Один из основателей Microsoft, миллиардер и филантроп Пол Аллен, скончавшийся в октябре прошлого года, получил награду Forbes Lifetime Achievement, ежегодно присуждаемую человеку, внесшему большой вклад в благотворительность. Ранее подобной чести удостаивались Уоррен Баффет, Чак Фини, Билл и Мелинда Гейтс, Тед Тернер, Эли Брод и Дэвид Рокфеллер.
Билл Гейтс – один из лучших друзей Аллена, знавший его со школьного возраста, выступая на торжественной церемонии, заставил всех еще раз вспомнить и по-другому взглянуть на одного из самых известных новаторов и филанторопов современности.
«Для меня большая честь сегодня иметь возможность поговорить о моем друге Поле Аллене. Чтобы в полной мере оценить его философию, вам нужно знать о нем одну вещь: Пол руководствовался невероятным любопытством всю свою жизнь. Даже когда мы были детьми, он, казалось, интересовался практически всем. Позже, он занимался огромным спектром вопросов, которые, на первый взгляд кажутся, не связанными.
Он хотел предотвратить браконьерство в отношении слонов, улучшить экологию океана и развивать умные города. Он финансировал новое жилье для бездомных и образование в области искусств. В 2014 году он присоединился к исследованиям вируса полиомиелита и усилиям по сдерживанию вспышки Эболы в Западной Африке, одновременно создавая новый удивительный институт по изучению искусственного интеллекта.
Читайте по теме
Каким мы его запомним: неординарная жизнь сооснователя Microsoft Пола Аленна
Теперь, когда я рассказал вам о его логике, вероятно, вам легче понять портфолио Пола.
Он занимался теми вещами, которые интересовали его больше всего и в которых, по его мнению, он мог быть по-настоящему влиятельным. Но при этом, заботясь о многих вещах, он был глубоко увлечен каждой из них.
Наверное, в 8-м классе я впервые понял, что страстный Пол может что-то сделать.
Глядя на эту фотографию может показаться, что Пол – мой учитель, однако он всего лишь на года три старше меня. Телетайп – это то, что нас сблизило. Наша школа, Лейксайд, провела распродажу старых вещей и использовала вырученные средства, чтобы купить телетайпный терминал. Мы были одержимы им.
Проблема состояла в том, что это было дорогое удовольствие – 40 долларов. Единственный способ получить компьютерное время – воспользоваться ошибкой в системе. В конце концов нас поймали, но эта история послужила первым официальным партнерством между мной и Полом: мы заключили соглашение с компанией на бесплатное использование компьютеров, если обнаружим проблемы или ошибки в системе. Мы тратили почти все свое свободное время, возясь с любой машиной, к которой могли получить доступ. Но компьютеры были не единственной вещью, которой Пол был одержим тогда.
Он очень любил читать, а сфера его интересов была невероятной: от книг по истории до учебников по физике и Библии.
И это не говоря о его любимо жанре – научной фантастике. Мне казалось, что я читаю много книг в этом жанре, но он посрамил меня. Мы ходили к Полу домой, чтобы посмотреть его библиотеку и убедиться, что я ничего не пропустил.
Папа Пола был помощником библиотекаря в Вашингтонском университете. Каждый раз, когда я приходил к ним домой, там было полно книг. И поскольку Пол много читал, он много знал о многих вещах.
Однажды, я пытался понять, что такое очистка бензина и обратился к самому эрудированному человеку, которого знал. Пол объяснил мне все просто и интересно.
Читайте по теме
Успеть до 25-ти: во сколько открывали свои первые компании 10 самых успешных IT-предпринимателей
Он был круче, чем я. Он играл на гитаре и был действительно Джими Хендриксом. Я помню, как он играл некоторые вещи из своего альбома для меня. Тогда мне было все равно. Но Пол был настолько увлечен музыкой, что хотел поделиться им со мной. Его ранняя любовь к музыке – и поп-культуре в частности – в конечном итоге повлияла на многие его пожертвования.
Однажды, когда мы были с ним в Бостоне, он настоял, чтобы я пошел с ним к ближайшему киоску с прессой. Он хотел показать мне обложку январского выпуска Popular Electronics за 1975 год. Там была фотография нового компьютера под названием Altair 8800, который работал на новом мощном процессоре. Помню, как он показывал мне фотографии и говорил: «Это происходит без нас!».
Пол всегда хорошо видел картину в целом. Он раньше всех понял: по мере того как микропроцессоры становятся все более мощными, единственное, что ограничивает их потенциал – программное обеспечение.
Его способность творчески мыслить и решать сложные проблемы была важна для многих ранних успехов Microsoft.
Через зал от моего офиса и офиса Пола была гигантская комната. Там было множество столов с разными системами, и именно здесь мы с Полом выполняли большую часть нашей работы. Хотя мы были серьезно сосредоточены на работе в те дни, Пол поддерживал свое любопытство и в других вещах. Покинув компанию, он начал отдаваться новым увлечениям, как мог только он.
Однажды мы вместе наблюдали за баскетбольным матче SuperSonics. Он повернулся ко мне и спросил: «Что ты думаешь насчет того, что кто-то может просто купить себе такой клуб?». Я думал, он шутил. Никто из тех, кто хорошо его знал, вряд ли бы назвал Пола будущим владельцем спортивной команды. Но в 1988-м году он купил Portland Trail Blazers, а через несколько лет Seattle Seahawks. Последний оказался очень ценным активом, но точно не из-за покупки.
Дело в том, что тогдашний владелец клуба объявил, что перевозит клуб в Южную Калифорнию. Город был опустошен. Местные чиновники пришли к Полу. Они знали, что он был единственным из интересующихся спортом людей в городе, который бы мог позволить себе содержать клуб. Пол не был большим фанатом американского футбола. Плюс, команда на тот момент была довольно плохой. Но он хотел помочь Сиэтлу, поэтому рискнул и стал новым владельцем Seahawks.
Понятно, что это окупилось.
Пол много сделал для города. Он любил наш родной город и всегда хотел сделать его лучше. Он дал миллионы, чтобы улучшить жизнь бездомных, и помог превратить пустошь в центре в один из самых оживленных районов города.
Он создал очень крутой Музей поп-культуры, поддержал местную альтернативную радиостанцию и даже спас кинотеатр Cinerama, в который мы ходили в детстве. Университет Вашингтона назвал факультет информатики в его честь за его вклад в развитие. Сиэтл – для Института Аллена, который, как мне кажется, еще скажет свое веское слово.
Читайте по теме
Билл Гейтс раскрыл секрет, как правильно нужно читать книги
Пол всегда хотел раздвинуть границы науки. Он сделал это, когда мы тестировали пределы возможностей процессора в Microsoft, и он продолжает делать это сегодня – уже через свой институт.
Когда я впервые услышал, что он создает институт по изучению мозга, я подумал: «Конечно, кто если не он». Пол был одержим пониманием человеческого разума с детства. Как ему удается учиться? Сможет ли когда-нибудь сделать это искусственный интеллект?
Если вы создаете программное обеспечение, важно выяснить, как работает мозг. И чем больше вы изучаете его, тем больше вы понимаете, как мало мы на самом деле знаем. Каждое из подразделений Института Аллена посвящено раскрытию тайн работы тела. В институте есть отделы, которые клетки, биологию и, через несколько месяцев после смерти Пола – иммунологию.
Я бы очень хотел, чтобы он увидел все то хорошее, что стало возможным благодаря его щедрости. Он был одним из самых ярких, вдумчивых и любопытных людей, которых я когда-либо встречал. Он заслужил гораздо больше времени, чем получил, хотя никто не может сказать, что он плохо прожил жил.
«Наша ценность в конечном итоге определяется не долларами, а тем, насколько мы полезны людям», – писал Пол в одном из своих писем. По этому показателю Пол очень ценен по миру. И я действительно скучаю по нему».