Рубрики
Образ жизни

Украинцы против 400-летних буков: Карпаты могут превратиться в пустыню, утопающую в мусоре

Украинским Карпатам – самому живописному уголку нашей страны требуется защита. Proman Ukraine  узнал у экспертов, как каждый из нас и бизнес в общем может поу…

Украинским Карпатам – самому живописному уголку нашей страны требуется защита. Proman Ukraine  узнал у экспертов, как каждый из нас и бизнес в общем может поучаствовать в спасении уникальных украинских пралесов.

Природа Карпат – это живописные горы, целебные минеральные воды, вековые леса и чистый воздух.

Сюда приезжают не только насладиться пейзажами, но и оздоровиться благодаря многочисленным термальным и минеральным источникам. Например, в селе Шаяне, что в Закарпатье, состав минеральных вод похож на «Ессентуки» и «Боржоми». А в Верховине   Ивано-Франковской области есть горящий источник, не замерзающий зимой. Если поднести спичку, вода тут же загорается из-за содержания  в ней газа. Местные жители уверяют, что эта вода еще и помогает лечить гастрит,  болезни почек и печени.

Карпаты – наиболее лесистый регион страны. Здесь сосредоточена значительная часть природно-заповедных территорий Западной Украины, а также коренных старовозрастных лесов.

Читайте по теме:
«Беремицкое»: в Украине создали первый парк тысячелетней природы

«Нетронутые буковые леса Карпат охраняются на международном уровне: в 2007 году их включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это леса в труднодоступных регионах,  практически не подвергавшиеся воздействию человека и развивающиеся исключительно под влиянием природы. Возраст деревьев составляет 300 – 400 лет. Благодаря этому они имеют высокую жизнеспособность, устойчивы к неблагоприятным воздействиям и обеспечивают чрезвычайно важные экосистемные функции: регулирование климата, очистку воды, удержание углерода, сохранение уникального биоразнообразия», рассказывает координатор лесных проектов Всемирного фонда дикой природы (WWF) Роман Волосянчук.

Источник фото: https://www.facebook.com/carpathians.birdlife/

«Наибольшие буковые леса Европы находятся именно в Украинских Карпатах – в Угольско-Широколужанском заповедном массиве. Леса и пралеса являются домом для многих краснокнижных видов растений и животных, в том числе крупных хищников. По нашим подсчетам в украинских Карпатах осталось всего 195 медведей, 420 волков и 305 рысей», – подчеркивает он.

По подсчетам WWF в Украинских Карпатах осталось всего 195 медведей, 420 волков и 305 рысей”

Несмотря на свою ценность, главная туристическая фишка Украины теряет свои природные богатства из-за халатного отношения со стороны властей, бизнесменов и самих местных жителей и вскоре рискует превратиться в пустыню, утопающую в мусорных горах.

Источник фото: https://www.facebook.com/carpathians.birdlife/

Главные проблемы Карпат: нарушение технологий – лесозаготовок – трелёвки (транспортировка) по рекам и потокам, несоблюдение требований законодательства при назначении санитарных рубок в здоровых лесах; мусор, браконьерство.

ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО

Пока туристы смотрят на Карпаты как на место отдыха и оздоровления, предприимчивые бизнесмены не упускают возможности в буквальном смысле «срубить» здесь денег. Одной из главных проблем горного района остаются незаконные рубки лесов. Снимки со спутника последних нескольких лет демонстрируют редеющие леса с проплешинами на месте когда-то растущих деревьев. По данным экологов, площадь горных лесов Украинских Карпат около 1,5 млн га. Однако бесконтрольная вырубка деревьев на западе страны привела к уменьшению показателя лесистости   (отношение площади земель, занятых лесами, к общей площади  земельного фонда страны. – Ред.) с 16 % в 1996 году до 11 % в 2015 году.

Читайте по теме:
Деревья «кричат», когда их рубят, и имеют семейную жизнь

«Усугубляет ситуацию то, что объемы вырубки карпатских лесов существенно превышают их прирост. В Карпатах в среднем прирост на 1 га составляет 4,4 м3 , в то время как браконьерские рубки забирают около 6–7 м3 леса, – сожалеет эколог Владимир Борейко. – Уничтожают лес, в первую очередь, как это ни прискорбно, сами лесники, стоящие на защите зеленого хозяйства. Одна из схем – под видом больных деревьев рубят молодые и здоровые. Таким недугом грешат даже некоторые нацпарки».

Еще одна  беда – вывоз леса-кругляка. Хотя сейчас действует 10-летний мораторий на экспорт необработанных лесоматериалов: древесных пород (кроме сосны) – с 1 ноября 2015 года, древесных пород сосни – с 1 января 2017 года, это не очень-то спасает Карпаты от   массового вывоза леса ценных пород в Европу.

Экологи заявляют: мораторий себя не оправдал.

«Первоначальная идея введения моратория, как ее представляли, заключалась в защите национального производителя и борьбе против коррупции в лесной отрасли на этапе продажи древесины. Однако вместо этого мораторий привел не к росту предприятий, которые изготавливали бы высококачественные товары из дерева, а к примитивизации переработки. Кругляк начали просто распиливать на доски или брусья, не подпадающие под мораторий», – сетует Роман Волосянчук.

Такая примитивная переработка обычно происходит на мелких, часто не зарегистрированных,  нелегальных пилорамах. Если говорить о цифрах, то средняя стоимость 1 м3 необработанного дерева составляет $80 – 90, тогда как среднемировая цена обработанной древесины  – около $950. Выгода для иностранного покупателя очевидна.

Читайте по теме:
«Я никогда не срублю дерево»: 4 бесценных урока жизни, которые дал мне космонавт Каденюк

«Официально, по данным Гослесагентства, нелегальная древесина в Украине составляет менее 1 % от общего объема ее производства. Однако, по оценкам различных независимых экспертов, реальная цифра колеблется в пределах  от 5 до  50 %.  По данным Госстата Украины в 2016 году в стране было произведено около 2 млн м3 пиломатериалов, а их экспорт составил около 3 млн м3. При этом в Украину было ввезено всего 8 тыс. м3 пиломатериалов. Возникает вопрос: откуда появился 1 млн м3? Уж не в результате ли нелегальных вырубок? Ведь дерево можно вырубить и быстро распилить на местной пилораме без документов», – раскрывает  схемы теневого бизнеса по-карпатски Роман Волосянчук.

Беларусь и Россия тоже прошли этап моратория, но были вынуждены отказаться от этой затеи, поскольку метод себя не оправдал.

«Наши gis-эксперты (geographic information system) проанализировали спутниковые фотоснимки львовской части Карпат. Тренд последних лет показывает, что значительные площади вырубок предыдущих лет постепенно восстанавливаются преимущественно естественным путем. Их объем перекрывают свежие срубы. Это наблюдается в течение последних семи лет. Однако  с 2015 по 2017 год прирост свежесрубленных участков увеличился в два раза и резко уменьшил общий положительный прирост лесистых участков. Поэтому важно, чтобы вырубки лесов проводились целесообразно  в соответствии с требованиями законодательства и не нарушали нормативы. В противном случае – экологические системы подвергаются значительной деградации и не могут восстановиться до первоначального состояния», – утверждает Волосянчук.

Лысины украинских гор. Источник фото: Фейсбук Ruslana Lyzhychko

Массовая рубка лесов приводит к разрушению экосистем. На открытой площади под солнцем исчезают травяные растения и грибы, характерные для естественного леса, вместо них появляются их нелесные виды.

“Массовая рубка лесов приводит к разрушению экосистем. На открытой площади под солнцем исчезают травяные растения и грибы,  характерные для естественного леса, вместо них появляются их нелесные виды”

«Лесное хозяйство должно быть сбалансировано – определенный ресурс из леса брать можно, но в объемах и способами, не разрушающими экосистемы и не наносящими значительный ущерб. Такое сбалансированное хозяйство предусмотрено нашими законодательными и нормативно-правовыми актами. Но наша практика соблюдения законодательства и норм еще далека от должного. Проблема – где именно и как рубят – продолжает существовать. Есть массовые нарушения при трелёвке срубленных деревьев – ее производят по потокам и рекам, уничтожая нерестилища форели и всё живое», – развивает тему менеджер лесных проектов WWF в Украине.

Читайте по теме:
Инвестиция в сказку: как спасти украинские замки

Стоит отметить, что в Украине с 18 декабря 2017 года вступил в силу закон об оценке воздействия на окружающую среду. Им, в частности, предусматриваются обязательные общественные слушания в случае, если запланированы вырубки леса на площади более 1 га.

Недавно певица Руслана Лыжичко начала кампанию в защиту карпатских лесов. На своей странице в Facebook Руслана публикует снимки с мест незаконных рубок и призывает и чиновников, и  прокуратуру остановить уничтожение деревьев.

Источник фото: Фейсбук Ruslana Lyzhychko

При восстановлении лесов в горной местности важно учитывать ее изрезанность и гористость. После второй мировой войны на месте срубленных природных буковых или смешанных лесов, растущих в нижнем и среднем высотных поясах, сажали еловые леса. Ель (укр. смерека. – Ред.) растет быстро и дает значительную прибавку урожая древесины за более короткое время, чем другие породы. Однако эти условия для нее слишком теплые – естественным для нее является местность на высоте 1,2 – 1,5 км. Поэтому она быстро перерастает и начинает усыхать.

КАК СПАСТИ ЛЕС

1.Каждый раз, когда путешествуете по горам, обращайте внимание на подозрительную вырубку. Если лесосека без маркировки, вокруг разбросаны канистры с горюче-смазочными материалами или рубку совершают люди без должной спецодежды и касок – фиксируйте увиденное на смартфон с включенной геолокацией. Фотографии с описанием ситуации присылайте в группу «Лесной стражи», в органы Госэкоинспекции и правоохранительные органы, или на сайт: ecomap.org.

2.Еще один эффективный инструмент повлиять на лесное хозяйство – обращаться с фотодоказательствами в Лесной попечительский совет (англ. Forest Stewardship Council , FSC).

Около трети лесных хозяйств в Украине сертифицированы FSC. Это обязывает их проводить лесозаготовки в соответствии со стандартами FSC, которые во многом строже, чем законодательство Украины. За нарушение требований стандартов лесхозы могут потерять сертификат и, следовательно, иностранных покупателей древесины. Именно экономический фактор делает FSC эффективным инструментом воздействия на лесхозы-нарушители.

Как может приобщиться бизнес

Прежде всего, бизнес может приобщаться через закупки сертифицированной FSC продукции (мебели, офисной бумаги, полотенец, салфеток и т. д.).

«Помогут лесам и даже такие маленькие шаги, как использование многоразовых чашек вместо бумажных с примесями пластика, сложно перерабатываемых. Все больше офисов вводят программы экономии бумаги и сбора макулатуры», – рассказывают в WWF.

МУСОРНЫЕ ГОРЫ

Ничто так не мешает наслаждаться природой, как горы из полиэтиленовых пакетов, бутылок и битого стекла.

В Карпатах остро стоит вопрос с утилизацией мусора и нелегальными свалками, особенно возле населенных пунктов. Как объясняет начальник отдела экологической экспертизы, нормирования атмосферного воздуха и обращения с отходами  Львовской областной администрации Назар Сорока, это проблема, в первую очередь, культуры. Людям сложно объяснить, почему они должны платить за вывоз мусора, и они его вывозят  и сбрасывают недалеко от населенного пункта.

«В Карпатах остро стоит вопрос с мусором, потому что не было его централизованного вывоза. Каждый населенный пункт,  преимущественно в горной местности, сваливал отходы где-то неподалеку от своего села. Эта проблема существует и сейчас, потому что есть несанкционированные свалки. Одна из них – в Славском. Эту свалку должны были закрыть еще три года назад, но мусор продолжают привозить ночью или вечером. Мы это видим по фотографиям, которые присылают туристы, она расположена у самой реки. И таких свалок много. Мы их постоянно обнаруживаем, особенно в лесополосе.

Проблемы есть и от туристических баз, и от сельских жителей, не готовых платить, скажем, 20 грн в месяц, чтобы этот мусор вывозили. Взамен они решают сбрасывать мусор в лесопосадку. Ну, и туристы, не готовы донести пакет с мусором к дороге или до автозаправки, выбрасывают его прямо в лесу, в горах – это тоже достаточно серьезная проблема», – возмущается Назар Сорока.

Усугубляет ситуацию то, что люди, создающие антисанитарию, чувствуют безнаказанность. Ведь штрафы за мусор катастрофически малы.

«Если удается поймать на горячем тех, кто выбрасывает мусор в неподобающем месте, штраф измеряется квадратными метрами загрязнения площади. За это предусмотрен штраф от 300 до 1000 грн. Если бы был штраф 10 000 грн, тогда бы нарушитель и сам подумал, и соседу передал, чтобы не мусорил», – предлагает он.

Чтобы решить проблему с мусором общими усилиями, в 2016 году Минприроды Украины создало интерактивную карту свалок: ecomapa.gov.ua.  Каждый желающий может скачать приложение, и, обнаружив свалку, сообщить об этом через смартфон, а инспектора экологической службы в течение 30 дней должны отреагировать на это. За прошлый год в одной только Львовской области так удалось ликвидировать 42 локальные свалки.

После выброса отходов вредные вещества прежде всего попадают в почву, это могут быть ртуть, свинец. А если  это всё достигнет рек или подземных вод, питающих колодцы, это уже может иметь совершенно иные критические последствия.

Сортировкой мусора в области, со слов Назара Сороки, в принципе никто не занимается.  На свалке оказываются не только органические отходы, но и пластик, полиэтилен, выделяющие вредные вещества. Если это отходы животного происхождения от забоя скота, то здесь можно говорить об опасности размножения крыс,  являющихся злостными переносчиками инфекций.

Бизнес пока боится приобщаться к «мусорным проблемам», но позитивные примеры уже есть. В Золочеве Львовской области есть предприятие,  сортирующее мусор. Бизнес постепенно начинает понимать, что на мусоре можно зарабатывать. Крупные компании, особенно с иностранными инвестициями, ведущие экологическую политику, меньше продуцируют отходов, а некоторые вторичные отходы  перерабатываются или сдаются на утилизацию.

P.S.

Вместо того, чтобы привлекать все больше туристов, Карпаты утопают в мусоре и теряют леса. Неконтролируемая вырубка деревьев уже приводит к масштабным паводкам и оползням, а мусор загрязняет грунты и реки. И пока Карпаты всё еще рассматривают как дешевый сырьевой придаток, на котором можно нажиться, экосистема постепенно уничтожается, и для восстановления ей понадобится полсотни, а то и сотня лет, а некоторые представители флоры и фауны из-за политики вопиющей бесхозяйственности могут исчезнуть и навсегда.

Total
1
Shares
Поделиться 1
Tweet 0
Pin it 0