Выращивание винограда и производство вина считается необходимым практически во всем мире. И несмотря на почти полное разрушение традиционного стиля жизни, в винодельческом регионе ежегодные процессы по изготовлению напитка продолжаются. Но теперь виноделам приходится сталкиваться с новыми трудностями и задачами, в первую очередь по обеспечению безопасности своих сотрудников и клиентов. Хорошая новость в том, что, похоже, они приспособились.
Производители по всему миру стыкаются с множеством испытаний в своем бизнесе, в то время пока земля готова дать новый урожай. Дегустационные залы остались без дегустаций, экспортные заказы практически полностью остановлены. А рестораны и бары, которые являются надежными точками сбыта вина в обычное время, только сейчас с трудом преодолевают препятствия на пути к перезапуску сервисов.
Италия стала одной из наиболее пострадавших винодельческих стран. Именно здесь наблюдались самые тяжелые последствия вируса, которые привели к переполненными больницам, а также и к сплоченности граждан, поющих вечерами на балконах в знак уважения к медицинским работникам. Но какова реальность на виноградниках и в погребах огромных винодельческих регионов страны?
За исключением подрезки лозы, очевидной задачи в начале года, вирус проник в относительно неактивное время для производителей. Учитывая изменения уклада жизни, итальянские изготовители вина очень серьезно отнеслись к правилам безопасности своей страны. По словам генерального директора Biondi Santi (Монтальчино, Тоскана) Джампьеро Бертолини, они сохранили работу небольшого офиса с несколькими сотрудниками — «все они работают в соответствии с санитарными рекомендациями, соблюдают расстояния, дезинфицируют офисы. А в наших погребах есть возможность следовать привычным процессам, но снова таки в соответствии с рекомендациями по безопасности».
Biondi Santi прилагает огромные усилия для того, чтобы кропотливая работа на виноградниках продвигалась и сейчас. «С февраля по ноябрь у нас есть в среднем восемь или девять шагов в год от обрезки до сбора урожая, чтобы позаботиться о виноградных лозах, — говорит Бертолини, — и также тщательно мы будем следить за ними в этом году».
Тем не менее, все происходит не так, как обычно. «Вся ситуация открылась с новой перспективы», — признается Бертолини, который внимательно изучал перегруженную систему здравоохранения в северной Италии. «Все становится относительным! Лично мне, очень жаль тысячи людей, умирающих каждый день, и все медицинские бригады, непосредственно участвующие в этой пандемии. Мы постараемся внести небольшой вклад в ситуацию, выделив средства местным больницам, так как здесь в Монтальчино чувствуем себя частью нашего общества в целом».
На южном краю страны, на сицилийских виноградниках Tasca d’Almerita, Альберто Таска описывает примерно такую же ситуацию: «Обрезка в зеркале заднего вида и задача на ближайшее будущее — «сосание и рыхление», а также первая зеленая обрезка для удаления излишков листьев и почек, чтобы обеспечить правильное равновесие лоз и идеальную вентиляцию — все, с целью избежать болезней и гарантировать хороший урожай». Как и в Монтальчино, все эти процессы будут продолжаться согласно тщательно продуманным инструкциям по безопасности.
Для СЕО пяти поместий семьи Tasca d’Almerita на Сицилии текущая ситуация в обществе также является не менее болезненной. «Суровая реальность, — говорит он, — это не просто постоянная угроза, которую представляет COVID-19. Это большая, чем когда-либо, крайняя нищета, которую мы сейчас наблюдаем ежедневно. Мы не можем просто говорить о трудностях, с которыми сталкиваемся как производители вина. Сегодняшняя угроза гораздо более серьезная: по мере того, как количество рабочих мест по всей стране уменьшается в геометрической прогрессии, у людей перестает хватать денег на еду. Действовать нужно сейчас».
Возникшая реальность для итальянских виноделов довольно сложная с постоянно накапливающимися проблемами — от безопасности работников до приоритетов урожайного сезона и будущего их отрасли. Для Акселя Хайнца из Массето и Орнеллайи в далекой западной Тоскане, потрясающая новая винодельня, построенная в прошлом году для Массето, оказалась неожиданным благом во время кризиса этого года. Хотя точнее было бы сказать «выкопанная», а не «построенная», так как она находится полностью подземной, прямо под легендарным виноградником Мерло.
«Тот факт, что мы построили винодельню с четким представлением о том, как мы хотим сделать, чтоб было лучше всего для вина, — рассказывает он, — оказалось преимуществом в этот момент. Правильно организованные пространства позволяют нам всем работать на безопасном расстоянии друг от друга».
Что касается будущего, Хайнц говорит: «Это, конечно, непростое время, но нам необходимо и дальше работать, поскольку виноградные лозы проходят свой обычный цикл роста, независимо от пандемии. Я убежден, что когда все закончиться, мы выйдем сильнее, как никогда прежде. Сложившаяся ситуация научит нас фокусироваться исключительно на важных вещах в нашей ежедневной практике, не только как виноделов, но и как людей в первую очередь».
Читайте по теме:
Аналитики назвали стоимость пандемии для мира
Фактически все три производителя быстро переходят от собственных проблем в своих общинах к итальянскому виноделию в целом и связям в мировой винодельческой промышленности.
Очевидно, что, когда бизнес и жизнь начинают неуклонно активизироваться от региона к региону, это время для размышлений. И на фоне недавней боли налицо проявление оптимизма. Хотя Бертолини из Biondi Santi ясно говорит о том, что отрасль по всей стране сталкивается с огромным финансовым ударом, что, по его мнению, ведет к сокращению затрат и трудностям в управлении производством, он призывает правительство Италии и ЕС скоро сделать инъекцию денежных средств. Он также находит надежду в опыте быстрого восстановления страны в прошлом. «Я вижу очень ситуацию похожую на ту, с которой мы столкнулись после Второй мировой войны, — говорит он. — За счет комбинации творчества и упорства, итальянцы создали условия для роста экономики. Итальянцы, когда их заставляют, работают очень хорошо!».
На юге Альберто Таска изучает условия, сравнивая их с теми, что были в 2008 и 2009 годах, когда падение продаж заставило делать трудные выборы как на виноградниках, так и при сборе урожая. «Это намного хуже», — говорит он. И все же «Сицилия — это земля, которая знала много завоевателей, нашествий и народов. Это земля, которой мы гордимся за ее устойчивость». Это может быть сложно сейчас как для производства Таска, так и для винодельной индустрии в Италии в целом, и никто не может сказать точно, что для готовит будущее. Но у всех есть страстное желание двигаться вперед, чтобы подняться после этих трудных месяцев еще сильнее и сплоченнее, чем когда-либо.