По мнению нобелевского лауреата по экономике Роберта Шиллера, автора книги «Экономика рассказа», роль повествований и вирусных историй в современном мире настолько велика, что заслуживает серьезного изучения и уже меняет традиционные бизнес-модели.
Казалось бы, литературы или творчество не имеют ничего общего с экономикой и бизнесом. Однако, это только на первый взгляд. В современном, быстроменяющемся мире эти сферы не только тесно переплетены, но и отлично дополняют друг друга. Более того, независимо от того, занимаетесь ли вы бизнесом или нет, новые тенденции имеют серьезные последствия и для вас.
По словам Шиллера, сейчас уже не стоит вопрос, могут ли вирусные истории повлиять на бизнес. Скорее, его нужно формулировать другим образом: насколько велико влияние вирусных историй на бизнес.
Бизнесмены и лидеры должны спрашивать сами себя: являются ли их истории убедительными. Вместе с тем, они должны понять и принять простой факт: нужно концентрироваться не на том, что, по вашему мнению, должны делать покупатели, а на том, что они делают на самом деле. И мы знаем, что люди запоминают истории. Информация становится в двадцать раз более запоминающейся, если ее представить в виде истории.
НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ ЦИФРАМИ
Шиллер утверждает, что одних данных недостаточно для интерпретации экономических сдвигов. «Попытка понять основные экономические события, глядя только на данные, приводит к риску пропустить основные мотивы перемен», – говорит экономист.
Так, после Первой мировой войны Джон Мейнард Кейнс не раз поднимал вопрос, как немцы будут толковать Версальский договор. Он был обеспокоен буквальной ценой, которую страны-победители принуждают заплатить Германию. Он предупреждал, что реакция Германии может привести к худшим последствиям. Кейнс пытался понять, какие нарративы будут составлять люди, а затем делать прогнозы на основе этого. К сожалению, он не ошибся.
Читайте по теме:
Иван Компан: «В прошлом году денежных переводов из-за границы было больше, чем прямых инвестиций в экономику Украины»
Более того, он опроверг уже существующие стереотипы, согласно которым «если вы не можете измерить явление, его не существует».
Как показывает этот пример, Кейнс не измерял или не мог измерить обиду, негодование и экономические трудности, с которыми столкнулась Германия после Первой мировой войны. Однако это не означало, что такие факторы не существовали или не были важны.
ВИРУСНЫЕ РАССКАЗЫ
По словам Шиллера, лидеры, которые хотят быть эффективными, должны также сосредоточиться на повествованиях, интересных для своей компании или клиентов.
Читайте по теме
Экономист Анатолий Амелин: «Лучшее финансовое решение перед мировым кризисом – иметь ликвидный актив в банковской ячейке»
В качестве вирусной истории экономист приводит биткоин. Эта криптовалюта ценна только в том случае, если люди сами повышают ее стоимость. Другими словами, если никто не захочет пользоваться биткоином, его цена упадет. А раз так, нужна история, которая заставит людей использовать эту криптовалюту.
На выходе получаем интересный кейс, согласно которому:
Пересмотр системы ценностей. Поскольку биткойн функционирует вне государственного контроля, фанаты видят в нем позитивные анархистские изменения. Другими словами, предвестника мира, который может существовать без правительств.
Тайна создателя. Загадка основателя биткойна – Сатоши Накамото. Нет никого, кто видел этого человека, но и пока никто не сделал заявлений о том, что такой человек в реальности не существует.
Читайте по теме
СЕО Twitter спрогнозировал будущее биткоина
Преимущество технологий. Пользователи биткоинов могут рассчитывать на то, что находясь на переднем крае современного мира, они окажутся в числе победителей после слияний финансов и технологий.
Стирание границ. Поскольку биткойн не связан с какой-либо конкретной страной, он дает людям возможность выйти за пределы национализма и стать гражданами мира.
Конечно, одно дело – анализировать популярную историю после того, как она стала вирусной. Но как можно создавать идеи с надеждой сделать их таковыми? Оказывается, да.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, СОСТАВЛЯЯ СВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАССКАЗ?
«Люди часто не замечают идеи, если они не являются частью сценария или не упакованы достаточно хорошо», – говорят эксперты. А раз так, то вы должны предоставить им историю, которую они могут пересказать.
Говорите правду. Учитывая большое количество фейковых сообщений и новостей (по данным последних исследований, таких историй в интернете в шесть раз больше, чем реальных), создавайте правдивые и в тоже время вирусные истории.
Включите визуальное изображение. Тут все предельно просто. Добавьте в свою историю ярких красок и эмоций. В таком случае, люди легче представят, что происходит и быстрее «застрянут» в вашей истории.
Читайте по теме
Ненасытный биткоин: может ли на майнинг уйти вся производимая в мире электроэнергия
Цените то, что ценит ваша аудитория. Хотя Шиллер прямо не говорит об этом, его высказывания о биткоине несут в себе месседж для всех рекламистов. Запомните простую истину: вещи имеют ценность только потому, что люди присваивают им ценность. Поэтому, рассказывая о своей идеи или продавая ее людям, недостаточно самому верить в ее успех. Оцените реально, зацепит ли эта история других и будут ли они воспринимать ее всерьез.
Вместо эпилога. Повествования и рассказы формируют мир таким образом, что академические подходы в экономике уже не работают. Каждому лидеру нужно научиться создавать и продавать свои истории, чтобы они стали вирусными. В конце концов, это есть один из критериев современного лидерства: намеренное утверждение собственной точки зрения через красивую историю.