Конкуренция между двумя технологическими гигантами, похоже, движется в неожиданном направлении. В сентябре прошлого года Amazon объявил о своих обязательствах в борьбе за сохранение климата. Пару дней назад свою климатическую инициативу представил Microsoft.
«Это смелая ставка, и необходимость для Microsoft. И это должно стать сигналом для всего мира», – заявил президент компании Брэд Смит. Планы Microsoft действительно масштабные: к 2025 году Microsoft должна перейти на возобновляемые источники энергии для своих офисов и дата-центров, к 2030 году – стать «углеродно-негативной», а к 2050-м году – «компенсировать» выбросы из атмосферы за прошлые периоды. Отрицательный углерод означает, что Microsoft удалит больше углерода из атмосферы, чем выбросит туда в результате своей прямой деятельности.
Обещания Amazon не менее амбициозны: 100% возобновляемых источников энергии к 2030 году, чистые нулевые выбросы к 2040 году, ввод 100 000 электромобилей в парк доставки, инвестиции в размере 100 миллионов долларов США в проекты по лесовосстановлению, а также создание веб-сайт для отслеживания и отчетности по этим обязательства.
Читайте по теме
Тревожное состояние, космос, дезориентация и смерть: необычные тенденции в бизнесе в 2020-м году
Сравнив оба заявления, можно легко увидеть, что Microsoft опережает Amazon в первом раунде климатического марафона. Во всяком случае, в обещаниях. При этом до недавнего времени Microsoft считался аутсайдером в этом направлении среди высокотехнологичных гигантов. К примеру, ранее целью компании были 70% возобновляемых источников энергии для своих офисов и дата-центров, тогда как Google и Apple заявляли о 100% переходе на «зеленую энергию»
Что послужило поводов для таких изменений в политике? Вполне вероятно, что сразу несколько факторов. К примеру, лесные пожары в Австралии. Или ежегодное письмо генерального директора BlackRock Ларри Финка, в котором он назвал изменение климата главной проблемой в распределении капитала.
Кроме того, тема изменения климата возглавляет повестку дня Всемирного экономического форума в Давосе. Следовательно, объявление Microsoft основывалось на увеличении внимания средств массовой информации к данной проблеме.
Читайте по теме
Выше США и России, но хуже Швеции: Украина вошла в топ-20 стран, эффективно борющихся с изменениями климата
Кроме того, на прошлой неделе Amazon угодил в неприятную историю, уволив несколько сотрудников за их позицию в вопросе сохранения климата. Microsoft также сталкивался с подобной проблемой во время сентябрьской забастовки своих сотрудников в 2019-м году. Но вместо того, чтобы заставить их замолчать, компания выпустила свой «климатический манифест».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Наиболее поразительной особенностью «Microsoft Climate Moonshot» является признание ответственности за ее исторические выбросы, а также обязательство удалить весь свой «углерод», выбрасываемый на сегодняшний день, либо напрямую, либо через свою цепочку поставок. Это имеет смысл, поскольку климатический кризис вызван накоплением прошлых выбросов.
Читайте по теме
Благородство Маска: Tesla Model S станет полностью «веганской»
Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года признала проблему исторической ответственности развитых стран за выбросы в атмосферу. Заявление Microsoft – вероятное первого подобного рода заявление от большой глобальной компании. Возможно, это просто пиар-ход, но, с другой стороны, это установление нового стандарта ответственности. В то время как акционеры, как правило, концентрируются на возврате инвестиций сегодня и завтра, Microsoft просит их учитывать и прошлые операции. Это сигнализирует о решающем сдвиге в корпоративном мышлении.
ЭКОЛОГИЯ
Климатическое обязательство Amazon закрыло вопрос экологизации цепочки поставок. В отличие от этого, Microsoft решает эту проблему просто. Согласно заявлению компании, есть три уровня выбросов углерода:
«Прямые выбросы, создаваемые вашей деятельностью – например, выхлопные газы автомобиля, на котором вы ездите»;
«Косвенные выбросы, которые возникают при производстве электроэнергии или тепла, которые вы используете»;
«Источники выбросов могут быть обширными и должны учитываться по всей цепочке поставок, материалах в зданиях, командировках сотрудников и полному производственному циклу.
По оценкам Microsoft, первые выбросы составляют незначительный процент от общего объема. Объем выбросов второго типа составляет около 25%, а объем третьего – 75%. Таким образом, Microsoft признает, что реальная проблема в цепочке поставок.
ДЕНЬГИ
Все это красивые, но затратные планы. Microsoft уже ввел «внутреннюю плату» за выбросы углерода, относящиеся к первым двум пунктам. Теперь он планирует расширить это и на третий. Полученные средства будут вложены направлены на организацию деятельности по сокращению выбросов, включая исследования и разработки, так что к 2030 году компания должна стать «углеродно отрицательной».
ХИТРОСТЬ
В тоже время Microsoft как и Amazon продают свои облачные сервисы и разработки в сфере ИИ нефтегазовой отрасли, помогая компаниям более эффективно исследовать и добывать ископаемое топливо. В этом и заключается противоречие. Никто не может быть чемпионом по климату и все же поддерживать разведку нефти и газа.
Читайте по теме
Валентин Фречка: «Я всегда мечтал стать ученым, который умеет зарабатывать деньги»
Да, мир по-прежнему в значительной степени зависит от ископаемого топлива и будет таким в ближайшие десятилетия. Но если вы хотите стать примером, то должны стремиться к мягкому приземлению сектора, чтобы переход не разрушил экономику и общество. Экономический и социальный коллапс не должен повторяться на глобальном уровне.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Главный вопрос – прекращение разработки новых ресурсов ископаемого топлива. Каждая новая нефтяная или газовая скважина увеличивает запасы ископаемого топлива, что снижает их цену. Как следствие, задержка перехода на возобновляемые источники энергии.
ЗАКАВЫКА
Microsoft бросила вызов индустрии высоких технологий. Его планы – амбициозны. Он признал свои исторические выбросы и обязался удалить их из атмосферы. Тем не менее, он продолжает помогать фирмам, работающим с ископаемыми, что вызывает сомнения относительно его приверженности установлению приоритетов климата над краткосрочными доходами.