завязываю разговор о мире криптокоммерции. «У нас есть довольно солидный пул постоянных клиентов, которые знают, что мы принимаем оплату в криптовалюте, – говорит Бронте. По ее словам, помогает то, что их заведение расположено рядом с Технологическим институтом Blockchain – учебным центром, предлагающим онлайн-курсы по криптографии. Зинния говорит, что им управляют Фримен и Цейллер. «Биткоин-мальчики», как она их называет. «Наш ресторан – их любимое место» – говорит Бронте, а я отправляюсь к Технологическому институту в надежде, что увижу этих ребят, а они разрешат мне посетить их магазин биткоинов.
Но на двери института табличка: «Только для студентов и преподавателей».
МИСТЕР МЕРТВЕЦ
Я вновь возвращаюсь в магазин, но он по-прежнему закрыт. У дверей – несколько стоек с литературой. На одной из них – брошюры, в которых перечислены заведения и магазины Портсмуту, принимающие криптовалюты. На другой – детский комикс о космических пиратах, которые не доверяют Федеральному Резерву (на последней странице надпись: «Мы отправляемся в космос, но правительство НЕ приглашено!»). Я беру обе.
Из всех магазинов, перечисленных в брошюре, лишь один – Deadwick’s, описанный как «викторианская психическая комната» – вызывает у меня интерес. Когда я прихожу, стереосистема магазина играет партитуру от The Nightmare Before Christmas. Ассортимент товаров довольно интересный – старинные осколки, различные кости, зелья и масла и травы, оккультные книги, статуэтки божества, магическое мыло, карты таро, кристаллы, замысловатые веники, ладан, футболки с необычными принтами серийных убийц Джона Уэйна Гэси и Теда Банди.
Поскольку я еще ничего не купил, используя криптовалюту, приобретаю небольшую серебряную монету с пентаграммой на ней. Это действительно похоже на настоящую покупку. На этот раз приложение не телефоне срабатывает отлично: обмен происходит мгновенно: за 5 долларов я получаю личный колдовской токен.
«Насколько я знаю, мы единственный «колдовской магазин» в мире, который принимает криптовалюту», – говорит мне клерк. Когда я спрашиваю его имя, он просит называть его мистером Мертвецом и говорит, что управляет этим заведением. Мы начинаем болтать о моей монете; оказывается, что он на самом деле называется «алтарной плиткой». Пентаграмма – или пентакль, как он ее называет, «представляет собой землю, воздух, воду, огонь и дух».
Мистер Мертвец рассказывает мне, что на самом деле он – сертифицированный травник, а также практик магии хаоса, которая включает в себя создание сигил: символа, наполненного волей человека, старающегося получить желаемое. «Сигила лично ваша, – говорит он. – Она – создание вашего ума. Это и есть волшебство».
Проникаясь этой мыслю, говорю ему, что «криптовалюты, которые ценны только из-за нашей веры, очень похожи на сигилы». «Это действительно так, – улыбается он. – Это загадка и большой секрет».
На протяжении дня я шатался по городу, заходя в указанные в брошюре магазины и рестораны, общаясь с разными людьми. Но я по-прежнему далек от встречи с Фрименом и Цейлером и все еще не могу понять, как можно увидеться с ними. Чуть выручает продавец, в магазине солнцезащитных очков, где, к слову, также можно рассчитываться криптовалютой. По его словам, если парней нет в магазине, они, вероятнее всего, находятся в Технологическом институте Blockchain. Когда я спрашиваю, должен ли я пойти туда, чтобы встретиться с ними, он лишь пожимает плечами: «Я имею ввиду, что это свободная страна».
«БИТКОИН-ПАРНИ»
На следующий день я возвращаюсь в центр Портсмута, надеясь, что магазин, в который я так хотел попасть, открыт. Но это не так. Когда я вновь пытаюсь дозвониться по указанному номеру, чтобы договориться о встрече, мимо меня проходит молодой человек в брюках хаки и рубашке с которым рукавом. У него короткие волосы и отрешенный взгляд. Ошибки быть не может – это лицо я часто видел на картинках, выдаваемых мне поисковиком. Google идентифицирует его как «Деррика Фримена».
«Деррик?», – спрашиваю я. Он кивает. Говорю ему, что я – именно тот репортер, который связывался с ним некоторое время назад, чтобы посмотреть его магазин и, возможно, записать интервью. Фримен говорит, что для этого нужна предварительная запись. Приходится рассказывать ему свою историю. Он смягчается, открывая дверь в магазин и, несмотря на свой предыдущий отказ говорить «под запись», разрешает мне включить диктофон.
Я покупаю футболку с логотипом биткоина и книгу, которую рекомендует Фримен – «Криптоактивы: руководство инвестора-инноватора» Криса Берниске и Джека Татара. Также за пару американских долларов приобретаю 20 миллиардов долларов Зимбабве. «Эта купюра – лучшее доказательство грустной истории о якобы важности денежной массы, которая является инфляционной до бесконечности. Простое добавление нулей к листу бумаги не делает вас более богатыми, как и не означает то, что в экономике что-то поменялось», – улыбается Фримен.
«Мне нравится заниматься вещами, которые имеют реальную ценность для людей, – продолжает он. – Мне нравилось торговать серебром, пока не появился биткоин». Но сейчас, как он сам говорит, он сосредоточен исключительно на криптовалюте, помогая и поддерживая местные предприятия, которые решили перейти на такой способ оплаты. Например, поскольку в городе нет продуктового магазина, который принимал бы криптовалюту, Фримен поставляет в него выпечку, оплачивая работу своих пекарей виртуальными деньгами. По словам Фримена, когда у покупателей или случайных прохожих есть хотя бы пара минут на разговор, он обязательно попытается убедить их начать использовать криптовалюту. «Обычно пары минут мне достаточно, чтобы человек вышел от меня с электронным кошельком», – улыбается Фримен.
В течении последних нескольких месяцев он оставлял посетителям ресторанов советы по использованию и обмену криптовалют, содержавшие QR-коды, которые при сканировании давали то, что сам парень называл «щедрым подарком». Однако, как он сам признается, люди на самом деле редко пытались получить деньги, которые были оставлены для них.
По словам Фримена, одна из причин, по которой биткоин еще не стал по-настоящему массовым платежным средством, привычка. «Мы просто привыкли, что все должно происходить именно так, – говорит он. – Но используя криптовалюту, мы пускаем в обращение не только другой тип денег, но и другой способ оплаты, серьезно отличающийся от привычного». Для большинства из нас вложение своих средств в биткоин – по-прежнему вопрос веры. В тоже время Фримен называет доллар – «платежным средством, измазанным кровью». «Стоимость ваших сбережений уменьшается с каждым днем, чтобы они могли финансировать войны, – говорит он. – Биткоин не может расти, чтобы кто-то получил возможность платить за ракеты и танки. Если людям нравится мир, думаю, они должны пользоваться теми расчетными средствами, которые соответствуют их ценностям».
В тот вечер я возвращаюсь в Deadwick, заплатив 32 доллара за экскурсию и выслушивая рассказы об ужасных убийствах, случавшихся в этом городе. Когда наконец-то я добираюсь до нужного мне места, то обнаруживаю, что у меня осталось только 22 доллара в криптовалюте. И теперь приходит понимание, что если вы не планируете свою поездку заранее, вас ждут серьезные логистические проблемы и другие неудобства, связанные с использованием криптовалюты. Не говоря уже о том, что курс слишком изменчив.
Но все же, проезжая мимо кладбища и слушая историю о женщине-призраке, которая когда-то превратилась в кошку, я думаю о том, что Портсмут – город, где все может стать реальностью, если вы этого захотите. Деньги, которыми мы пользуемся сегодня, ценны именно потому, что мы решили, что это правильно. В это время наш гид светит фонариков на одно из надгробий. И хотя мы стоим на месте, тень начинает уползать влево, а я – убеждать себя, что это вовсе не тень. Да и в конце концов, кто я такой, чтобы говорить о том, что на самом деле верно?