Завершение каждого календарного года – традиционное время для подведения итогов и построения планов на будущее. В том числе – экспертных финансовых прогнозов в масштабе страны. Так, редакция PROMAN задалась вопросами: сможет ли Украина в краткосрочной перспективе стать «экономическим тигром» и продемонстрировать миру высокие темпы роста? как макроэкономические показатели страны отразятся на предпринимателях и населении в целом? будет ли государство (а значит – и все мы!) продолжать жить в долг, заимствуя средства у МВФ? придут ли в 2020-м в Украину инвесторы и насколько увеличится доля инновационной экономики? Вопросов, как видите, накопилось немало. И мы решили их адресовать соучредителю аналитического центра «Украинский институт будущего» Анатолию Амелину.
В беседе с экономистом, мы плавно перешли от глобальных вещей и макроэкономических показателей страны до конкретных, прикладных советов. К примеру, удалось узнать, что решение о покупке автомобиля в кредит в Украине можно сравнить с финансовым суицидом. Экономист рассказал, как денежная неграмотность украинцев бьет по их же кошельку, почему банковская ячейка – это лучший вариант защиты накопленных средств в преддверии мирового финансового кризиса, и зачем «раскладывать яйца в разные корзины».
Сегодня Украина не имеет в своем арсенале подготовленных проектов, которые могли бы привлечь в страну миллиардные долларовые инвестиции.
– Анатолий, предлагаю вам составить наиболее вероятный сценарий макроэкономического прогноза для Украины на 2020 год: как себя будет вести гривна и ВВП страны, процентные ставки, какого уровня достигнет инфляция?
– Этот вопрос комментировать достаточно сложно, поскольку любые цифры, которые я озвучу, не будут иметь под собой фундаментального подтверждения. С одной стороны, мы можем опираться на макроэкономический прогноз на 2020 год, утвержденный Кабинетом министров Украины (КМУ, – Ред.), с другой – если к концу текущего года мы столкнемся с мировым экономическим кризисом, то это напрямую ударит по сырьевым странам, к которым относится Украина. Соответственно, кризис отразится как на валютном курсе, девальвации и инфляции, так и на макроэкономических показателях страны. А значит – любой прогноз будет иметь мало общего с реальным положением дел.
Читайте по теме: «Финансовый климат улучшится, когда люди научатся доверять друг другу» — взгляд социолога на Киевский экономический форум
Если же рассуждать в рамках базового сценария, не предусматривающего мировой кризис, то мы можем опираться на упомянутый выше макроэкономический прогноз КМУ. В этом документе зафиксировано, что в 2020 году валютный курс будет составлять 27 гривен за $1. Думаю, что доллар будет придерживаться данной отметки. Нужно сказать, что на валютный курс повлияет несколько факторов – погашение долгов, возможность рефинансировать кредиты на внешних рынках, сальдо торгового баланса (к сожалению, оно по-прежнему будет отрицательным для Украины), приход инвесторов, а также приток денег в страну от трудовых мигрантов. В то же время, есть факторы, которые в макроэкономическом прогнозе КМУ не учтены. Но опираясь именно на эти факторы, необходимо строить альтернативный сценарий. Так, если повышается вероятность наступления мирового кризиса, повышается и сложность рефинансировать кредиты для страны. На макроэкономическую ситуацию также повлияет продолжение или не продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ, – Ред.). В случае, если мировой кризис наступит, то кроме МВФ, денег Украине никто не даст. Если же кризиса не будет, то в 2020 году, благодаря сформированному запасу прочности, мы сможем обойтись без кредитов МВФ.
– Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофей Милованов, комментируя итоги поездки украинской делегации в Вашингтон, отметил, что «страна находится на грани экономического прорыва», а следующий год станет для Украины «годом подготовки к экономическому прыжку». Какие явные и латентные возможности, по вашему мнению, помогут нашему государству обеспечить этот прорыв?
– Наверняка, Министр делал такие заявления, опираясь на Правительственную программу (программа деятельности КМУ на 2020 – 2025 гг., – Ред.). Изучая эту программу, я, если честно, точек прорыва не увидел. Да, есть заявление, что в следующие пять лет нам необходимо привлечь $50 млрд. инвестиций. Да, есть заявление о темпах роста экономики. Но важно понимать, что для роста валового внутреннего продукта (ВВП, – Ред.) необходимы четыре фактора – рост потребления, рост госрасходов, чистый экспорт и инвестиции. Причем последний фактор – приток инвестиций, – самый важный. По состоянию на сегодняшний день, Украина не имеет в своем арсенале больших подготовленных проектов, которые могли бы привлечь в страну миллиардные долларовые инвестиции. Средний обьем инвестиционных средств, который ежегодно привлекает наше государство, составляет $2 – 3 млрд. Никаких предпосылок для увеличения этой суммы в следующем году, я не вижу. Даже рынок земли так быстро эффекта не сможет дать. Точно также и не вижу действий по закладке серьезного фундамента, который смог бы повлиять на рост четырех выше указанных факторов и, соответственно, на рост экономики страны в целом.
– Значит, рассчитывать на то, что в 2020 году в страну придут инвесторы, которые создадут новые рабочие места и производства, не приходится?
– К сожалению, Украина не создала благоприятных условий для прихода в страну инвесторов. Чтобы это произошло, наше государство должно выиграть в борьбе за капитал у стран – соседей. Страны-соседи, в свою очередь, имеют долгосрочные экономические стратегии, приоритеты и стимул для развития. У Украины долгосрочная экономическая стратегия отсутствует. Соответственно, иностранный инвестор не понимает нашу долгосрочную политику, вектор развития и перспективу. Кроме того, Украина не системна в своей фискальной политике: вместо предложений инвесторам стимулов, мы закручиваем им гайки. Получается, что наша страна для инвесторов – не понятна и не предсказуема.
С одной стороны, мы хотим привлечь инвестиции в IT – сектор, с другой – создаем условия, чтобы инвестор из Украины ушел.
– Анатолий, хочу затронуть тему технологий и инноваций. Как в целом технологии будут влиять на экономическое развитие страны в краткосрочной перспективе? На сколько вырастет доля инновационной экономики? Сможет ли украинская экономика трансформироваться в инновационную в 2020-м?
– За один, два и даже три года никакой мощной трансформации не произойдет. Если в 2020-м у нас появится система E-government, которая свяжет в один узел все государственные реестры, если запустится система E-citizens, благодаря которой каждый гражданин сможет через свой персональный кабинет осуществить онлайн – коммуникацию с любым государственным ведомством, то это снизит давление на бизнес, упростит многие административные процессы и станет неплохим драйвером для развития экономики Украины.
Читайте по теме: NED 2019 в UNIT.City: кто трансформирует украинский digital и возглавит переворот в IT
Кроме того, Правительством заявлена задача покрыть всю территорию страны качественным высокоскоростным интернетом. Это может оказать позитивное влияние на производительность труда в отдельных секторах экономики, таких как агросектор, торговля, сфера услуг и так далее. Если Украина совершит заявленные Правительством шаги, то есть предпосылки говорить о частичной трансформации украинской экономики. Но нужно понимать, что без изменения системы инноваций, без защиты частной интеллектуальной собственности, данная трансформация вряд ли будет существенной. Следовательно, в ближайшие год – два я не вижу предпосылок для структурных изменений в экономике страны и тем более – для мощной трансформации ее в инновационную.
– Правительство, кстати, делает ставку на IT – сектор: налоговые льготы для предпринимателей – «айтишников», создание спецфода для поддержки молодых специалистов в этой отрасли. Быть может, внедрение таких инициатив поможет стране увеличить долю инновационной экономики – как считаете?
– Инициативы Правительства, касающиеся IT – сектора, безусловно, хорошие. Но когда, например, фонд (фонд поддержки начинающих специалистов IT Creative, – Ред.) решили создавать за счет денег самих компаний, подняв фискальную нагрузку, у «айти» сектора это вызвало обратную реакцию. Когда законодатели решили усложнить деятельность третьей группы физических лиц – предпринимателей (а многие в этой группе заняты в сфере IT), это также спровоцировало негатив со стороны инвесторов. Ведь что получается? С одной стороны, мы хотим привлечь инвестиции в IT – сектор, с другой – создаем условия, чтобы инвестор из Украины ушел. Поэтому пока у нас не будет системной координации между органами власти – Правительством и Верховной Радой, – инвесторы будут находиться в зоне дискомфорта и риска. А это значит, что притока инвестиций в IT – сектор и, соответственно, увеличения доли инновационной экономики нам ожидать не приходится.
Жить в долг – не есть проблема. Проблема – это привлекать кредитные средства для «социалки».
– Анатолий, мы уже частично коснулись темы кредитования МВФ. Скажите, будет ли страна продолжать жить в долг? А также – сможет ли Украина использовать средства, предоставленные внешним кредитором, как источник наращивания капитала?
– Как я уже сказал, в следующем году мы сможем обойтись без кредитов МВФ. Но в любом случае, Украине нужно будет выходить на внешние рынки заимствования, потому что без этого страна не сможет обслуживать старые долги. В целом, жить в долг – не есть проблема. Проблема – это привлекать кредитные средства для «социалки». Понимаете, когда государство берет кредиты для развития проектов реального сектора экономики (например, транспортной или энергетической инфраструктуры), то деньги идут на капитализацию бизнеса или экономики. Это значит, что привлеченные средства работают в плюс. В среднем на $1 инвестиций, экономика получает $2-$3 отдачи. А когда государство берет в долг, чтобы отдать старые долги или выплатить пенсии – это убивает экономику.
Знаю, что на уровне Правительства звучат заявления относительно снижения доли долгов по отношению к ВВП. Я бы это заявление перефразировал следующим образом: Украине следует снижать стоимость (!) заимствования кредитов по отношению к ВВП. То есть мы должны дешевле занимать, и занимать при этом не на социальные обязательства, а на реализацию экономических проектов. Будет ли так происходить в краткосрочной перспективе? Мой ответ – нет. Ведь в госбюджете на следующий год это не заложено.
– Львиная доля украинцев активно берет потребительские кредиты в банках и микрофинансовых организациях. Если говорить об экономике семьи в контексте «жизни в долг», какие советы по финансовому планированию вы бы дали украинцам?
– Совет один, и он очень прост – не живите в долг. Вообще, контекст словосочетания «жить в долг» может быть разным. К примеру, жизнь в долг в Америке и развитых европейских странах существенно отличается от жизни в долг в Украине. В США вы можете взять кредит на 25 – 30 лет под 2 – 3% годовых. Если же, допустим, вы захотите взять ипотечный кредит в нашей стране, то украинские банки вам предложат средства под 20% годовых. А это абсолютно неподьемно для большинства населения. Соответственно, пока стоимость кредита не будет ниже 7-10%, я бы не рекомендовал оформлять ипотеку.
Покупка автомобиля в кредит – это вообще самоубийство. Как только машина покидает стены автосалона, она теряет 15% своей стоимости. При этом вы продолжаете оплачивать кредит, исходя из базовой стоимости имущества.
Что касается быстрых потребительских кредитов, то они, как правило, очень дорогие. Оформляя такой кредит, вы переплачиваете в два или даже в три раза выше суммы, которую взяли. Тем ни менее, многие продолжают это делать. Думаю, что такая линия поведения обьясняется неграмотностью населения: люди не владеют базовыми финансовыми знаниями, а иногда просто-напросто не умеют считать. Считаю, что кредитные средства можно брать на личностное развитие, образование и бизнес проекты.
– В макроэкономическом прогнозе Минэкономики заложена средняя зарплата на 2020 год в размере 12 497 гривен. Для сравнения, аналогичный показатель в сентябре текущего года составлял 10 687 гривен. Смогут ли украинцы ощутить реальный эффект от этого повышения, с учетом динамики цен и инфляции?
– Смотрите: рост зарплат закладывается на уровне 20%, а показатель инфляции – на уровне 7%. В случае, если мы не столкнемся с мировым экономическим кризисом, то украинцы смогут ощутить на себе эффект от повышения заработных плат. Но эффект этот не будет существенным. Кроме того, расходы людей зачастую растут быстрее, чем их доходы. Если, допустим, повысятся тарифы на коммунальные услуги, то люди позитивную динамику не почувствуют вообще. Другими словами, рост заработных плат украинцев не возымеет критического влияния на рост украинской экономики.
В Украине отсутствует фискальная политика, стимулирующая бизнес.
– Анатолий, вложения в какие активы позволят защитить накопленные украинцами средства? То есть – каким образом лучше всего обеспечить сохранность своих финансов – путем приобретения недвижимости, золота, драгоценностей…?
– В Украине, к сожалению, не развит рынок инвестиций, и хороших инструментов для сбережения своих средств практически нет. Я бы не рекомендовал людям хранить деньги дома; наилучшее финансовое решение перед мировым кризисом, в плане сохранности накопленного капитала, – это иметь ликвидный актив в банковской ячейке. Еще один целесообразный вариант, с экономической точки зрения, – приобретение ценных бумаг, в частности – облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ, – Ред.). Во-первых, денежные выплаты по ним в любом случае гарантируются государством, во-вторых, данные ценные бумаги обеспечивают хорошую доходность. Но опять таки, в случае наступления мирового кризиса, гривна девальвирует и эти доходы могут просто напросто сгореть.
Золото покупать бессмысленно, потому что в Украине очень большая разница в цене между покупкой и продажей этого драгоценного металла. Соответственно, если вы приобретете золото, а через год решите его продать, то уж точно потеряете в деньгах.
Читайте по теме: Добровольный отказ от роскоши и «золото дураков»: известный маркетолог назвал главные потребительские тренды
Недвижимость – тоже достаточно рисковый инструмент сбережений в Украине. В случае наступления мирового экономического кризиса, рынок недвижимости просто остановится. Да, вы можете купить квартиру, но смысл иметь такой актив, если вы не сможете его продать?
– В продолжение «долларовой» темы: как вы уже отметили, КМУ утвердил макроэкономический прогноз на 2020 год, в котором заложил курс доллара на уровне 27 гривен. С учетом этих исходных данных и индекса инфляции, финансово грамотнее и выгоднее будет оформлять вклады (депозиты) в национальной валюте, или все-таки в иностранной?
– Если вы приняли решение класть деньги на депозит, то я бы рекомендовал учитывать следующее. Сумма вклада не должна превышать максимальную сумму возмещения, которая гарантируется Фондом (имеется ввиду Фонд гарантирования вкладов физических лиц, – Ред.). Кроме того, нужно понимать, что если вы кладете деньги на срочный депозит в банке и начинается кризис, то пока он пройдет, ваши средства потеряют свою реальную стоимость. Они просто напросто сгорят. Да, возможность досрочно расторгнуть договор и забрать вложенные средства существует, но при этом вы потеряете проценты по депозиту.
Гривна сейчас более или менее стабильна, но это временный процесс. Тенденция укрепления национальной валюты может как сохраниться в следующем году, так и нет. На это будут влиять две институции – Минфин и Нацбанк, предсказать вектор деятельности которых достаточно сложно. Таким образом, я бы не рекомендовал хранить деньги в одной валюте. Целесообразнее разделить накопленные средства на три части: 30% положить на долларовый депозит, 30% – на депозит в евро, 30% – на гривневый.
– Анатолий, согласно статистическим данным, каждый 24-й житель нашей страны является предпринимателем. Сможем ли мы наблюдать существенные изменения условий для ведения бизнеса в Украине в 2020-м году?
– Я бы не рискнул говорить о существенном улучшении условий, с учетом тех налоговых новаций, которые находятся на рассмотрении в Парламенте. Кроме того, нужно понимать, что на условия ведения бизнеса влияет, в том числе, и платежеспособный спрос. На сегодняшний день я не вижу причин для резкого роста потребительского рынка. Тем более, мы наблюдаем продолжение тенденции трудовой миграции. Еще один немаловажный момент: для того, что бы малый и средний бизнес развивался, нужно иметь ресурсы для дешевого кредитования. Допустим, я хочу шить одежду, иду в банк за деньгами (оформить кредит для приобретения специального швейного оборудования), а мне предлагают средства под 20-25% годовых. Безусловно, я на это не подпишусь, так как это съест всю маржинальность проекта. То есть, имея даже более дешевый трудовой ресурс, чем, например, в Польше, из-за дороговизны покупки оборудования в кредит, я становлюсь не конкурентоспособным на рынке. Плюс в Украине отсутствует фискальная политика, стимулирующая бизнес. Налог на выведенный капитал мог бы стать мощным инструментом для инвестиций в предпринимательство, но законодатели отодвинули этот вопрос в долгий ящик. К сожалению.
– Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, простым, неэкономическим языком, как макроэкономические явления отражаются на простых предпринимателях?
– Давайте для начала разберемся, как макроэкономические показатели отражаются на населении страны. Существует прямая зависимость между ростом экономики и ростом реальных доходов населения. В Украине, при росте экономики на 10%, реальные доходы населения вырастают на 15%. Таким образом, доходы растут опережающими темпами. Как отражаются на населении показатели инфляции? Тут все очень просто: более высокие цены делают украинцев менее платежеспособными.
Если говорить конкретно о предпринимателях, то что важно для людей, занимающихся бизнесом? Им важен рынок сбыта и рост платежеспособного спроса. Чем сильнее развита экономика, чем больше потребительский рынок, тем больше экономических агентов (как предпринимателей, так и граждан, занятых в частном секторе), и, соответственно, тем больше у бизнесменов возможностей для заработка.
– Анатолий, финальный вопрос: с экономической перспективой на 2020-й год, благодаря вашим экспертным ответам, разобрались. А если говорить о перспективах страны на ближайшие пять лет, то есть ли, по вашему мнению, предпосылки рассчитывать, что к 2025-му году Украина сможет продемонстрировать очень высокие темпы экономического развития и стать «экономическим тигром»?
– Не вижу в действиях Правительства шаги, которые были бы на это направлены. Есть только намерения и заявления. Но этого не достаточно.