Увы, до сих пор в мире полно насилия. Оно — стало прочной частью этого мира. антиподом добра и любви. При этом до сих пор во многих странах люди бояться открыто говорить об актах агрессии по отношению к себе, домогательствах, унижениях и давлении. Украина — не исключение.
Причина в том считает кандидат социологических наук и психолог Юлия Медведева, что людям сложно избавиться от поведенческих сценариев, которые им навязали в детстве. Миллионы людей долгие годы остаются заложниками психологических травм и не видят, как шаблонное поведение загоняет их волю в глухой угол.
Юлия посетила Всеукраинский форум “Stop Violence — Стоп насилию!”, который прошел в КВЦ “Парковый” в рамках Международной информационной кампании «16 ДНЕЙ ПРОТИВ НАСИЛИЯ», и делится с читателями PROMAN Ukraine своей точкой зрения на проблему.
НАСИЛИЕ ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ЛИЧНОЙ ПРОБЛЕМОЙ
Прийти на мероприятия меня побудил месседж, который уже стал глобальным: объединить общество в борьбе с насилием. И, хотя организаторы и заявили, что целью Всеукраинского форума “Stop Violence – Стоп насилию!” было углубление сотрудничества между украинскими и иностранными организациями, которые противодействуют насилию, — главный аспект встречи, на мой взгляд, был в другом.
Шесть лет назад мы окончательно утвердились в своем желании разделить европейские ценности, стать частью свободного мира, нацией с высоким уровнем самосознания. А это означает, что мы должны быть готовы, во-первых, открыто признавать свои проблемы, а во-вторых, иметь смелость их решать. И насилие, увы, до сих пор остается нерешенной проблемой, черным пятном нашего общества.
Миллионы людей по всему миру ежегодно становятся жертвами абьюзеров. Чаще всего от насилия страдают женщины и дети. При этом в сознании большинства насилие ошибочно ассоциируется лишь с прямой агрессией, применением физической силы или угрозами. Но понятие это намного шире. Да, действительно, насилие — это разновидность агрессивного поведения, целью которого становится умышленное причинение вреда другому человеку. Но это не значит, что расправа может быть не только в виде побоев. Часто насилие скрыто от посторонних глаз, потому что принимает форму сексуального, экономического, психологического и морального угнетения человека. Увидеть, что человек сломлен невооруженным взглядом не получится. Важно, чтобы люди не боялись говорить об этом. Это единственный путь к спасению.
Читайте по теме
В Украине 1,8 миллиона женщин страдают от домашнего насилия
Опасно еще и то, что в нашей стране все еще невысок уровень осведомленности людей о формах насилия. Многие наши граждане годами находятся под гнетом абьюзеров, не понимая, что над ними совершаются противоправные действия. Они не могут их идентифицировать, потому что узко воспринимают понятие: если не бьет, значит и насилия нет. При этом по статистике, которую привела Начальник управления ювенальной превенции Лариса Зуб, 68% украинских женщин хоть раз сталкивались с насилием по отношению к себе, многие же живут в таком аду постоянно.
Постепенно мы отходим от модели, когда государство и правоохранительные органы смотрели на проблему домашнего насилия сквозь пальцы. Невмешательство полиции и желание подвести издевательство над членами семьи под термин “домашние неурядицы” остается позади. Это важный шаг ее и потому, что украинцам укоренить в себе зерна новой ненасильственной идеологии. Нам важно знать о своих правах, взращивать чувство собственного достоинства, формировать вокруг себя свободное от насилия пространство.
НАСИЛИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ
Выше мы уже коснулись темы, что сегодня к уже перечисленным формам насилия относят экономическое и психологическое. И отдельным подвидом психологического насилия можно отнести так называемое насилие перфекционизмом. От него чаще всего страдают дети. Возникает он по причине того, что ребенку задают высокую планку достижений, например, в школе. При этом, если по какой-то причине отметка в дневнике снижается на балл, родители обесценивают его как личность. Нередко такие дети слышат в свой адрес слова о своей несостоятельности, лени, неблагодарности.
При этом самое малое, что может случится с таким ребенком – он станет невротиком с синдромом отличника. Во взрослой жизни это перерастает в нездоровое стремление преуспеть лучше всех во всех сферах и тем самым заслужить любовь родителей. Однако,последствия могут быть гораздо трагичнее. Так, Лариса Зуб рассказала, что ей довелось вести дело, где ребенок стал жертвой родительского перфекционизма. Говорит, что в одной семье девочке-подростку родители внушали, что оценки, ниже 12 баллов говорят о ее расхлябанности. Стоили ей принести 11 или 10 баллов мать начинала ее гнобить. Однажды девочка даже сказала, что покончит с собой. На что мама ей ответила, что ей некогда думать о таких глупостях, когда на носу школьная олимпиада. Итог трагичен: девочка лишила себя жизни.
Читайте по теме
Психолог Оксана Диптан: «Помните: ни у кого нет права осуждать вас, пока вы сами с этим внутренне не согласились»
И таких случаев, увы немало. Детская психика сильно уязвима. Сегодняшним подросткам приходится непросто. Они сталкиваются с буллингом, многие убегают из дома. Дети рассказывают, что часами могут кататься в лифте лишь бы не возвращаться в квартиру, где отец снова издевается над мамой. Но, пожалуй, из всех тезисов приведенных со сцены, ужасающе прозвучала статистика по самоубийствам этом году. Их произошло 117. При этом самой младшей жертве было всего 9 лет.
КОРЕНЬ НАСИЛИЯ: КАК НЕ ДАТЬ ЕМУ ПРОРАСТИ
Дело в том, что проблема насилия уходит корнями в традицию. Ребенок напитывается атмосферой в семье, воспринимая поведение родителей как норму. И культивирование образа мучителя и жертвы начинается еще в детстве. До сих пор во многих семьях формируется культура патриархата. Детей в таких союзах с раннего детства воспитывают в страхе перед главой семейства. Обычно в таких семьях мужчина без зазрения совести может рыкнуть на жену или стукнуть по столу. При этом крайне важно, как на такое поведение партнера реагирует женщина, дает ли она ему отпор, говорит ли о недопустимости такого обращения с ней. Дело в том, что если такого отпора нет на стадии микроагрессии, то в дальнейшем это развязывает абьюзеру руки. Он усиливает накал, а, случаи жестокого поведения происходят все чаще. Остановить этот снежный ком почти невозможно.
Здесь стоит задаться вопросом, почему многим женщинам сложно дать отпор грубияну. Ведь это кажется логичным и несложным действием. На деле же все совсем иначе. Если женщина росла в подобной патриархальной семье и на личном опыте сталкивалась с жестокостью отца или матери, скорее всего и во взрослой жизни она будет искать себе мучителя. Только теперь им может оказаться партнер, муж или даже друг. Женщина несет внутри себя образ тирана как неотъемлемую часть сценария своей жизни. Она просто не понимает, что может быть по-другому, что есть шанс вырваться из замкнутого круга.
Другой стороной медали остается наше нежелание трезво оценить свое поведение по отношению к близким или детям. Критикуя их, мы должны понимать, как сильно можем ранить. Мы должны осознавать, что последствия наших слов могут быть трагичными.
Мы просто обязаны повышать свой уровень культуры и образованности. Людям нужно учиться распознавать насилие и противостоять ему: не бояться говорить, не потакать насильникам и не закрывать глаза на чужую беду. Только при таком сценарии есть шанс выбраться из порочного круга и стать свободнее. Во всех смыслах.